Совпадение и несовпадение скорости времени

                СОВПАДЕНИЕ НЕСОВПАДЕНИЕ СКОРОСТИ ВРЕМЕНИ.

Всё же какая это волшебная штука ИН-ТЕР-НЕТ!
Заинтересовалась памятником Пиросмани, упоминаемом в тексте Дины Ивановой, и вышла на необычные скульптуры Тбилиси. Рассматриваю фото. И вдруг. Ох, как я люблю эти ВДРУГ!

На меня из кустов, нет, из стены, густо заросшей плющом, прыгает железный Параджанов. В развевающихся полах СпиНджака с растопыренными для полёта руками. Он так внезапно выскакивает и

И тут Мнемозина опять включает свой кинопроектор. И он стрекочет, стрекочет...
"Тени забытых предков" ... "Цвет граната"...

Хотя скажу я вам, ничего не бывает вдруг.
Это был 1970 год. На каком-то втором или даже третьем экране, в богом забытом ДК мы смотрели "Тени забытых предков". Сбежали с лекций всей группой. И обалдели. Таня, подруга моя со Львова, гуцульщина ей близко знакома, и то смотрела не отрываясь, а мы, мы открывали такой пласт культуры - доселе невиданный. И подача легенды в цвете, и быстрота смены цветных кадров на чёрно-белые, и музыка, быт гуцульских крестьян, дотошно воссозданный.  Пересказывать историю о любви, смерти и верности бесполезно. Сейчас вспоминаю только кадры с  похоронами ГГ.

Лежит тело покойника на столе и трясётся, и аж подпрыгивает от плясок, что устраивают сельчане, радующиеся избавлению Иванко от всех горестей и этой бренной жизни. Хорошо теперь его душе на небесах.

Фильм шёл с титрами. Поэтому гуцульский язык звучал-журчал, не прерываемый переводом.  Зал маленький, экран небольшой. А впечатлений!!! На всю оставшуюся жизнь.
 Удивительно, как режиссёр, армянин, родившийся в Тбилиси, смог проникновенно рассказать о культуре гуцулов.
 Хорошо теперь, можно кусками любимыми пересматривать. Как же все органично. Звуки трембит, видеоряд и... течение, скорость времени...


Меня давно занимает эта мысль о скорости его. О совпадении или несовпадении чужого времени и твоего.


Видимо тут совпало всё. Наша юность, пронизанная романтизмом, желание узнать как можно больше и рассматривать, рассматривать, напитываясь, поглощая его величество Искусство во всех его проявлениях.

*
В мои студенческие годы...так случилось, что сгустком культуры, образовавшемся в 60-е, на нас плеснул Кавказ.
Я открыла худ. Ладо Гудиашвили (друг Модильяни, Матисса, Делоне,) и влюбилась в живопись Ерванда Кочара. Да, сначала меня поразил его Давид Сасунский, огромный конный памятник на площади в Ереване, живопись открылась потом. В своей подписке журналов "ДИ"(Декоративное Искусство), читаемых от корки до корки, наткнулась на большую статью о нём. Мировая величина, знаменитость во Франции, Германии и Америке, получил советский паспорт. СЮРРЕАЛИСТ Кочар, безумно тосковавший в Америке по своему небу и своим горам, в 1936 году вернулся на Родину.

Но я не о нём.
 
СССР. Многонациональность. Не мудрено - пятнадцать республик. Гобелены это в основном прерогатива Прибалтики, как и графика. А скульптура, монументальная - это Грузия и Армения, Кавказ. И их кино - Данелия ("Не горюй"), Чхеидзе ("Отец солдата"), Иоселиани ("Жил певчий дрозд"), Г. Шенгелая ("Пиросмани"), Абуладзе ("Мольба"), Параджанов ("Тени забытых предков").

Потом был "Цвет граната" ("Саят-Нова" в авторском варианте).
Художник, режиссёр Сергей Параджанов, рассказывает биографию поэта 18 века, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках.
 
Биографию, которой никто точно не знает. Рассказывает так, как он видит. Кадры выстроены живописными  полотнами и вот они оживают...

Если не задумываться о сакральном, можно просто рассматривать картинки. Как в музее.

Но оживают эти картинки не просто так. Я бы сказала, что это даже не пантомима, а балет. Балет в стилистике Нижинского и Дягилева. У меня совершенно чёткие ассоциации с "Полуденным отдыхом фавна". Все эти движения, как будто оживший фриз с эллинской вазы с разворотами торса на зрителя и ног в профиль. Ножками босыми топ-топ-топ, а ладошки плоские от тела поперёк.
И с чем ещё сравнить эти ожившие картинки ? Наверно с росписями, с чередой святых в христианских храмах, с ростовыми иконами деисусного чина.
 
Любуюсь каждым кадром, пересматривая и сейчас.  Софико Чиаурели. Царицей Тамар, прекрасной Тамар, она мне видится. Какой же восторг испытывала я в молодости ? Помню, мама привезла из Тбилиси альбом "Вардзия" с фотографиями росписей. Есть там и Тамар. Хранится альбом до сих пор.
 

Тогда моё время, его тягучесть, совпало со скоростью времени Параджанова. И я опять задумываюсь об этой субстанции.
 Вот у Дали время плавится в "Постоянстве памяти". Растягивается и стекает циферблат... У фантастов субстанция времени способна сжиматься и растягиваться, закручиваться в спирали, устраивая временные воронки.
А я все чаще думаю именно совпадении или несовпадении скорости времени отдельного индивидуума  и группы.
 
И о несовпадении в качестве времени. Ты сегодня весь вздрюченный, шустрый, быстрый. Посмотреть динамичный, лихо закрученный фильм самое то, а тебе предлагают медленное движение воды. Нет-нет, фильмы  Тарковского практически всегда завораживают и я принимаю то течение времени, которое предлагает режиссёр... Но это ТАРКОВСКИЙ.  И оно у него движется не по горизонтали, а скорее по вертикали.

А вот новый, неизвестный автор почему-то начинает раздражать своей созерцательностью. Вместо интереса возникает раздражение. Ну давай, давай уже скорее. В книге можно пропустить занудствования в конце концов. А фильм это прежде всего видеоряд. Картина. Во всяком случае для меня.
Поэтому очень часто рекомендованные друзьями фильмы лежат в закладках, на "когда-нибудь". А это время все никак не наступает.

Но иногда, вроде всё совпадает. И вот у тебя такое мечтательно-созерцательное время раздумий, а фильм, картина не смотрится. Книга не читается. В жизни столько внешних факторов, и все они воздействуют.

Так вот тогда, в студенчестве, всё совпало. Скорость моего личного времени совпала со скоростью времени режиссёра.
"Цвет граната". Как красив этот дивный мир давно ушедшей эпохи. Как величественна и торжественна красота обрядов и ритуалов.
Ковры, ковры, ковры. Их ткут, их приносят в храм, ими закрываются, как театральными занавесами, их чистят. Эти босые ноги в серебряных браслетах женщин, моющих ковры на крышах тифлисских бань. Чистые ноги монахов, давящих виноград...
Метафоры...
Овцы в храме.
Сок, вытекающий из книг.
Женская грудь, как перламутровая раковина.
Похороны.
Не случайно, что и здесь похороны?
Повторяющиеся строки поэта.
Песни, что поют женщины.
Музыка колоколов.
Это исключительно медитативное кино.


Параджанов воссоздал духовный мир Поэта и той эпохи, в которой он жил. Изобразил любовь поэта, его родителей, монастырь, в который он был отправлен за свою любовь. И всё это путём чистейшей кинематографической выразительности, практически без слов. А нужны ли слова, когда есть картинка?

И я провожу параллель между "Цветом граната" и "Андреем Рублёвым" Тарковского. Они (Тарковский и Параджанов), кстати, считали друг друга гениями. Наверно были правы. А оба фильма создавались в одно время. И для меня, пожалуй, есть общее в их видеорядах. В этой медитативной медлительности разглядывания и смакования деталей. Так важных для художника.

Вообще кажется, что невозможно объединить чёрно-белый фильм "Андрей Рублёв", который вспыхивает цветом только в заключительных кадрах, когда камера скользит по иконам Рублёва и такой цветной, перенасыщенный красным "Цвет граната".
Эпический "Рублёв" и очень коротенькие миниатюры Параджанова.
 Но ведь они об одном. О месте художника в мире и о предназначении, высоком предназначении искусства. Наверно поэтому воспринимаю движение времени в этих фильмах не горизонтально, а вертикально. Вверх к высшим сферам духа.

"Поэт умирает, но муза его бессмертна"(Саят-Нова)
Так я воспринимаю эти фильмы.

В это же время на экраны вышел фильм Тенгиза Абуладзе "Мольба".
И тут. Если  вкус, как и цвет граната, были мне понятны и вызывали полное приятие и восторг, то с фильмом "Мольба" вышла история.

Как, почему, кто рекомендовал посмотреть этот фильм, сейчас не вспомнить. Скорее всего Миша Ершов, он учился на скульптуре старше на три  курса, Танин земляк  любил заглянуть к нам в мастерскую.
А у меня в молодости случались носовые кровотечения, они потом сами собой прошли. Но в ту зиму первого курса мучили своей частотой.

Заканчивался февраль. Мела метель и, видимо, сильные перепады атм. давления как -то повлияли на моё самочувствие.
Во-первых мы опоздали на сеанс, пропустив не только полагающийся в то время киножурнал "Новости  дня", но и титры, и начало фильма. Почему-то сеансы начинались с минутами, не 15:00, а 15:20, или 15:40. И мы не вписались. Пробирались в темноте по ногам, пригнувшись к самым коленям, чтобы не мешать - места у нас были в самом центре. Во-вторых во  время просмотра, как назло потекло. Сильно. Запрокинула голову - не помогло. Пришлось выходить из зала, опять тревожа сидящих в ряду, делать в туалете холодные примочки платочками. И так пять раз. Правда с фильма зрители уходили, поэтому последний раз мы уже пристроились с края.
Так что фильм мы увидели отрывками. Вышли после сеанса никакие. Ничего не поняли и расстроились. У меня осталось стойкое ощущение страха. Бесконечно раздражала мерзкая обезьяна, без конца появляющаяся рядом с Прекрасной девой в белых одеждах.

 И засел в голове кадр казни. Виселица. Девушка в белом, символ Добра. Петля. И  в самый жестокий момент в кадр попадает солнце и все расплывается от света. Кадр оказывается засвеченным.
На следующий день на корме Мухинского нас поймал Миша с вопросом: "Ну ,барышни, как фильм ?"  Мы сознались, что ничего не поняли.


И Миша отчитал нас.
- Прежде чем смотреть, надо было почитать стихи.
- Кого ?
- Как кого, вы вообще афишу видели? Титры читали? Вы хоть поняли, что это по мотивам поэм Важи Пшавела в переводе Заболоцкого?
- Не-ет, мы опоздали и ... Танечка за мной смотрела...
- Миня, там не было никакого сюжета!
- Так. Две глупенькие барышни ищут сюжет там, где его нет. Вы вообще ничего не поняли. Сходите ещё раз потом и поговорим. Ну хоть то, что Дева в белом это Добро вы поняли?
- Да-да! И что обезьяна это Зло, да! - кивали посрамлённые барышни.
- Какая обезьяна? Карлик?
- О-ой, Миня, мне было так противно, что я его за обезьяну приняла. Мерзко мерзкую, которая щёлкала семечки.
 
Потом, когда смотрела фильм во второй раз, я всё ждала, где же та обезьяна, почему у меня в голове она возникла? Ведь неспроста же.

Не то чтобы Миша нам стал объяснять - нет, но он дал пинок, обозначил вектор направления, в котором мы должны были разобраться сами. Не могу сказать, что это было легко. Абстрагироваться надо научиться, мы и учились. О, как продирались мы через чужие, непонятные нам традиции. Мы были иноверцами и той и другой стороны, противоборствующих в фильме.
Сколько ненависти кругом и запретов, заветов из тьмы веков...

И если застолье, друзья-гости - благодать и это понятно, то почему же кровная месть оказывается сильнее? И превращения из друга во врага, одномоментное - нет. Оставалось принять как данность чужой культуры, хоть и братской, но казавшейся такой интересной. Боялись, что не покажут больше, но через месяц, найдя фильм в прокате, помчались и посмотрели. Благо нос мой в тот раз не подвёл.

Но и после второго, полноценного просмотра, у меня всё же осталось ощущение ужаса и несогласия. Хотя уже поняла, поняли, обсудили, разобрались, что это рассуждения Поэта о Добре и Зле, о смерти и бессмертии, тема противостояния одиночки-поэта  серому, полному предрассудков обществу. Героя и толпы.
 
Нельзя отрекаться от борьбы со злом. Равнодушие губит.
Но...В фильме слишком много ненависти, на мой взгляд.
И я не принимаю того, что Зло побеждает Добро.
Так не должно быть.
«Не может умереть прекрасная суть человеческая»-этими словами начинается фильм.

Хоть и роют могилы люди себе сами (похороны и смерть в этом фильме играют самую значительную роль), в самых последних кадрах Добро, дева-Истина в белом идёт по колосящемуся полю. "Вера в истину нетленна"-звучит голос за кадром.
Фильм чёрно-белый, с очень ярким светом и очень чёрными, по графически резкими тенями.

Так запомнилось.
Выступающая из густой черноты волосатая грудь карлика-Зло, и рядом высокая дева в белых развевающихся одеждах, Истина, Добро. Рядом. Потому что чёрная тень возникает только при ярком свете. И время замедляется.
Но не останавливается. Зависший ненадолго  маятник снова опускается вниз.
И тикает... тикает...тикает.

*

Добро-зло. Свет -тень.
Ночь-день.
Парность этого маятника...
В первую очередь я бы объединила пары : жаворонок-сова, восходы-закаты и весна-осень. Без закатов нет восходов. Без осени не наступит сон зимы и не будет весеннего пробуждения. Без света солнца не будет тени.

Во-первых в силу физиологии сова любит больше закаты, хотя конечно бывают исключения. А я сова, сентябрьская дева-сова, с молодости любившая не весну, а осень. Всю жизнь. И как ни странно, окно, балкон на юго-запад, значит  всегда вижу закат. В любое время года. Да я ещё школьницей любила писать вечером вид на Неву, закат солнца изображала.
Да, больше всего люблю закаты.

Работая ночью, летом часто засиживаюсь до рассвета. Перед тем как устроиться в постели, захожу на кухню, а там солнце светит, рассвет! Но я спа-ать...
А закаты в деревне? Они необыкновенные. Всегда. Ни один не повторился. Ни разу.
А вот муж  жаворонком был, в пять часов утра уже на рыбалке. Туман, солнце встает. Поплавок недвижим. И мысли текут...что-то рождается в душе и потом попросится на холст.

Тик-так, тик-так...

Чёрный - белый. Наверно поэтому жизнь и называют полосатой.
А что же серый? Сто оттенков? Градации цвета. Просто серый, серую массу не люблю. Но ведь красиво серый смотрится рядом с другим цветом, например с розовым... Нет-нет люблю и серый, особенно в фотографии, графике.
Серый туман. Стоящий туман и движущийся туман. Загадка.
 

Всегда у медали две стороны, как собственно и у палки два конца.
В философии это называется единство и борьба противоположностей.
И вот я вернулась к теме Зло - Добро.
Никогда не сможет Добро победить Зло. Но бороться необходимо. Видимо это и есть ЖИЗНЬ.



***
на фото памятник Сергею Параджанову.
 6 ноября 2004 года в старой части Тбилиси на улице Ватные ряды был открыт памятник Параджанову, созданный скульптором Важой Микаберидзе по мотивам фотографии «В полете» Юрия Мечитова.


Рецензии
Фильмы эти мне незнакомы, Эль, - с тем бОльшим интересом о них прочла.
Слова о Добре и Зле перекликаются с тем, что вы написали насчёт "Близких". Вы правы, само по себе Добро существовать не может, в этом случае мы уже не будем способны понять, что это Добро и, в силу натуры, снова выделим из него что-то Злое. Создадим Зло из Добра. Это неправильно, и в этом главная наша, человеческая, проблема. Именно это то и дело происходит в мире.
У нас есть выбор из двух вариантов, и уж конечно, лучше создавать Добро из Зла. Потому что зла на свете немеряно.

Время. Тоже согласна с тем, что у каждого оно своё, и более того, своё время бывает разным. Когда оно несётся вскачь, у нас нет времени размышлять, мечтать и осознавать. Если хочется как-то развить себя или даже просто остаться человеком, приходится замедлять своё время.
К сожалению, многим уже безразлично, кто они - лишь бы бежать, лишь бы не думать.

Памятник очень интересный!)
Спасибо за вызванные размышления, Эль!
Обнимаю сто раз,
Касс

Кассандра Пражская   17.03.2022 18:54     Заявить о нарушении
Кася, спасибо, что ты прочитала. Наверно нужен был вот такой толчок Параджанова, чтобы я написала это эссе. "Тени забытых предков" фильм авангардный для тех лет. Недаром положен был на полку. Вот взяла и нашла его. http://www.youtube.com/watch?v=IHk4nK1bf5g
И пересмотрела.
Через столько лет. Хорошо, что не смотрела, когда писала.
Оказывается, последняя часть - "пьета" длится пять минут с 1ч.25мин до окончания фильма -1 час 30 мин.
И именно так, как я запомнила полвека назад.
Смерть как избавление.
Поэтому смеются и танцуют. Танцуют так, что трясётся скамья, на которой тело.
В первой части легенды - история любви Марички и Иванко, чьи семьи враждовали. Но Маричка погибла...Во второй - история Иванко - жизнь как наказание. Как женили его, а злыдня жена влюбилась в колдуна(зло + зло) и тот своими силами ...уничтожил Ивана.
*
Через пять лет, в 1969 году Параджанов снял "Цвет граната". Фильм сильнее, многозначнее и более эстетичен. И философичен.
За несколько лет режиссёр вырос, мне кажется это естественным.
К фильму могу возвращаться и возвращаться. Смотреть отдельными кусками.
Вот, Касенька, всё о Любви, о жизни и смерти. И всё всё о Добре и Зле.
Что вскормим в своей душе, тем и будем .
Обнимаю нежно, Эль.

Эль Ка 3   17.03.2022 20:59   Заявить о нарушении
Кстати ...Сейчас( в 2018г) что-то неуловимо похожее на "Тени" снял Рустам Хамдамов -"Мешок без дна".

Эль Ка 3   17.03.2022 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.