Украшения финно-угров
В 1986 г. при изучении одного из белоярских городищ (недалеко от г. Сургута) была найдена могила мальчика лет шести. Он лежал в гробовище, одетый в нижнюю тканую и верхнюю меховую одежду. На нем лежали бронзовые вещи. Ворот рубахи был украшен серебряной фольгой. Одежда и обувь расшиты бисером. На голове умершего мальчика была меховая шапочка. В могиле лежали железный акинак, кинжал, бронзовый топор, кельт и стрела с наконечником. В погребении нашлись также и стеклянные бусы, бронзовые подвески (некоторые в виде животных), нашивные пластины. На подвесках, сделанных их распиленного бронзового зеркала, были процарапаны рисунки, изображавших животных и воинов в шлемах.
Как известно, у ханты цвет сукна зеленый и синий, реже – желтый и черный. Праздничная мужская обувь изящно украшена сложным орнаментом. Коричневый цвет вырезанного и вшитого орнамента замечательно смотрится на выделанной коже. Женский сак искусно оформлен орнаментом из бисера. Бисером украшаются все виды женской одежды. Орнаменты бывают также из пуговиц и меха. Цвет пояса преимущественно красный или желтый. Манси на невесту шьют летом обувь из замши, оленьей кожи, крашенную внизу красной краской.
В том же 1986 г. у села Коноваловки Борского района Самарской области в мордовском могильнике были найдены серьги пилькст (мокшанские) и пилекст (эрзянские), сделанные из тоненькой изогнутой медной проволочки. На проволочку была надета черная из глушеного непрозрачного стекла сплющенная бусина в виде капельки, на которой была еще маленькая прозрачная шестигранная красного цвета бисеринка. Она сохранилась только на одной сережке. У второй на дужке сохранился кусочек распущенного волокна. Возможно, это элемент наушного украшения мордвы – помпончика, сделанного из шерстяных ниток.
Бусы у мордвы назывались крганят, ожнат или эрыть. Украшения из бус были многосоставные и сложные. Самое простое – ожерелье, состоящее из одной, трех, пяти ниток. Бусы могли быть частью многоярусной привески к сюльгаме – традиционной нагрудной застежки мордвы и использоваться в наушно-подвесочных, поясных, набедренных украшениях женского костюма. Бусы из Коноваловского могильника стеклянные, фарфоровые и пастовые. Крупные бусины – из прозрачного красно-коричневого стекла. Другие бусины – из черного глушеного стекла, из полупрозрачного синего, из прозрачного с легким голубовато-зеленым оттенком. В XIX – начале XX в. мордовским женщинам очень нравились бусы из прозрачного и зеленого стекла.
Найдены также бусины из красного прозрачного стекла, покрытые «позолотой». Бочковидные бусины – малинового цвета из прозрачного стекла. На них вручную нанесен рисунок в виде парных листочков, растущих на стебле из одной точки. Похожи бусины из прозрачного стекла с полосчатым рифленем.
Многогранные бусины разные. Бусы со срезанными краями ярко-зеленого цвета и прозрачные. Или как многогранник со скрученными гранями – полупрозрачные желто-оранжевого цвета.
Бусы из фарфора – круглые в сечении. ВXIX в. мордва называла такие бусы пиньдылш. В мордовском мужском костюме бусину, например, можно было встретить справа от плеча или у левого бедра. В мужском костюме была и сюлгама – кольцевая застежка, которая застегивала ворот рубахи. В женском костюме сюлгамой закалывали глубокий вырез – панар, покай. Сюлгамы из проволоки со свернутыми концами и подвижным язычком известны в мордовских могильниках еще с XI - XIII вв.
В Коноваловском могильнике найдены также браслеты из бронзы с растительным рисунком и орнаментом, с геометрическим орнаментом, нанесенным штамповкой.
В 1977 г. И.Б.Васильев исследовал погребение на правобережье р. Самары в Кинельском районе Самарской области. На запястье правой руки взрослого человека был найден простой браслет из железного прута. На шее были бусы из полупрозрачного стекла белого, голубого, желтого и черного цветов. Ожерелье из 103 бусин обнаружили и к западу от с. Нижнеозерецкое Приволжского района Самарской области. Там же были осколок бронзового зеркала и 63 бусины из обшивки низа рукавов и подола платья. Вместе с бусами оказалось и железное кольцо. Подобных находок много.
Очевидно сходство украшений мордовской (мокшанской, эрзянской), хантыйской и мансийской одежды. Даже встречаются одинаковые названия. Видимо, и цвета украшений выбраны не случайно. Белый цвет символизировал добро, удачу и общее благополучие. Черный связывали с богом подземного царства, прося оградить от болезней, страха и смерти. Сочетание черного и белого – это связь Верхнего мира с Нижним. Красный – цвет огня и тепла. А зеленый издавна был символом надежды, весны, жизни и радости.
*Евстигнеева С. Украшения финно-угров //Югра. – 1998.- N 4. - C.46 – 47.
Свидетельство о публикации №221072501297