По законом гостеприимства

В дверь постучали.
— Входите!
Я подошла к двери и откинула крючок.
— Входите! — повторила я.
Вошли двое.  Мужчина с сердитым взглядом, лет сорока, а с ним женщина. Она стояла чуть сзади дяденьки, и взгляд ее был безразличный. Никакая.
Вот я так называю таких женщин. Есть женщины красивые, как моя мама. Есть женщины с характером, как мои тети, мамины сестры, таких тоже много. А есть никакие: ни внешности, ни характера. Так я определила на первый взгляд. Но позже я поняла, что ошиблась.
На дворе стояло лето. Каникулы. Впереди десятый класс.
Дяденька спросил про маму.
— Она на работе.
Он молча сверкнул на меня глазами. Мой ответ ему не понравился.
Я стояла перед ними в надежде, что они сейчас уйдут. Мамы же нет! Но они стояли. Молча. Дяденька на меня смотрел враждебно.
— Может вы хотите подождать? Но она придет нескоро, часа через три.
— Да, мы бы подождали! — сказал он с облегчением.
И они прошли в комнату. А  комната была всего одна и в ней было все: и печка-голландка, и круглый стол, и кровать, и диван с шифоньером. Гости сели за стол и молчали. Их взгляды еще не оттаяли, и мне как-то стало неловко.
— Может, вы покушать хотите? — спросила, явно желая их задобрить.
— Да, не откажемся!  — сказал дяденька. Взгляд его потеплел, и он заметно оживился.
— Тогда мойте руки, умывальник в коридоре, а я разогрею обед.
С чистыми руками они вернулись за стол и начали с аппетитом есть мясные щи. От горячего их лица слегка раскраснелись и стали расплываться,  наполняясь добротой. Вот что делает еда с человеком!
Когда я забрала у них пустые тарелки и поставила на стол чайник, мужчина уже улыбался во весь рот и, почти смеясь, спросил.
—Инна, ты вот нас пригласила, накормила, а сама даже фамилию не спросила! Как это?
— Да, как всегда! Я вообще-то привыкла, что к нам постоянно приезжают, и даже остаются на ночь мамины земляки из села. Приезжают по разным делам в город, а останавливаются у нас. Мы их всех кормим, укладываем спать и фамилию не спрашиваем! Мама их, конечно,  всех знает, а я не всех. Знаю только тех, кто около бабушки живет.
— Как же это так? — удивился дядя.
— Согласно законам гостеприимства, с древних времен, хозяева сначала посадят гостя за стол, накормят, а потом его уже спрашивают: кто он, куда путь держит, и так далее. Какое значение имеет фамилия? Например, если вы мне скажите, что ваша фамилия Иванов, то я вас покормлю, а если Петров— то кормить не буду, так что ли?
Собеседник смотрел на меня удивленно. Жена его после обеда прилегла на диван отдохнуть. Я предложила ей накрыться пледом, но она отказалась.
Что-то буркнула сердито и отвернулась от нас. «Ну, как хотите!»— подумала  я. — «Может у нее неприятности какие, а я тут со своим пледом...»
Время прошло незаметно. Дверь неожиданно открылась, вошла мама и тут же, удивившись, ретировалась назад в коридор, закрыв за собой дверь.
— Это она с работы пришла, — объяснила я, отвечая на вопросительно-удивленный взгляд дяди. — У нее такая одежда и такой от нее запашок, что не для гостей, ведь она на мясокомбинате работает.  Сейчас она помоется, переоденется и придет к нам.
Мама для гостей накрывала стол со вкусными угощеньями, а меня попросила сходить  за дядей Ваней.
Когда все сели за стол, то стало понятно, что в гости приехал двоюродный брат, а мне значит он — двоюродный дядя.
Оказывается, приехал он еще в обед и пришел сразу в дом к дяде Ване, они же двоюродные братья.
Встретила его в прихожей моя кузина.
— А папы дома нет!— сказала она, повернулась и ушла в комнату.
 — Она ушла, а мы стоим в прихожей, ждем. Пять минут прошло,  десять минут..., но к нам так больше никто и не вышел. Развернулись и пошли. — рассказывал дядя Коля.
— Почему у тебя такая невоспитанная дочь?! — возмущенно обратился он Ивану.
— Да, она еще молодая, — оправдывался дядя.
 — Но вот Инна же совсем другая, а они — ровесницы?! — Вопросительно продолжал он.
Дядя Ваня ничего не ответил. Помолчали. Мама перевела разговор на другую тему.
Вечер продолжался долго, за вкусным столом велись разговоры на разные темы. Я заметила, что дядя Коля, несмотря на то, что был образованным человеком, с высоким положением,  но слушал он дядю Ваню с каким-то подобострастием. Ловил каждое его слово, и было видно, как ему важно, что говорил брат. А у Ивана было четыре класса образования и профессия шофер. Для меня это было забавно. Надо же как Николай относится к брату двоюродному, и видно, что уважает и гордится, как младший старшим. Наверное за то, что Иван воевал на фронте, а Николай был младше намного, поэтому пороха он не нюхал.
Уже все клонились ко сну.
— Собирайтесь, пойдемте к нам ночевать!— сказал Иван.
Дядя Коля помотал головой.
—Нет! Мы к тебе не пойдем! После того как твоя дочь нас встретила, никогда!
— Ну, где вы тут будете спать? На полу, что ли?
— Пусть! — упрямо и обиженно бубнил дядя Коля.
В конце концов, мама и дядя Ваня уговорили его, и они ушли.
Мама еще долго убирала со стола, а я ложилась на свой диван спать, и все удивлялась этой необыкновенной встрече двух братьев.
                ***
Прошло два года. Я заканчивала школу. А мама поехала в село проведать родных. Проходя мимо дома деда Василия она заметила машину у двора.
«Это Николай, наверное, из Самары приехал». Матенька подошла ближе и действительно Николай возился около машины.
— Здравствуй, Николай! Все хорошо у вас?
— Нормально!
— У меня к тебе дело. Моя дочка младшая заканчивает школу, ну, ты ее видел, когда приезжал. Учится она хорошо по всем предметам, а куда будет поступать еще не решила. Так вот если она надумает в твой институт поступать, ты сможешь ей помочь? Тянуть ее за уши не надо, она учится в лучшем математическом классе. Просто взять на контроль ее поступление, чтобы не случилось недоразумений каких-нибудь.
— Смогу!— сказал мой двоюродный дядя.— А когда поступит, то пусть у нас поживет первый курс, потому что на первом надо много заниматься, а для этого нужны хорошие условия. У нас трехкомнатная, мы ей одну комнату выделим. Пусть приезжает.
— Спасибо! Я ей передам, а что уж она решит, я не знаю.
И Матенька пошла дальше по улице к дому своей матери Капитолине.
А дядя Коля стоял, смотрел вслед и улыбался. Ему понравилась дочка Матеньки, которая приходилась ему племянницей. Начитанная, хорошо воспитанная и с удовольствием поддерживала беседу, пока ждали Матеньку с работы. И накормила их вкусным обедом. Тогда после обеда, насытившись, дядя Коля спросил с хитрой улыбкой
—Вот ты нас накормила, а сама даже фамилию нашу не спросила!
— А что спрашивать, если вы согласились так долго ждать— значит приехали издалека. Наверное, из маминого села. К нам каждую субботу приезжают односельчане, все ужинают, спят и рано утром уходят на базар. Так какой смысл спрашивать? Если они Ивановы, то я их покормлю, а если Петровы--то нет, так что ли?
Дядя удивленно поднял брови и не смог ничего ответить.
А племянница продолжала.
— По законам гостеприимства надо гостя сначала встретить, накормить, а потом спросить, куда он путь держит.
Николая удивила такая позиция школьницы, но она была приятной, хотя и странной для жителя города.
...И сейчас после разговора с Матенькой Николай понимал, что приезд и проживание у них племянницы внесет новую волну эмоций и впечатлений. А однообразная жизнь с женой заиграет новыми красками. И он снова взялся за машину, довольный своим мудрым решением.


Рецензии
ЗИНА!
Благодарю вас за чудесный рассказ!
Насколько человек гостеприимный - настолько он
и человечный.

Всего наилучшего вам.

Вера Набокова   25.07.2021 11:31     Заявить о нарушении
Благодарю за добрые слова! Здоровья вам и всех благ!

Зина Капина   25.07.2021 16:52   Заявить о нарушении