Записки Оттуда - Череповец ч. 2

Минуло 40 лет.
Германия.

Иногда совершаю ночные велосипедные прогулки - километров по 20-40... Да, я до сих пор люблю гулять ночью. Не знаю почему. Возможно потому, что ночью никто и ничто не мешает побыть с собой наедине. Но есть и ещё несомненная прелесть в таких "путешествиях". - Иногда ты кого-нибудь встречаешь и происходит встреча, которая не похожа на такую же встречу днём, когда вокруг будут совершенно иные обстоятельства, суета, взгляды и мнения посторонних. - Короче, совсем другая атмосфера.

Вот и сегодня, отмахав порядка 30 километров по лесным дорогам, останавливаюсь отдохнуть в одном маленьком городишке. - "На скамеечке"...
Место очень удобное - широкий и длинный деревянный стол, с обеих сторон которого расположены две больших скамьи - компания из 10-12 человек здесь может легко расположиться, даже не придётся сидеть плечом к плечу.

Улицы пустынны - стрелка часов на городской башне уже перевалила за цифру одиннадцать. Хотя народ ещё не спит. Всё таки, современная провинция - это не то же самое, что провинция сто лет назад, живущая по суровому распорядку крестьянского быта. Сейчас здесь живут в основном не крестьяне, а, скорое, городские люди, для которых до полуночи - это ещё вечер, а не ночь.

Что не говорите, а улицы немецких провинциальных городков прекрасны - глаз радуется от этого спокойствия и продуманной ухоженности вокруг. Каждый дом индивидуален и не похож на соседский. И территория вокруг каждого дома тоже имеет свой и только ей присущий уют.

Невдалеке от меня, метров шестьдесят-семьдесят, что-то типа католического приюта или, может быть, общежития для учеников при местной церкви. Там ещё вообще во всех окнах свет - судя по всему, основные жильцы в этом доме явно не из старшего поколения.

Впрочем, я отдыхаю. Выкладываю на стол из велосипедных сумок - воду, сигареты, смартфон и, утолив жажду, с наслаждением закуриваю и приступаю к своему дзену и получению наслаждения от этой прекрасной звёздной ночи и от пейзажа вокруг...

***

Проходит минут двадцать. Уже накурился и напился, но всё ещё продолжаю сидеть и наслаждаться, смакуя свежесть ночи с растворёнными в ней ароматами полевых трав и цветов.

В дверном проёме приюта-общежития появляются три силуэта то ли мальчишек, то ли девчонок - издалека не разберёшь. Они явно собираются на прогулку, что-то там негромко обсуждают... вот, вроде бы, надевают и зашнуровывают обувь... и через минуту начинают двигаться в мою сторону...

Вначале их движение уверенное - возможно в ночи они приняли меня за кого-то из своих. Но вот между нами уже не более десяти метров и можно вполне уверенно рассмотреть, что и я сосем не тот, на кого они могли подумать, и они - не мальчишки, а три девчоночки лет пятнадцати в спортивных костюмах, практически в таких же, как когда-то носили у нас в Перестройку - не обтягивающие трико, а свободные, широкие, модные, пошитые из лёгкой и "дышащей" ткани - в таких хоть на пробежку, хоть на танцы в клуб.

Девчонки в некотором замешательстве. Их движение замедляется. Они перекидываются между собой негромкими, так что не разобрать, фразами - похоже, решают, как же им поступить дальше...

А я... Блин, а я, как-будто путешественник во времени. Ведь только что сидел и обдумывал свой текст про нашу "скамеечку" на улице Парковой, и вспоминал всех, и тут - на тебе! - три девчушки, точно такие же, как те, которые были тогда - лет сорок назад. И похоже, что я занял их "скамеечку"...

Девчонки неуверенно приближаются, потом останавливаются метрах в пяти, и одна, которая побойчее, делает ещё пару шагов в мою сторону и вот-вот что-то скажет... А я уже проиграл в голове немецкую фразу "Хотите посидеть здесь? - Без проблем! Я уже всё равно собирался уходить" и открываю рот, чтобы сказать это вслух, но девчоночка меня опережает:
- Здравствуйте, могу ли я что-то спросить у Вас?..

***

Удивительная вещь - человеческое общение. Одни и те же фразы, сказанные по одному и тому же поводу, могут быть услышаны и восприняты совершенно по-разному, в зависимости от времени и места, от направления ветра и расположения звёзд, от настроения и желания, и ещё от кучи других причин, о которых можно было бы написать целые тома научных диссертаций.

Иногда небрежно и невзначай брошенное слово способно изменить судьбу человека, а иногда безупречный и яркий монолог не способен изменить ничего и даже следа в памяти не оставит - ни у слушающего, ни у того, кто так старался что-то там донести до собеседника...

Этот ночной разговор, был бы абсолютно бессмысленным и даже глупым, случись он днём. Но была ночь. А ещё было странное смешение пространств и времён, где одновременно существовали: и я сам вчерашний, и я сегодняшний, и скамейка на улице Парковой, и эта - в небольшом немецком городишке, название которого вам никогда и ни о чём не скажет, и эти три девчонки, которые даже внешне не отличались от тех.

В этом странном пространственно-временном замесе и время текло не так, как это бывает обычно. Мгновение могло растянуться, и я успевал пережить нахлынувшую на меня ту или иную эмоцию, никуда не торопясь, смакуя и анализируя, понимая её истоки - и с точки зрения меня вчерашнего, и сегодняшнего, и даже, может быть, завтрашнего...

... - Здравствуйте, могу ли я что-то спросить у Вас?..
- Здравствуйте. Да, конечно.
- Извините, но, может быть, у Вас найдётся пара сигарет для меня и моей подруги?..

Этого вопроса я ждал и не ждал одновременно. Не ждал, потому что... передо мной были дети. В них не было ничего взрослого. И даже косметика, умело нанесённая на губы и ресницы не делала их старше. А этот голос... - Это голос беззащитного ребёнка. И он никак не мог соответствовать сказанному. Но это понимал, слышал и чувствовал я сегодняшний. Вчерашний же знал, что... а чего ещё, собственно говоря, могла спросить эта девушка?

***

Мой ответ прозвучал практически сразу, но между её вопросом и моим ответом лежала целая вечность - я успел рассмотреть её лицо, вслушаться в нюансы её голоса, передо мной пролетели картинки прошлой жизни, которая нещадно пользовала и перемалывала таких же, как эти, совсем ещё детей и... сердце моё наполнялось тоской, сожалением, состраданием и... любовью, как бы это не звучало пафосно или даже пошло.

...- Извините, но, может быть, у Вас найдётся пара сигарет для меня и моей подруги?..
- Нет.

Она, видимо, ожидала любого другого ответа, но не такого. Вполне вероятно, что они несколькими минутами раньше могли видеть, что я тут не только воду пил, но ещё и смачно и с чувством глубокого удовлетворения дымил сигареткой, да и портсигар - вот он, рядом с пластиковой бутылкой и смартфоном на столе. Она колеблется, пытаясь найти слова для выхода из неловкой ситуации, но теперь уже я опережаю её:

- Зачем вы курите?

Дурацкий вопрос. При любых других обстоятельствах. Более того, это достаточно интимный вопрос для Германии и задавать его незнакомому человеку - бестактность в высшей степени. Какого хрена тебе лезть в чужую жизнь, и вообще, кто ты такой, чтобы задавать подобные вопросы? Но... между нами уже установилась какая-то внутренняя связь, я это чувствую, да и она, похоже, это тоже чувствует, и уже по её глазам я вижу, что она соглашается с моим правом задать этот вопрос и получить на него ответ.
- Я не знаю. Просто так.

Мы смотрим в глаза друг другу, и я понимаю, что она ждёт моего ответа, причём ждёт не из праздного любопытства - он ей зачем-то нужен. И я отвечаю:
- Я знаю. Не надо вам этого, девочки. Вы такие молодые и красивые, и у вас пока ещё есть шанс прожить жизнь без этого дерьма. Поверьте старому курильщику,  который уже лет десять назад должен был умереть от рака, но вот почему-то ещё живёт. Наверное, они там (показываю пальцем на небо) решили, что я здесь для чего-то ещё нужен. Быть может, и для того, чтобы сказать вам всё это.

Мы молчим какое-то время, продолжая смотреть друг на друга. А потом она сказала:
- Спасибо.
На том и расстались.


Рецензии