Опасный Чулышман

   После того, как в 2010 году я чуть не погиб, а вернее чудом выжил, участвуя в экспедиции по прохождению безумно красивой и безумно опасной реки Ак-Алаха, в республике Горный Алтай, у меня появился страх перед водой. Наше водное судно - бубль с экипажем из четырёх человек, вошло в порог шестой категории сложности под название «Лом», и мы провалились в водный котёл. Мощный поток воды со всех сторон захлёстывал судно, как в стиральной машине.  Как мы не старались выгребать, порог не отпускал бубль. Ребята сидящие впереди выкинули водные парашюты, но увы, от них толку было мало. Порог уверенно держал судно в водном котле. В итоге меня захлестнуло водой, и я начал захлёбываться. И только умелые действия моего напарника Лёхи, который ножом наотмашь успел перерезать страховочный ремень, удерживающий меня, дал мне маленький шанс на спасение. Мощным потоком меня вымыло из судна, и я, запутавшись в парашюте, попал в водоворот. Вода так перемолотила меня, что я подумал: «Всё, конец».  И когда я чудом выплыл, то ещё долго не мог поверить, что всё закончилось. Зато я на всю жизнь запомнил чувство безысходности, когда начинаешь захлёбываться водой и становится нечем дышать, и твоё тело, и твои внутренности тоже наполняются водой, которую невозможно сдержать, а потом происходит гидроудар в мозг, от которого мутнеет сознание и ты понимаешь, что это конец.  Если раньше я был уверен, что всегда смогу выплыть из воды, «бочки», водоворота в спасательном жилете, с веслом, то после Ак-Алахи, побывав в водной «мясорубке», эта уверенность напрочь пропала и появилась фобия – страх перед порогами, перед водой, перед стихией.  Умом я понимал, что это неправильно, но страх не проходил. Я даже пропустил один сезон сплавов, но страх всё равно сидел во мне.
  Мои друзья – профессиональные водники и путешественники, супруги Саша и Настя и сестра Насти Ксения – тоже водница и профессиональная спортсменка, решили помочь мне и организовали поход в Чулышманскую долину, для того, чтобы спуститься с перевала Кату-Ярык, сходить в урочище Аккурум, в ущелье Карасу, чтобы увидеть чудо Горного Алтая - каменные грибы, добраться по труднодоступной тропе до самого большого каскадного водопада Учара (Неприступный) или, как его называют, Большой Чульчинский водопад, прогуляться до водопада Куркуре и искупаться в нём и, самое главное, на катамаране обкатать нижние пороги реки Чулышман, особенно порог Туданский, расположенный в Шавлинском ущелье. Порог двухсотметровый, относительно сложный и мощный, но проходной и, конечно-же, безумно красивый.
  Первые три дня у нас шли по плану.  Мы, находясь в кемпинговом лагере посреди Чулышманской долины, каждый день делали радиальные выходы по запланированным маршрутам, купались, загорали и ловили рыбу, морально готовясь к сплаву. И всё вроде бы было хорошо, но внутреннее напряжение от предстоящего прохождения порогов у меня не проходило. Мы пару раз съездили на машине к началу порога Туданский и по левому берегу произвели разведку. Просмотрели нижние пороги «Коварный» и «Итыкайский» основные проходы и отправились в лагерь готовиться к спуску на воду и прохождению этих порогов. По пути в лагерь мы встретили группу каякеров, которые уже обкатали эти пороги и были очень довольны тем, что у них всё получилось. Каякеры вообще люди особые и очень рисковые, они всегда лезут туда, где опасно, одним словом "безбашенные", но если они говорят, что всё классно, то к ним надо прислушиваться.
  Мне, вроде бы, тоже всё было понятно и знакомо, но напряжение не спадало, я смотрел на Сашку и Настю и их спокойствие положительно влияло на меня. Единственное, что было плохо, это то, что нас некому было страховать, а это очень рискованно. Чулышман – опасная река, ошибок не прощает и каждый год забирает жизни спортсменов. Пожалуй, не на одной реке Горного Алтая нет столько обелисков, сколько на Чулышмане, своими глазами видел.  И это я тоже понимал, но Саня постоянно подбадривал меня, ссылаясь на наш опыт.
  Проверив всю экипировку: катамаран, ремни, спас-жилеты, каски и вёсла, мы пораньше легли спать. Понятно, что я, находясь в напряжении, крепко уснуть не мог, а только дремал и временами просыпался в поту, понимая, что это не из-за жары. А как вы думаете, легко себя успокоить, когда «чуйка» не даёт расслабиться? До Ак-Алахи я прошёл немало рек и порогов 5-6 категории сложности и никогда не чувствовал опасности, а перед походом на Ак-Алаху написал завещание, о котором никто не знал, кроме моего друга Юры, который, конечно, был очень удивлён, зная меня. А всё почему? Да потому, что перед походом, к которому я готовился не один год, я вдруг почувствовал «запах смерти». Да, да – вот этот неприятный и жуткий запах смерти, который чувствуешь, а описать не можешь. Два «звонка» в моей жизни уже было, один раз я утонул - откачали, второй раз чудом спасся, получается, что третий на подходе. Я, конечно, отгонял эти мысли, но нехорошее предчувствие было. И это предчувствие меня не обмануло, как я не старался страховаться, не лезть куда попало, но от судьбы не уйдёшь. Порог «Лом» на реке Ак-Алаха чуть было не забрал мою жизнь, предоставив мне всего один шанс на спасение. Когда себе успеваешь сказать: «Это конец» и вдруг - случайное спасение, то после ценишь жизнь в 100, 1000 раз сильнее.
  Хочешь подольше прожить - будь всем доволен!
  Но мысль, что «чуйка» не подводит и надо к себе прислушиваться, не выходила из головы.
 Вот и в этот раз я чувствовал опасность, хотя, возможно, я ещё не излечился до конца от предыдущего похода.
  Наступило утро нашего нового дня. Погода была великолепная, обалденно пахло горными травами и немного пылью от проезжающих мимо кемпинга машин. Мы все, вчетвером, отлично позавтракали, ещё раз проверили «снарягу» и фото-видео аппаратуру и сели в машину, на крыше багажника которой был закреплён катамаран.
  Через час катамаран был на воде, в улове, в подпоре выше порога.  Мы с Саньком, экипировавшись, проверили спас-жилеты, подтянули ремни на касках и примерили вёсла. Настёна и Ксюшенька выставили фото-видео аппаратуру, и мы приготовились к старту. Оседлав катамаран и подтянув страховочные ремни, мы с Саней посмотрели друг на друга, и я попросил Саньку орать команды погромче. В нашей двойке, да и не только, Сашка всегда был главным, потому что он Мастер спорта по рафтингу и чемпион России, а ещё потому, что он позитивный и очень уверенный парень и его уверенность всегда придаёт силы и настроение.
- Женя, всё будет ок! Пороги проходные, да и мы не промах! Спасибо реке, вода как надо!
- Да, спасибо реке, - повторил я.
- Ну с Богом! Вперёд.
  Мы оттолкнулись вёслами от камней и потихоньку начали грести. В это время у меня, ну как специально, назло, свело правую ногу судорогой, и я немного завыл от боли и, выдернув ногу из страховочного ремня, попытался её распрямить. В это время катамаран вошёл в струю и нас понесло в порог между двумя скальными обломками-глыбами.
- Вперёд, - закричал Саня, понимая всю серьёзность ситуации.
Я, превозмогая боль, засунул ногу под ремень и начал усиленно грести веслом. Вдруг наш катамаран швырнуло на камни, и мы налетели правым баллоном на глыбу. Саня начал проседать в воду, а катамаран готов был перевернуться. Кругом бушевала вода и вдавливала нас в глыбу. Я, оказавшись наверху, уже хотел эвакуироваться на камень и, выскочив из ремня, прыгнул на нос катамарана. Под моим весом катамаран начал сползать со скалы и Саня, уловив ситуацию, крикнул:
- Женя, падай в катамаран. Давай вперёд, вперёд! Раз, раз, вперёд!
  Мы синхронно, чувствуя друг друга, усиленно гребли вёслами и летели по струе, по валам, проваливались в бочки и дики орали от восторга.  Жизнь прекраснааа!
  Страх пропал и умелые команды напарника позволили грамотно пройти порог Туданский, а ниже по валам две ступени порога «Коварный» и порог «Итыкайский».
  Как же это было здорово - прокатиться по мощным сливам с «бочками», по валам, среди глыб и камней и чувствовать себя почти первопроходцем!  Спасибо реке, позволила!
  Внизу, в нескольких километрах по течению, нас подобрала Настя, которая с восторгом рассказывала, как мы грамотно прошли пороги.
- Спасибо Саньку, - ответил я. – Береги мужика!
- Конечно, берегу, - поцеловав мужа, сказала Настя.
  Она поздравила нас и заявила Сане, что тоже хочет с ним на воду и повторить проход.
  Когда мы вернулись к месту старта, то увидели несколько машин и группу «зевак», которые обсуждали наш с Саней проход порогов. Оказывается, у нас были зрители, а мы и не заметили.
- Молодцы, ребята! Здорово! Сразу видно - профессионалы, особенно вы, в модных трусах, - польстила мне молодая женщина, стоя с мужем в обнимку.
- Да, парень, грамотно ты сориентировался, вовремя выскочил из катамарана и вес перенёс на нос, а так бы вы «кильнулись» - сумничал он.
- Спасибо, - ответил я. Знал бы он, что я чуть от страха на скалу не залез.
  Но мне уже было хорошо и спокойно на душе. Я преодолел страх и себя и был готов ещё раз «прокатиться» по порогам, но с Настей не поспоришь, Санька её муж.
 Мы просмотрели видео нашего прохода и, перенастроив аппаратуру, пошли по своим местам. Саня с Настей в катамаран, а мы с Ксюшей на глыбы, чтобы заснять на видео прохождение ребят.
  Вечером мы сидели у костра, наслаждались свежим, только что выловленным, сырым хариусом и поздравляли друг друга под водочку, настоянную на «золотом корне». Недалеко от нас расположилась группа водников, которые, узнав, что мы прошли нижние пороги Чулышмана без страховки, конечно, поздравили нас и заключили:
- Ну вы совсем, ребята, «безбашенные»!
   Впервые за четыре дня я наконец-то спал спокойно. Жизнь продолжается!

   На следующий день, в районе обеда, мы покинули наш лагерь и собрались в обратную дорогу, в Белокуриху. Поднявшись на перевал Кату-Ярык, ещё раз с высоты птичьего полёта полюбовались долиной Чулышмана, сделали снимки на память и двинулись дальше. Естественно, что мы не смогли проехать мимо Пазырыкских курганов, которые называют царскими, прикоснуться к истории скифских воинов и ощутить особую энергетику пространства - не часто выпадает такой шанс. Мы словно заворожённые ходили от кургана к кургану, осматривая чуть ли не каждый интересный камень.
  Погода резко начала портиться и вслед за поднявшимся ветром налетели свинцовые тучи и стало быстро темнеть. Когда мы проехали Красные ворота, ливень заливал лобовое стекло и щётки едва справлялись с водой. Погода настолько разбушевалась, что маленькие ручейки превращались в речки, лужи в озёра и, помимо этого, молнии ослепляли не только округу, но и глаза водителя. Двигаться было опасно. Кое-как мы выбрались на Чуйский тракт и поняли, что у нас проблемы. В ливень, при полной темноте, ехать по тракту - самоубийство. Мы, конечно, команда рисковая, но не в этот раз – разум превыше безумия. Нужно было срочно искать убежище и ночлег. Саня, сидя за рулём, наощупь двигался по дороге и всматривался в обочину, ища съезд. Пару раз мимо нас проезжали фуры, ослепляя дальним светом и это было очень неприятно и тревожно. Наконец Саня увидел съезд к реке Чуя и очень осторожно съехал с асфальта. В полной темноте угодить в яму или улететь в пропасть на съезде с Чуйского тракта проще простого, если не чувствовать опасность.
  Машина очень медленно двигалась по тропе, а мы вчетвером всматривались в темноту в надежде разглядеть ну хоть какое-то убежище. И вдруг, на наше счастье, мы увидели недостроенный сарай.  Подъехав как можно ближе, рассмотрели висячий замок на двери и расстроились. Под козырёк не спрятаться, ливень со всех сторон и как быть? Замок ломать? Ну как-то не принято на Алтае чужое имущество портить, да и опасно это, могут не понять, а мы не у себя дома.
  А мы вчетвером за день настолько вымотались, что готовы были уснуть, сидя в машине, но была проблема – духота и окна не открыть – зальёт водой.  Но Санька – это ещё тот парень! Он в ливень выскочил из машины и под свет фар по дикой грязи подбежал к сараю и ….
  На наше счастье, именно счастье, замок был просто накинут на петли.
- Представляете, сарай сухой, да ещё там доски настелены, как нары, правда места очень мало, - радостно сообщил, заскочив в машину, насквозь промокший Санька.
  Подъехав как можно ближе к сараю, мы «бегом» выгрузились и фонарями осветили убежище. Сарайчик 2.5 метра на полтора, по бокам лежаки из грубо отёсанных досок и между ними маленькая печечка, а под нарами немного дров. Ну не счастье ли это, пусть даже небольшое!
  Мы скинули мокрую одежду и переоделись в термобельё. Затопили печурку, разогрели тушёнку и, выпив по порции настойки на Золотом корне, залезли в сухие спальники и быстро погрузились в сон. Дождь дико хлестал по сараю, по рубероидной кровле, но нам было тепло и, главное, сухо. Никогда ещё я так сладко не спал в сарае на деревянных досках!
  Жизнь продолжается!

   


Рецензии