Легенды о Райских птицах. III. Гамаюн
Когда-то, подобно Сирин и Алконост, Гамаюн была человеком.
Однажды в одно село, ныне затерянное в словах, сорокой прилетела злая колдунья. В церкви этого самого села находилось страшное богатство: волшебное яйцо Райской птицы Алконост. Им и хотела завладеть ведьма. Обратившись в человека, она сказалась странницей, слышавшей о чудесном яйце и очень желавшей его видеть. Местные жители гордились своим сокровищем и охотно согласились показать его самозванке. Но уже на пороге церкви одна чуткая селянка заглянула в глаза колдунье и увидала в них свое отражение, перевернутое вверх ногами. Тогда опомнились местные жители и разглядели в путнице ведьму, но прыткая злодейка обернулась вновь сорокой и, не дав себя схватить, выскользнула из рук. Перед тем же, как улететь, заметила колдунья, что девушка, ее раскусившая, носит под сердцем ребенка, и наложила на невинное дитя заклятие.
Шли месяцы, и на свет появилась девочка. Страшный облик имело это дитя: вместо нежной детской кожи – грубая серая чешуя, вместо розовых ноготков – острые черные когти. Только маленькое личико напоминало о том, что это всё же человек, а не зверь. Ужаснулись односельчане и в страхе потребовали умертвить чудовище. Но сжалились отцовское и материнское сердца. Темной ночью, окольными путями они снесли сверток за несколько вёрст и оставили своё дитя на сеновале.
Боги были благосклонны к девочке и не дали ей погибнуть в ту зябкую ночь. Под утро одинокая путница-старушка нашла крохотный свёрток с верещащим чудом и нарекла его Гамаюн, что значит «счастье». С того дня одиночество доброй старушки закончилось.
Кроме диковинного внешнего вида открылся в Гамаюн дар предвидения. Вместе со старушкой они ходили из села в село, и мудрая не по годам девочка, закутавшись в одежду и платки так, что виднелось лишь одно лицо, давала предсказания местным жителям.
Но вот исполнилось Гамаюн четырнадцать лет, не стало доброй старушки, и пророчествовала она уже в одиночку. Кто-то пугался необычного вида девушки, когда одежда её случайно задиралась, и сторонился её, но во многих сердцах её мудрость находила отклик, и поступали они так, как велел пророк. Гамаюн же не требовала ничего взамен, лишь пищу и кров на пару ночей, с тем, чтобы вновь отправиться в путь. Но однажды страшное видение посетило девушку. И касалось оно её родного села, что отвергло её столько лет назад. Удельница, чёрный дух полей и перекрёстков, отравила весь урожай, и слегли люди со смертельными болезнями. И
Гамаюн, не взирая на своё прошлое, поспешила на помощь.
Как и следовало ожидать, местные жители, вспомнив маленькое чудище, лишь подняли бедную девушку на смех. Не признали её предсказаний и родители, хоть и больно сжались их сердца. Все сельчане тяжело отравились и слегли.
Гамаюн искренне сокрушалась об их слепом упорстве. Но ночью, во сне, ей явилась Судьба и предложила уговор: спасение селян в обмен на самопожертвование. И изгнанница, четырнадцать лет назад покинутая всеми, согласилась.
Наутро в яблоневый сад прилетела дивная птица Алконост. Она смахнула чистую волшебную росу с радужных перьев, и яблоки стали целебными. Девушка набрала плодов и побежала к родителям. Исцелённые, они горько плакали о своём бездушном поступке, но доброта и понимание Гамаюн не знали границ. Вместе они поспешили в оставшиеся дома, и немилосердных селян удалось спасти. Как и родители спасительницы, они глубоко сожалели о своей бессердечности.
Вечером того же дня сколотили крестов и расставили их по округе с тем, чтобы Удельница впредь не покушалась на людской покой. В честь пророка-спасительницы созвали пир с песнями и плясками. Селяне приглашали девушку остаться и жить с ними, но Гамаюн, скромно притронувшись к угощениям, отказалась и заявила, что ей пора спешить. И тут свершилось новое чудо. Под восхищенные взоры, встав из-за стола, хрупкое чудище скинуло с себя бесчисленные платки и обернулось в прекрасную птицу с серьёзным девичьим лицом. Отныне птица Гамаюн была свободна от земных оков, а её помощь простиралась на многие вёрсты.
***
Каждый год, ранним утром на Яблочный спас, прилетает дивная птица Сирин в яблоневый сад и поёт грустные песни, проливая слёзы. Чуть позже появляется лучезарная Алконост, тоска сменяется радостью, и плоды становятся целебными. А есть среди Райских птиц вещая, что пророчествует всюду и о великой радости, и о страшном горе, но внимают ей только чистые и мудрые сердца. И имя ей – Гамаюн.
Свидетельство о публикации №221072601593