Случайные совпадения? Или

     В Самарской области есть село Усолье (Шигонский район). Как полагают, село это было основано еще во второй половине XVI века выходцами с реки Камы. Но, возможно, что ханты и манси жили здесь и раньше. Или это были группы финно-угорских племен.
    «Ус» у ханты и манси – это обиталище духов. По-монгольски «ус» - «вода, небольшая речка». Село Усолье находится не только у соли, но и рядом с речкой. По-хантыйски «кам» - «прозрачный, чистый», «без примесей». Отсюда произошло название реки Камы и связанные с понятием «Чистый, прозрачный» (белый) названия рек Белая, Ак Итил и другие. Приток Волги – Кама в XVII веке назывался Кума, а западносибирская река Конда имела левый приток под названием Кама.
     Божество реки у айнов – петурун камуи. Более мелкие водяные духи – вакка уси камуи или най коро камуи, среди которых – хранители и смотрители водопадов, родников, притоков ручьев, озер, болот, входящих в бассейн реки или водосбор. Главный владыка – метотус камуи. Сирампа камуи – дух лесной растительности. Вспомним также лесную девушку Сирингу – прекрасную нимфу с луком и стрелами, которую козлоногий бог Пан встретил где-то за Волгой… Или музыкальный инструмент из стеблей тростника – сирингу, который Пан назвал по имени той девушки. Ивору комо камуи – духи, смотрители угодий.
     Все духи, в сущности, жили в одном определенном месте, называемом «тапка», т. е. на вершине самой высокой горы, у истоков реки. Посещение этого места было под строжайшим табу. Камуи путайро у айнов – «Священное окно», «окно божества». Люди верили, что через него в дом заглядывают «наружные» божества, которые следят, чтобы было все благополучно. Это прямоугольное отверстие в задней стене, загораживать которое было нельзя. Через него в дома подавали мясо убитого на охоте медведя. Это окно всегда выходило к верховьям реки, а дверь – цисе выходила в сторону устья. Камуи для айнов – это и божество, и уважаемое существо, что-то очень важное, как явление, и вместе с тем прекрасное. 
     Медведь – «исо камуи» (медведь – бог, буквально: «бог-добыча» или «зверь-добыча»). Айны любили «воспитывать» медвежат. Если медвежонок был еще совсем маленьким, ему находили женщину-кормилицу. Вместе с тем «Кам, кар, кан» у айнов – мясо, плоть. Камуи нэ – это боги в их действительном обличье, в человечьем. Звери – «тоже люди», и тоже боги. Их звериная сущность – форма, «маска». Помочь камуи освободиться от его формальной оболочки – дело богоугодное. Убить животное-камуи можно, если это необходимо для получения мяса, шкуры и т. д. Человек умирает «совсем», а животное – лишь временно. После убиения и совершения определенных ритуалов животное возрождается и продолжает жизнь.
     Медведь – дар божества гор. Принятие этого дара требовало уважительного отношения как к божественной плоти, так и к божественному духу. Божественные подарки – угощение с пиршественного стола, а также различные жертвы – инау: табак, ритуальные блюда, символические предметы. Одни из них подвешивались медведю пред закланием. Другие разбрасывались во все стороны света, а также относились в лес, туда же, куда и кости медведя.
     Все это сохранилось у манси. Они до сих пор на медвежьем празднике в переднем углу сооружают полку, на которую ставят голову медведя. Перед полкой делают окно – раму, обвивая красивой тканью. Получается как бы окно, из которого смотрит наряженный медведь. Культ умирающего и воскресающего зверя, вероятно, очень древний, но до сих пор широко распространен у народов Сибири и севера, а также у манси Среднего Урала.
     Камуи или камуи хуци – божество огня, божественная бабушка. Ундзи камуи – «хозяйка огня». У восточных хантов красный халат для жертвоприношений Богини Огня – Най. У айнов «Най» - «кормилица». «Най» айны связывали с рекой, т.к. она поит и кормит, дает людям рыбу. Считалось великим грехом бросать что-либо грязное в реку. Это есть и у хантов и манси.
     Крапиву айны называли «мосе». Из ее волокон выделывали белоснежную, сравнительно мягкую материю. Из нее шили халаты (белые вещи), которые носили знатные люди и уважаемые старцы. Сейчас восточные ханты шьют, например, хлопчатобумажный белый халат для жертвоприношений небесному божеству Пост Он-ики (Пост Он-ики сах). По легендам, люди Мось жили где-то на холмистых местах с редким лесом.
     Мось пользовались деревянными и берестяными предметами. И ныне у ханты и манси большие и малые деревянные блюда, чашки, ложки, поварешки, имеют изящную форму. Некоторые детали украшены орнаментом, как это делали айны. Для более объемных вещей сейчас применяют кузова. В кузове ничего не мнется и хранится гораздо дольше, будь то рыба, мясо или ягоды. Кузовки и сейчас разных размеров, но все с крышками и с орнаментом. Кора бересты шла и на табакерки, которые украшали орнаментом при помощи специальных костяных клейм. Из коры пихты, бересты и деревянных обручей готовили шкатулки для хранения мелких вещей рукодельниц. Из дерева и бересты делали походные и ночные детские люльки, сверла, наструги, веретено, расчески, скобели, штампы и многое другое.
     Мось следовали вдоль Урала на север. Мось (Мощь, Мосьнэ, Мощнэ) – сестра Мир суснэ хума, то есть сестра защитника всех людей. Он был белокурым, очень сильным, мудрым, со всеми ладил, оберегал людей от бед и потом контактировал с русскими. Его называли также «Человек на коне» и «богатырь». У Мосьнэ была сначала нарядная меховая одежда, но азиатская Порнэ отняла ее, дав взамен свою, грубую.
     Почитаемых людей, предков ханты и манси называют «най отыры», то есть «божественные», «богатыри». А шаманку называют «няйтнэ». Есть еще в одном понятии – «тэнайн куль» - что значит чертовщина, существующая невидимо, духовно.
     Приливная полоса лукоморья у айнов – «пецара», а сухая песчаная гряда – «отака». Поросший жесткой осокой и низкорослым шиповником берег – «масара». Переставьте буквы – вот вам и «самара».
     Но есть и еще более близкое слово – «саморо», что означало «находящийся рядом», «по соседству», «сбоку». Так назывались, например, острова к югу от Средних Курил – Самуру (Саморо). В VIII веке был такой сегун Отомо–но Суругамаро. «Суру, сура» часто встречается теперь у мордвы, чувашей и хантов. Например, река Сура, или поселение Сурское. Был еще и предводитель – японец Оно-но  Усикаи. Тут не только «уса», но и «он».
     А во второй половине XIV века был хантыйский хан Он или Онсом, живший на устье р.Ишима. Опять «устье, он, хан…». Все это не случайные совпадения, а их нам оставили общие предки.
               
*Евстигнеева С. Случайные совпадения? Или…// Югра. – 2002. – N 4. – С.32 – 33.
* Евстигнеева С. Случайные совпадения? Или…// Берегиня – журнал для вас. -  2015.- № 3 (май-июнь). -  С.41 – 44.


Рецензии
Очень даже познавательно.
У меня есть публикация "Вопросы языкознания 2".

Михаил Близнецов   25.07.2021 21:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!

Светлана Евстигнеева   26.07.2021 05:30   Заявить о нарушении