Ч. 193 На далёкой окраине империи

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/07/25/1328

Морское министерство отвечало и за то, что происходило на крайнем востоке России: за колонии в Америке, Камчатку и восточное побережье Сибири. Ответственность эта делилась с Министерством внутренних дел, Военным министерством и Российско-Американской компанией.

Начиная с 1818 года, главными правителями колоний в Америке назначали морских офицеров. Первым из них был Леонтий Андреанович Гагемейстер, его сменил Семён Иванович Яновский, затем эту должность последовательно занимали  Матвей Иванович Муравьёв, Пётр Егорович Чистяков, Фердинанд Петрович Врангель, Иван Антонович Куприянов.

Каждый из этих офицеров имел достойный послужной список. Барон Фердинанд Петрович Врангель мичманом плавал на шлюпе «Камчатка» под командой Василия Михайловича Головнина, потом был начальником экспедиции по описи сибирских берегов от устья Колымы до Баранова камня.

Он описал Медвежьи острова, пешком по льду прошёл от Шелагского мыса до 70° 51' северной широты, 175° 21' восточной долготы.

Получив новое назначение на должность главного правителя колоний, он со своей женой Елизаветой Васильевной проехали из Петербурга до Урала в тарантасе, а после Урала через всю Сибирь путешествовали до Охотска по бездорожью.

Чтобы проделать такой путь двадцатилетней женщине, никогда ранее не бывавшей в подобных условиях, требовались огромное мужество и выдержка. К тому же, она была беременной. В пути она родила дочь Марию и дальше следовала с грудным ребёнком.

Потом этот путь повторит другая беременная молодая женщина, Екатерина Ивановна Невельская. Для неё эта дорога обернётся выкидышем. Молодая женщина не сможет ни идти, ни ехать, остаток пути её пронесут на носилках.

Эти две выдающиеся женщины окажут благотворное влияние на людей, с которыми им доведётся общаться в тех далёких от цивилизации местах. После окончания службы их мужей Екатерина Ивановна Невельская вернётся в Европу через Сибирь.

Елизавете Васильевне Врангель придётся возвращаться сначала на корабле «Ситка» в Мексику, потом по суше до порта Веракрус на восточном берегу Мексики, а оттуда на американском паруснике в Нью-Йорк, из Нью-Йорка на пароходе «Utica» в Гавр, и уже из Франции на русском корабле «Николай I» - в Кронштадт.

О Екатерине Ивановне я написал http://proza.ru/2009/12/29/1036, а о Елизавете Васильевне ещё предстоит написать.

Врангель организовал экспедицию под командованием штабс-капитана корпуса флотских штурманов (кфш)  Василия Кириловича Воронковского  и поручика кфш Ивана Яковлевича Васильева  для исследования побережья Аляски от мыса Дугласа до мыса Хиткука.

Командуя шхуной «Чилкат», Воронковский в 1837 году  перешёл от Курильских островов к острову Баранова, где шхуна потерпела крушение. В ледяной воде не спасся никто.

Врангель также направил экспедицию под командой лейтенанта Михаила Дмитриевича Тебенькова для исследования островов и проливов южнее Новоархангельска.

Капитан 1 ранга Иван Антонович Куприянов, который сменил Врангеля, служил под командой Лазарева на шлюпе «Мирный», а затем на фрегате «Крейсер». Он был участником десантов на Кавказе и даже награждён золотым оружием с надписью «За храбрость».

Он прибыл в колонию с женой. Следует сказать, что хороших жён выбирали себе морские офицеры. Все женщины оставили после себя прекрасную память.

Об экспедиции во главе с подпоручиком кфш Александром Филипповичем Кашеваровым я рассказал в «Судьбе креола в России»  http://proza.ru/2016/05/02/549.

В 1837 году в Охотске было совершено покушение на исправника Пахомова, в котором оказался замешан  подпоручик кфш Дмитрий Иванович Орлов. Об удивительной  судьбе Орлова можно прочитать в  http://proza.ru/2019/03/22/1199.

В Петербурге в 2016 году издательством «Морское наследие» была издана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» моя книга «Два штурмана на службе империи», в которой рассказывается об Орлове и Кашеварове.

В 1839 году в Охотск прибыл по заданию Александра Сергеевича Меншикова его адъютант капитан-лейтенант Николай Александрович Васильев, сыгравший роковую роль в судьбе Орлова.

Васильев прибыл для ревизии Петропавловского и Охотского округов. Охотский порт был крайне неудобным, переписка по его переносу велась почти сто лет. Начальник Охотского порта капитан 2 ранга Николай Викулович Головнин предлагал перенести порт в урочище Булгин. Он убедил в этом Васильева.

Тот в свою очередь по возвращении в Петербург  доложил начальнику Главного морского штаба. Меншиков согласился, хотя это было ошибочное решение. Но всё равно ни на что согласие адмирала не повлияло, денег не дали, и все остались на своих местах.

Только закрыли охотский солеваренный завод. На нём работали каторжане, которые убегали, грабили на тракте караваны, селения -  для их охраны требовалось большое число солдат.

Подсчитали, что дешевле возить соль из Якутска. Неизвестно, сколько ещё лет продолжали бы гибнуть корабли на рейде Охотска, если бы не назначили правителем охотской фактории Российско-Американской компании капитан-лейтенанта Василия Степановича Завойко.

Он женился перед назначением в Охотск на племяннице Фердинанда Петровича Врангеля Юлии Егоровне, дочери брата Врангеля. Фердинанд Петрович по-родственному и устроил это назначение.

Молоденькой девушке пришлось повторить путь своей тёти с путешествием из Петербурга в Охотск. О Юлии Егоровне я написал очерк http://proza.ru/2009/12/29/1044

Василий Степанович был из тех обедневших дворян, которые сами пахали на своей земле. Вместо Морского корпуса ему пришлось вначале поступить учеником в Николаевское штурманское училище, а после его окончания и производства в гардемарины сдавать экзамены на звание мичмана по программе Морского корпуса.

В отделе редкой книги Санкт-Петербургской Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина есть тоненькая книжка «Впечатления моряка». Её автор - Василий Степанович Завойко. Я держал её в руках буквально с трепетом.

Как ему досталась морская учёба, можно судить по одному эпизоду. Десятилетним мальчиком  в учебном плавании на бриге «Мингрелия» во время штормовой погоды он был настолько измучен морской болезнью, что не смог подняться на палубу.

Командир брига капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович, один из тех, кого Лазарев продвигал по службе, приказал привязать его в наказание к надстройке в носовой части судна. Много часов несчастный мальчик стоял на холодном ветру, обдаваемый брызгами волн. Ему не давали ни есть, ни пить.

Выбившись окончательно из сил, он взмолился на родном украинском языке, чтобы ему дали поесть. Среди матросов было много украинцев, потому что их набирали в первую очередь из южных губерний. Они дали ему сухарь и вновь привязали. Ребёнок уже не мог говорить, кашлял кровью.

Встревоженные матросы доложили об этом одному из офицеров, и только после просьбы офицера этот изверг разрешил освободить Василия от верёвок.

Затем, видимо, опасаясь последствий в случае смерти ребёнка - всё же Завойко был дворянином, а не простым мужиком - он приказал поместить мальчика в своей каюте и лично следил за его выздоровлением.

Продолжение http://proza.ru/2021/07/27/1397

Портрет Елизаветы Васильевны Врангель


Рецензии
Впечатлил рассказ о жизни известных людей.
Впечатлила и неоправданная жестокость Станюковича.
Написали интересно.
С наилучшими пожеланиями,

Артемидия   28.07.2021 02:30     Заявить о нарушении
Спасибо.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.07.2021 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.