Культ личности Чайковского

Что в РФ в действительности знают о культе личности, так часто употребляя это словосочетание, что знала об этом советская партноменклатура и интеллигенция, вводя его в оборот? Возьмём к примеру композитора П.И. Чайковского...
На его примере видно, что культ личности в России — типовое и распространённое явление. В случае с Чайковским мы тоже имеем слепое преклонение перед авторитетом, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация личности. Ход истории культуры определялся, по мнению искусствоведов, не объективными законами, не деятельностью народа, а желаниями, волей композиторов, в частности, Чайковского. Имеет место абсолютизация этой личностей в истории. Звучит и звучит фанфарно и повсеместно — Чайковский — великий русский композитор 19 века, является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки...
Вот насколько Чайковский русский и насколько он великий?
Этнически — прадед Чайковского украинский шляхтич из Кременчуга.
Другие важные аспекты русскости…
Сколько человек могли послушать музыку Чайковского, для кого он её писал в конце XIX века? В царской России его могли слушать 1-2 процента населения, аристократия, царь. Этот верхний слой императорской России состоял на треть из немцев, на пятую часть из представителей Польши, Финляндии, Прибалтики, Кавказа. Оставшаяся половина аристократии русского происхождения предпочитала говорит по-французски, иметь иностранных воспитателей для своих детей, учить их в западных университетах, самими подолгу там жить. России на корню передавались иностранцам потому, что русские цари уже давно были не русскими. Семья русского царя Александра III — часть династии Гольштейн-Готторпов-Романовых с 1762 года, со времени царствования российского императора Петра III (готторпский герцог Карл Петер Ульрих) правившей Россией. Гольштейн-Готторпы — часть династии Ольденбургов, царствовавшей в разное время в Дании, Швеции, Норвегии, Греции, родственники Маунтбеттен-Виндзоров, которые скоро вступит на престол Британии в лице детей и внуков Елизаветы II. В российском императоре Петре III — была 1/4 русской крови, в его сыне Павле I — 1/16, в Александре I и Николае I — 1/32, в Александре II — 1/64, а в Александре III — 1/128 часть русской крови. Если Александре III был “царём русских”, но он точно не был “русским царём”. Так что целевой аудиторией Чайковского изначально были люди в большей степени нерусские. Может быть тогда он патриотично писал русскую музыку? Нет. Его музыка принадлежала к общеевропейской музыкальной школе. Бородин и Глинка, Мусоргский были несомненно, более русскими композиторами по звучанию, школе и даже сюжетам. Балеты Чайковского вообще на немецкие сюжеты. “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”— вполне европейский сюжет. У Бородина — “Князь Игорь”, у Глинки — “Иван Сусанин”, у Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”. Это русские дела, чисто русские сюжеты, а не страдания картёжника или дворянки легкого поведения. Если Чайковский не совсем русский композитор, как выясняется, может быть он великий? Сравним с австрийцем Гайдном (конец XVIII, начало XIX века)...
Чайковский — 10 опер, Гайдн — 24 (Гендель, кстати, вообще написал 40 опер!)
Чайковский — три балета, Гайдн балетов не писал, было не принято, балет тогда воспринимали как нечто низменное — заменим три балета сопоставимыми по времени звучания произведениями — 83 струнных квартетов, 3 оратории, 14 месс.
Чайковский — 7 симфоний, Гайдн — 104 симфонии (сто четыре симфонии!)
Если Чайковский великий композитор, то Гайдн какой? Если Гайдн великий, то Чайковский просто композитор, великий только в русской скудости на таланты.
Тот есть, называя Чайковского русским и великим, в обществе создан и поддерживается культ его личности. Значит, в РФ люди вообще плохо ориентируется в этих понятиях. И не только в этих.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.