Осведомитель Хармса

  Ох, этот Даниил Хармс! Ну пижон!
  Это надо же во время всеобщей голытьбы и голода ходить, как английский денди! Всегда брюки гольф, под коленкой пуговки. Он никогда не носил длинных брюк. И еще, курил трубку.
  Вот и сегодня, он как обычно отправляется на прогулку.
  Мне он говорил, что охотится за зрелищными уличными этюдами и сплетнями прохожих. По его мнению, это лучший материал для литературы.
  Поэтому Даниил Иванович шел всегда неспешно. Поварачивая голову то влево, то вправо. При этом всегда прикрываясь погруженностью в себя, в собственные мысли. Но это была его одна из уловок. Все его внимание было направлено на события во вне.(я уже тогда думал о нашем с ним сходстве методов при разнице деятельности)
 Его собсвенная интуиция всегда подскаывала ему, где остановиться, а где наоборот ускорить шаг.
  Вот он становился и сделал вид, что рассматривает театральную афишу, но сам вслушивается в крики толстой особы женского пола.
 Женщина торговка, одетая в драный тулупчик, который делал её  толще, жуя булочку кричит:
 -Не проходите мимо! Свежие, горячие, румяные ШКУЛОЧКИ!
  Я хотя и не литератор, а простой сотрудник НКВД, которому дали поручение... 
Но вы поняли...
  И то бы остановился и заинтересовался, что означает это странное слово "ШКУЛОЧКА"?
  Весь народ проходил мимо этой торговочки.
  Я и сам думал, что "Шкулки", могди бы означать "ШКУРКИ".
  И уже представил ободранных крыс и кошек (времена-то наши голодные и холодные) и мне стало  как-то не по себе...
  Оказалось, что торговка вместе с булочкой разжевала букву "Б" и вместо  неё с паром, с её горячих губ слетало протяжное "ШК".
  Даниил Иванович, было видно сразу же понял, что означает это таинственное "ШКУЛКИ".
 Вот что значит Литератор! Хотя признаться я не прочитал не только  ни одной его книги, но и вообще ни одной толстой книги. Всё брошюрки, да газеты.
  Но, меня ценят, как очень умного и даже деликатного сотрудника.
  Однажды, после одной успешной операции, наш шеф,  Генах Гершенович Ягода, вручая мне  значок "Почетный работник ВЧК-ГПУ ХV", пожимая мне руку, сказал:
 - Если бы все сотрудники моего ведоства обладали таким умом, как у вас, товарищ С., то с контрреволюций было бы покончено  уже к 20-й годовщине партии...
  При этом, он помотрел на меня так, словно ворон, на оброненный кусок сыра. Мне бы тогда улыбнуться, но тогда у меня просто подогнулись ноги...
  Знал ли он,что сам будет обвинен  первоначально  в совершении «антигосударственных и уголовных преступлений», затем - в «связях с Троцким, Бухариным и Рыковым, в организации троцкистско-фашистского заговора в НКВД, подготовке покушения на Сталина и Ежова, подготовке государственного переворота и интервенции». Против  Генаха Гершеновича Ягоды выступили его главные сподвижники Я. С. Агранов, Л. М. Заковский, С. Г. Фирин, С. Ф. Реденс, Ф. И. Эйхманс, З. Б. Кацнельсон, И. М. Леплевский и др..
  Так о чем это я? А да, о Данииле Ивановиче Хармсе..
  Он тогда, перешел на другую сторону улицы, к той самой толстой торговке (позднее я с ней познакомился поближе) достал новенькую асигнацию в три рубля и купил у нею булку белого душистого хлеба за два рубля двадцать копеек.
  Я тогда подумал: "Откуда, у бедного литератора?"
  Самое забавно в этой истории, то что Даниил Иванович  своей покупкой, словно  исправил жизнь этой толстушки, которая вместе с булкой прожевала букву "Б".
  После того, как он купил у неё булку и что-то  сказал ей (я стоял в телефоной будки и не мог его слова расслышать, несмотря на свой исключительный слух)
  На другой день я  уже сам стоял в небольшой очереди за булкой, к этой румяной (если подойти поближе)  хорошенькой женщине, а не толстушке, какой она мне показалась издали...
  Я ужу тогда знал, что ждет Даниила Ивановича, конечно не в деталях...
 Спустя  годы  я  часто думал, как бы  мог   помочь ему и подобным  людям?
  И ни до чего  не додумался, кроме того, как просто просить у них Прощения...
  И выразить благодарность Вселенной, что мне великому грешнику довелось видеть, а точнее наблюдать за такими  великами людьми, как Д.И.Х., изучать их жизнь,  образ мышления...
  Да, еще, едва не забыл, как-то на улице в беседе с начинающим поэтом К., Даниил Хармс посоветовал ему, как можно чаще созерцать облака...
- "Это, знаете ли, - сказал он, - помогает нам подняться над этой реальностью, без чего никогда не напишете ничего сколько нибудь стоящего для Вселенной."
  Он так и сказал: "...для Вселенной".
  Вот таким был Даниил Иванович Хармс.
  Буду счастлив, если  мой рассказ донесет кому-нибудь, пусть  капельку от   образа Даниила Ивановича Хармса...


Рецензии
Рассказ донёс ту самую капельку. Впечатлена.

Собственная Тень   01.10.2021 21:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.