Молитва. Зарисовки

Опыт передается через поколения. Отцы, матери отвоевывают место под солнцем, встают на ноги, а бабушки и дедушки ненавязчиво учат жизни.

Самая сильная молитва – та, которая идет от души и усвоил ты её в раннем детстве. Именно в детстве мы умеем реагировать на все эмоционально, с верой и благодарностью. Воспитанная в семье коммунистов (читай атеистов), я и сама всю жизнь была атеистом, будучи уже комсомольским секретарем вступила в ряды партии. И четко усвоила правило, которому подчинялась, подчиняюсь и, видимо, буду подчиняться всю жизнь «кто, если не ты». Но Библию прочитала, когда в школе ввели тексты из нее в литературу. Мы учили не вере, так как для нас (и соответственно, для наших учеников) Библия была литературным, историческим памятником и не более того.

Но в отношении веры я и сегодня человек не верующий, а скорее религиозный, то есть допускающий, что есть что-то, что стоит за всем этим миром: не мог, ну, просто не мог он возникнуть таким в его многообразии и красоте.

Когда родились внуки, появилась потребность научить их благодарности, чувству, которое позволяет оставаться ЧЕЛОВЕКОМ совершенным, целостным, в котором присутствуют полнота всех достоинств, присущих именно ЧЕЛОВЕКУ. А как это сделать с малышами? Придумала молитву (слова этого не употребляла, просто учила благодарить).

«Иисус Христос, Дева Мария, люди с других планет, все святые, мои святые, благодарю за маму, за папу…»

На этом месте всегда возникал спор, так как они на 1 место ставили бабушку, то есть меня, а я говорила, что на первом месте всегда стоят родители, то есть люди, которые помогли попасть тебе в этот мир, затем не бабушка, а бабушки (у тебя их две), дедушки, братья … Потом ты можешь назвать того, кого еще очень-очень любишь, и он тебя любит так же сильно. С трудом, но они приняли такую позицию хотя бы в молитве.

Продолжаю с ними вспоминать и благодарить:

«… за мир, в котором я живу».

Прошли годы. Внук прилетел на каникулы. Я его спросила, а помнит ли он детскую молитву, которой я его научила? И с удивлением и радостью услышала ее с первого до последнего слова.

Сколько раз в их жизни были ситуации, когда, не напоминая о молитве, я показывала ее действие в жизни.

Внук подрос. У него свои правила, свои взгляды на жизнь, и они не всегда правильные. Дважды были ситуации, когда отец (мой сын), чтобы вразумить своё чадо, поднял на него руку, то есть наградил пощечиной. Тот, уйдя из дома, сел в кафе (за три тысячи километров от меня!) и набрал мой номер. Заявил, что ушел из дома и туда никогда не вернется. Узнав о причине спора, я спокойно (40 минут!) говорила с ним о том, о сем и только тогда, когда он успокоился, объяснила, какой ужас испытал отец, узнав, какой темой он интересуется.

 

- Когда ты повзрослеешь, ты поймешь, что твой папа так поступил из страха за тебя, потому что любит, очень любит тебя и ни за какие коврижки не согласится потерять своего сына.

Знаешь, отец может и пожурить, и наказать порой, но, если тебе что-то будет грозить, он закроет тебя своей грудью. Чужой дядя этого не сделает: ему до тебя нет дела. Просто поверь мне на слово. И мысленно поблагодари отца, что он вовремя вмешался и, возможно, спас тебя от необдуманного поступка.

И еще запомни: человек, который на том конце провода, взрослый, хитрый, ему до вас, пацанов, нет дела, но он, именно он, может вас толкнуть на необдуманный поступок, потому что владеет способностью убеждать, внушать.

Через два часа внук снова набрал мой номер и сказал:

- Бабушка, не беспокойся, я дома. Спасибо тебе.

Прошли годы. Сын с семьёй в гостях у друзей. Хозяин попросил моего внука пожарить для всей компании шашлыки. Тот встал и пошел выполнять просьбу. Все сели за стол. Подоспели шашлыки. И вдруг хозяин поворачивается и начинает отчитывать нашего:

 - А пожарить еще и свинину тебе было сложно?

Отчитал при всех так, как будто перед ним нерадивый работник, а не гость.

Прошло несколько дней. Роли поменялись: теперь друзья пришли в гости.

- Знаешь, бабушка, мы с мамой из комнаты слышали, как папа орал, припоминая гостю ситуацию предыдущей встречи. Как он с его характером не взорвался в тот раз, носил это в себе, я не представляю. Но знаешь, я понял, как ты была права, когда говорила, что, если что случится, папа встанет на мою защиту горой. Я поверил, что мой отец действительно любит меня и всегда придет на помощь. Спасибо тебе.

Есть детская молитва. А есть жизнь, которая рано или поздно переведет знания в практическую плоскость.

 


Рецензии
Вы мудрая и любящая бабушка, а значит, и замечательная мать своих детей!
Благодарю за чтиво!
Удачи Вам!

Лариса Потапова   06.08.2021 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.