Тайна гибели товарища Артёма

В последнем романе «Костёр» трилогии известного советского писателя Константина Федина упоминается факт гибели революционера, политического, государственного и партийного деятеля «товарища Артёма» на железной дороге по пути из Тулы в Москву. Это случилось ровно 100 лет назад. Его трагическая смерть в экспериментальном аэровагоне при загадочных обстоятельствах до конца не расследована. Итоги работы следственной комиссии начала 20-х годов прошлого века до сих пор не обнародованы. Хотя «товарищ Артём» был близким другом И.В. Сталина и С.М. Кирова.

Главная партийная газета «Правда» 26 июля 1921 года в заметке «Катастрофа на Курской дороге» сообщала: «24 июля в 6 час. 35 мин. вечера, на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причины сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т. Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьезно пострадал т. Фриман Поль (Австралия). Все они помещены в больницу. Остальные пассажиры отделались более или менее легко и находятся в настоящее время в «Люксе». К выяснению причин катастрофы принимаются энергичные меры. Следствие ведут сотрудники НКПС и МЧК».

РЕВОЛЮЦИОНЕР

Фёдор Андреевич Сергеев, более известный как «товарищ Артём» (подписывался «Артём (Сергеев)»), родился в 1883 году в Курской губернии. Окончил реальное училище в Екатеринославле. Поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Сразу после этого вступил в РСДРП, занялся революционной деятельностью, за что был исключён из училища, арестован, после освобождения получил запрет на обучение в вузах России.

Затем «Артём» учился в Париже в Русской высшей школе общественных наук, где лекции читал сам В.И. Ленин. Вскоре вернулся в Россию, где продолжил нелегальную партийную работу на Донбассе, в Санкт-Петербурге, Москве, Перми. Он был несколько раз арестован, получил пожизненную ссылку в Иркутскую губернию. Оттуда «Артём» бежал за границу: через Японию, Корею, Китай в Австралию, где прожил почти шесть лет, участвовал в работе революционных организаций, открыл курсы изучения английского языка для русских рабочих, редактировал русскую газету, организовывал забастовки, митинги, маёвки. В 1917 году он вернулся через Владивосток в Россию и тут же включился в партийную работу в Харькове и Башкирии.

«Артём» был активным сторонником идеи Донецкой автономии и в 1918 году основал и возглавил Донецко-Криворожскую советскую республику, избран председателем СНК и народным комиссаром народного хозяйства, затем наркомом иностранных дел этой республики. Он являлся одним из организаторов борьбы против войск Центральной рады, казаков атамана Каледина, австро-венгерских и германских оккупантов, а также организатором Первой Донецкой Армии, председателем губисполкома «новосозданной» Донецкой губернии.

На IX и Х съездах РКП(б) «Артём» избирается членом ЦК. Работал секретарём Московского комитета РКП(б). В 1921 году он был (последняя его должность) председателем ЦК Всероссийского союза горнорабочих, членом ВЦИК.

Весной  и летом 1921 года «Артём» вёл подготовку к созданию новой международной организации – Всемирного союза горнорабочих. По горнякам у него были громадные планы. При поддержке В.И. Ленина он собирался создать разветвлённую международную организацию шахтёров, своего рода Коминтерн горнорабочих, которая как та «самая организованная часть пролетариата» должна была стать движущей силой всей «мировой революции». Но этим проектам не суждено было сбыться…

АЭРОВАГОН

Идею строительства железнодорожного вагона, оснащённого авиационным двигателем и воздушным винтом впервые воплотил немец Отто Штайниц, спроектировав самоходный вагон с авиационной силовой установкой Dringos. Такой устройство имело массу преимуществ, главным из которых была высокая скорость. Это транспортное средство типа «дрезина» могло разгоняться до 120-150 километров в час, что в те времена считалось почти недостижимым.

Валериан Иванович Абаковский (1895-1921) с 1919 года служил обычным шофёром в ЧК города Тамбова и проявлял большой интерес к различной технике. Неизвестно, знал ли Абаковский о работах Штайница или пришёл к конструкторской идее самостоятельно, но в 1921 году он предложил построить новое передвижное средство для железных дорог.

Аэровагон планировалось использовать для обеспечения перевозки различных государственных срочных документов на железнодорожных линиях, соединяющих столицу с губернскими городами. Кроме того, он мог быть транспортом для высокопоставленных лиц. Революционная идея Абаковского получила поддержку в Москве, и весной 1921 года началось строительство перспективной машины. По одним данным, аэровагон строили в Тамбове, по другим – в столице.

Из описаний того времени известно, что конструкция аэровагона Абаковского была максимально упрощена и облегчена для достижения высокой скорости. На раме вагона смонтировали кабину характерной угловатой формы с двумя колёсными парами. В передней части она имела клиновидную форму, а средняя и задняя части кабины были прямоугольными. Все агрегаты силовой установки аэровагона располагались в его передней части. Машина получила авиационный двигатель, который установили впереди кабины. Двигатель вращал деревянный двухлопастный винт диаметром порядка трёх метров. Среднюю и заднюю часть кабины выделили под сидения для пассажиров. Размеры пассажирской кабины позволяли перевозить до 20-25 человек.

К лету 1921 года начались испытания пробного образца аэровагона. Тестовые заезды проводились на железнодорожных перегонах в центральных районах страны. К середине июля того же года аэровагон преодолел более трёх тысяч километров и показал высокие характеристики скорости.

КАТАСТРОФА

… В июле 1921 года в Москве проходили заседания III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов. Участвовавшим в них иностранным товарищам «Артём» и предложил поехать в Подмосковный угольный бассейн под Тулой, к советским шахтёрам. Существуют две версии использования для этих целей аэровагона Абаковского. По первой - для поездок была выделена по распоряжению Главкома республики С.С. Каменева аэродрезина новой конструкции. По второй (обезличенной) - в Центральном Комитете «Артёму» предложили прокатить гостей в аэровагоне, который был недавно построен инженером Абаковским.

24 июля 1921 года делегация во главе с «Артёмом» и с участием конструктора Абаковского на аэровагоне со скоростью 40-45 километров в час отправилась в Тулу. Остановились за Тулой на станции «Щёкино». «Артём» с гостями отправился на шахты, спустился вместе с ними в забой, к шахтёрам. Из Щёкино делегация переехала в Тулу. Высокие гости нанесли визит на оружейный завод, затем побывали в городском театре на торжественном заседании городского Совета. Иностранные гости говорили о значении для рабочих всего мира русской революции, о встречах с Лениным и советскими шахтёрами. Переводил их выступления «Артём»...

На обратном пути торопились и увеличили скорость до 80-85 километров в час. В 6 часов 35 минут вечера на 104-й версте от Москвы, рядом с Серпуховом, на всём ходу аэровагон слетел с рельсов и «разбился в щепы». Шестеро членов делегации погибли на месте, включая самого изобретателя, ещё один скончался от травм позднее в больнице – это был австралийский коммунист Фриман. «Артёма» нашли мёртвым на полотне железной дороги с разбитой головой...

Прощание с телами погибших состоялось в Колонном Зале Дома Советов, а похороны состоялись 28 июля на Красной Площади у Кремлёвской стены.

Официальной причиной крушения аэровагона посчитали катастрофическое состояние железных дорог в России начала 1920-х годов после Гражданской войны. Поэтому согласно официальной версии, аэровагон во время движения подскочил на ухабе и от этого сошёл с рельсов. В результате следствие прекратили. Прекратили и разработку новой модели аэровагона.

Эта катастрофа до сих пор остаётся загадкой. Итоги расследования её причин остались тайной. Сын «Артёма», генерал-майор Артём Фёдорович Сергеев (1921-2008) вспоминал в одном из своих интервью: «Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артем, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передового отряда промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу: на его стороне были и значительная часть армии, и мелкая буржуазия. Сталин по тогдашней иерархии находился на пятом месте после Ленина, Троцкого, Каменева и Зиновьева, и эта иерархия строго соблюдалась. Впрочем, Ленин тогда уже был безнадежно болен и оставался не у дел».

В то же время в другом своём интервью он отзывался об этой катастрофе как о случайной…

Ещё Артём Фёдорович вспоминал: «Мой отец работал со Сталиным с IV съезда РСДРП. В 1906 году они там познакомились… Отец со Сталиным снова встретились на VI съезде партии в 1917 году и с тех пор постоянно общались…
 
До XI съезда мой отец был в ЦК партии и очень дружил с Иосифом Виссарионовичем. Мы с сыном Сталина родились почти одновременно в одном роддоме. И отец как-то сказал Сталину: «Всякое может случиться. Присмотри за моими».

24 июля 1921 года мой отец погиб. 27 июля на заседании Политбюро среди других вопросов рассматривалось выполнение 18-го пункта «Об обеспечении семьи Артема. Исполнитель – Сталин».

Мать сильно болела. И меня взяли в семью Сталина.

Я был командиром партизанского отряда, попал к немцам в плен, чудом выжил. Затем воевал на фронте, закончил войну под Прагой».

Первый огромный железобетонный памятник «Артёму» был открыт в городе Бахмут Донецкой области 24 июля 1924 года, в годовщину трагической смерти, «ввиду огромных заслуг тов. Артёма (Сергеева) перед пролетариатом, и в особенности Донецкого бассейна». В том же году Бахмут переименовали в Артёмовск. В 1943 году немецко-фашистские оккупанты взорвали монумент. В 1959 году установили новый памятник. В 2015 году в соответствии с украинским законом о декоммунизации Артёмовску вернули прежнее имя – Бахмут, а потом демонтировали памятник «Артёму». Порушен вандалами памятник «Артёму» и в Харькове, ещё в 2014 году…

Июль 2021 г.


Рецензии
А тут почти детективный сюжет. Но исторический.
Тем более, эта история вообще как-то мимо меня прошла. Потому было очень интересно и познавательно.
И не надо всех подряд революционеров чернить! Вот Вы показали пример истинного и пламенного.
Но борьба за власть или неуемное желание технического прогресса приводит к гибели людей. Хотя технический прогресс не остановить.
Опять же человеческий фактор везде присутствует. И в плохом состоянии железных дорог того времени, и в технических недоработках, и в благородном усыновлении ребенка друга, и в беспамятстве потомков...
От души благодарю Вас за это произведение! Приятно было читать Вас снова! "Критиковать" нечего:)
Жду от Вас новых произведений, на которые обязательно загляну к Вам в гости! Всех Вам благ!
До новых встреч!

Гость 7   16.08.2021 09:56     Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю Вас за отзывы. Рад, что сообщил Вам что-то новое и интересное.
Вы всё очень правильно сказали по существу. Согласен с Вами.
Ответно - желаю Вам всего самого-самого Доброго! Основное - Здоровья!
Заходите в гости! До встречи!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   18.08.2021 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.