Кому на Руси жить хорошо. Костромской ТЮЗ
4 июля костромской ТЮЗ представил премьеру по одноимённой поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в постановке Александра Кирпичёва.
«Кому на Руси жить хорошо» - материал для театра, безусловно, специфический. Во-первых, он поэтический, во-вторых – создан как реакция на отмену крепостного права и отражает приметы давно исчезнувшего типа отношений и быта.
С самого начала, до текста, создаётся образ самодвижущейся деревянной игрушки – артисты попарно двигаются, изображая зеркальные действия, также появляется и прямой прообраз – мужик с медведем бьют по условной наковальне. Этот образ – прелюдия, пантомима перед спектаклем, которая задаёт темп и безостановочное движение действу. С одной стороны, игрушка – безделица, развлечение для детей, символ балагана и ярмарки, а с другой – перпетуум-мобиле, вечность, неизменность вопроса и заодно - ритмическое колебание счастья и несчастья.
Костюмы из льна и хлопка, льняных кружев, стилизованы под народные крестьянские одежды (художник-постановщик – Елена Сафонова). В качестве основной статичной декорации – плоские куклы, создающие рождественскую картину, на фоне которой герои становятся своеобразными волхвами в поисках звезды счастья. Спектакль может стать второй частью вертепного действа, в которой по традиции действуют народные персонажи (вроде Петрушки) и рассказывается уже небиблейская история.
В постановке принимают участие семь артистов: Денис Дубровкин, Всеволод Ерёмин, Егор Кащеев, Яна и Никита Токаревы, Пётр Таширев, Никита Шихов. Из семерых вопрошающих героев поэмы в воплощении на сцене один оказался куклой, и он так же, как и все прочие артисты, исполняет несколько ролей. Все они в образах крестьян, поочерёдно превращаясь во встречающихся им собеседников – попа, помещика и т.д. Смешное здесь быстро сменяется печальным, зритель не всегда успевает отреагировать на комическое или трагедийное, поэтому интонация в основном получается ровная. Внимание должно быть постоянно включённым, что иногда бывает непросто где-то в центральной части спектакля: круговое движение, пусть ненавязчивый, но стихотворный ритм, не смотря на высокую скорость происходящего создают своеобразную медитативную воронку.
События второй части воспринимаются на одном дыхании. Актёрский ансамбль, как всегда в постановках Александра Кирпичёва, - слаженный, единый организм. В этом ансамбле во многом «пусковую» функцию исполняет Яна Токарева – она говорит и от автора, и её героиня (или, скорее, героини) отличается от остальных меньшей динамичностью, другой мелодикой, своеобразной жизненной мудростью, большей душевностью и человечностью, по сравнению с мужскими образами. Роль Яны – ломать «воронку», это мостик от игры к зрителям; кажется, она смотрит тебе глаза в глаза.
Каждый образ, созданный в спектакле – это не маска, не архетип, а игра, скоморошество, актёрство, которое содержит и «Я» исполнителей, и иронию, и осознание серьёзности поднимаемой темы; поэтому основные костюмы при беглом взгляде кажутся безликими, почти одинаковыми, исполнители на глазах у всех надевают бороды и сюртуки – личины других персонажей.
Есть ли счастливые на Руси? Завидовать, оказывается, некому. Только ли об этом спектакль? Постановки Александра Кирпичёва всегда несут в себе серьёзную смысловую нагрузку и становятся культурным событием, которое хочется обсуждать, осмысливать и смотреть второй раз.
Текст: Ирина Пекарская
Фотография из открытых источников КОстромского драматического театра им.Островского
Опубликовано в газете "Костромские ведомости" 20.07.2021
Свидетельство о публикации №221072501394