Были и школы юнг

БЫЛИ  И  ШКОЛЫ  ЮНГ

По постановлению Государственного  Комитета  Обороны  № ГКО5311 5 марта  1944 г. «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота» началось создание мореходных училищ.  Но создавались еще и школы юнг не столько для подготовки рядовых специалистов морского флота, сколько для спасения детей от беспризорничества. Туда принимали мальчиков с 5-летним образованием и учили три года на матроса, машиниста паровых машин и мотористов-дизелистов. Сейчас Интернет знает только про Соловецкую школу юнг и больше ничего. А я вот лично учился в двух школах: Астраханской, которая работала до  сентября 1946 года в 4-х этажном типовом школьном здании в Трусовском районе. Там было три группы, упомянутых специальностей всего 85 человек. В сентябре их перевезли и влили в Ялтинскую школу юнг. Там нас было уже больше 300 человек. Обучение заканчивалось 30 июня, никаких команд сверху не поступало. И начальник школы отпустил нас всех в отпуск на месяц с 28 июня. Нам объявили, что всем пришлют вызова в Одессу, а там нас трудоустроят. Разъехались, мы с другом приехали в Курганскую деревню к мамам. Нам на месяц как отпускникам дали хлебные карточки по 400 г. Отпуск кончился и хлеб тоже. А кушать надо. Вызова нет. Мы поехали в Москву в ГУУЗ ММФ. Там велят ехать в Одессу. А нам ехать не на что. Нас пытались устроить на работу на Балтику, а наши паспорта в Одессе. Мы попросили послать нас на учебу в мореходку. Туда мы поедем, продав кое что из нашей амуниции. Начальник усомнился, А вдруг вы двоечники? Как, двоечники? Вот мой аттестат за 7 классов. Одна только тройка по Конституции. И мы оказались в Астраханском мореходном училище.

Я окончил 7 классов в 1945 году.  Надо где-то продолжить учебу. Мама без образования тянула нас троих. Но я  не знал ничего про мореходку. А мой друг узнал про школу юнг, у него было 5 классов. Написал туда, ему прислали вызов. Он звал меня с собой, а я хотел закончит 7 классов и не поехал. А после 7 класса поехал вместе с ним сразу на второй курс. Но я ведь мог сразу поступить в мореходку, имея 7 классов. Вот что значит нехватка информации. Я просто потерял два года. А если бы доехал до Одессы и стал мотористом на каком-то трофейном судне, перегоняемом на Дальний Восток. Меня бы уже давно живым не было. Из наших знакомых юнг, кого-то смыло волной, кого-то зарезали в пьяной драке и т.п.

  25.07. 2021   Павел Каравдин


Рецензии
С уважением! Выпускник СВО Ростовского-на-Дону МУ МРХ СССР 1973 г. Поклон из Камчатки!

Геннадий Струначёв-Отрок   22.08.2023 20:18     Заявить о нарушении