Про революционность творчества Гёте

     "Всякий, кто не верит в будущую благополучную жизнь человечества, интеллектуально мертв и в этой жизни"
     (И.Гёте).


     В своей поздней (1805 г.) программной статье о Винкельмане Гёте пишет об идее совершенного человека как высшего продукта постоянно совершенствующейся природы.  Что дилемма между частными интересами  индивидуума и человеком-идеей может быть решена и через искусство, путём создания идеальных образов. Именно это часто воспитывает в человеке стремление к совершенному, благородному и прекрасному!  В своей борьбе за выживание с негативами природы, а не со своими братьями, в том числе и с нашими меньшими братьями.

      А молодой Гёте усиленно занимался вопросами морфологии растений и животных. Занятия естественными науками оберегало его от излишнего идеализма и возбуждало в нём стремление к познанию.

     Если в период «Бури и Натиска» Гете утверждал необходимость непосредственного единства искусства и природы, то со временем он их резко отграничивает. Художественные произведения Гёте это не копия природы, он стоит над природой. Художник, проникая в глубь всех нюансов  природы стремится к художественной правде. Она становится ведущим принципом эстетики Гёте. А подлинный зритель должен чувствовать потребность возвысится до художника.

     В диалектике развития Гёте искусство поднимается над природой, чтобы посредством художественных образов постигнуть высшую правду жизни, но пройдя этот этап, искусство возвращается к жизни!  Искусство настолько обогащает человека духовно, что часто помогает ему начать жить по-новому.

     Но если в первый период творчества Гёте ему было свойственна абстрактная поэтизация жизни, то во втором - классицизм Гете выступает как земное, чувственное начало, появляется недоверие к высоким фразам.   

      А потом у него стали появляться языческие мотивы и сатирические тенденции. Если в начале творческой жизни мысль Гете была устремлена к светлому будущему, то с личным благополучием в нем развился вкус к настоящему и реальному, появилось стремление к жизни обывателя.

     Он стал писать антиреволюционные драмы, «Рейнеке-Лис» (1793) - сатирический буржуазный эпос, «Герман и Доротея» - буржуазная идиллия, а также «Годы учения Вильгельма Мейстера».  Новый быт определил и его новое сознание и это свойственно очень многим людям, а не только художникам умеющим хорошо владеть словом, кистью, звуками…

     Стремление к лучшему благополучию за счёт других - это проявление не приземлённости людей, а их примитивизма, проявляющегося в жажде наживы, в стремлении к проявлению низменных чувств, а не возвышенных; стремление казаться умными, оставаясь глупыми, что не на много лучше, чем казаться глупыми, оставаясь умными.


Рецензии