Как снимали фильм А зори здесь тихие

Нынешние сериалы и фильмы  о войне невозможно смотреть, особенно людям старшего поколения, выросших на таких фильмах, как «Баллада о солдате», «Освобождение», «В бой идут одни старики», «Повесть о настоящем человеке» и другие.  Многие из этих фильмов снимали люди, сами прошедшие войну, поэтому фильмы такие достоверные.  А нынешние режиссеры сами ничего не знают, и не хотят знать истинную картину войны, поэтому и такие фильмы выходят о них. Скоро будут снимать по компьютерным играм.

Но были и другие режиссеры.  Причем они снимали не только фильмы о войне.  Вспомните фильм «Доживем до понедельника». Там только пара фраз о том, как учитель истории, которого сыграл Вячеслав Тихонов, на войне спал будущего директора школы. Но ведь от фильма невозможно оторваться. А поставил этот фильм режиссер Станислав Ростоцкий, фронтовик. Он же поставил фильм «А зори здесь тихие». О том, с какими трудностями пришлось столкнуться при съемках фильма, чтобы он получился достоверным, и расскажет эта статья. 

«Кого вы мне привели. Он же совсем мальчишка», - ругал своих ассистентов режиссёр фильма «А зори здесь тихие», Станислав Ростоцкий. Начинающему актёру Андрею Мартынову, было 26 лет. Ростоцкому же на роль мудрого русского мужика, старшины Васкова, нужен был кто-то посолиднее. Режиссёр вообще сначала хотел снимать Вячеслава Тихонова или Георгия Юматова. Но всё же решил порепетировать с молодым артистом сцену из фильма. К концу проб, плакали оба. И актёр, и режиссёр. Ростоцкий тогда сказал Мартынову: «Раз плачешь, значит понимаешь, как нужно играть».

Во время съёмок эпизода смерти Сони Гурвич на площадку пришлось вызывать «Скорую помощь». Когда гримировали мёртвую Соню, её играла актриса Екатерина Долганова, других девушек на площадке не было. Они увидели коллегу, лежащую на камнях в жутком гриме и забрызганную бычьей кровью только, когда раздалась команда «Мотор!» Все слёзы в этой сцене настоящие. Сама Ирина Долганова, которая тоже не видела себя в этом гриме, после съёмок взглянула в зеркало и упала в обморок.

Режиссёр фронтовик, Станислав Ростоцкий, собрал для съёмок этого фильма особенную команду. Воевали оператор картины, художник постановщик и даже гримёр. Для них было очень важно чтобы их кино о войне получилось правдивым. Потому актрисы перед съёмками прошли «Курс молодого бойца». Научились маршировать, заматывать портянки и обращаться с оружием. Оно в фильме, кстати, настоящее.

Чтобы артистки убедительно двигались в кадре во время похода по лесу, режиссёр набил их рюкзаки кирпичами. Автор повести «А зори здесь тихие» и соавтор сценария Борис Васильев, уговаривал Станислава Ростоцкого вытащить кирпичи. Но режиссёр был непреклонен.

Часть фильма, войну, Ростоцкий снимал на отечественную черно-белую плёнку. Она была не очень хорошего качества. Приходилось снимать несколько раз, одно и тоже, чтобы получился хоть один хороший дубль. В том числе и сцену, в котором Лиза Бричкина тонет в болоте.

Актриса Елена Драпеко так вспоминает эти съёмки: «Сунули меня в это болото. Оно было холодное, как пирог. Один слой жидкий, а потом тягучий. В повести Лиза Бричкина тонула долго, пока садилось солнце, а мне нужно было утонут за шестьдесят секунд. Поэтому режиссёр кричал: «Быстрее, быстрее!» Актриса ныряла в грязную воду, но ноги предательски всплывали на поверхность. Приходилось снимать заново.

Долго Станислав Ростоцкий уговаривал актрис на съёмки знаменитого эпизода в бане. Девушки наотрез отказывались. В то время в советском кино, обнажённые сцены считались делом неприличным. «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули врага. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать, а не убивать и умирать», - убеждал режиссёр своих актрис. Станислав Ростоцкий одним из первых показал в кино женщин на войне.

За этот эпизод Ростоцкому пришлось биться и на худсовете. Начальники собирались вырезать сцену в бане «По моральным соображениям». Режиссёру удалось отстоять этот момент в фильме. В кинотеатре его показали, а вот во время первого показа по телевидению, вырезали. Ростоцкий тогда очень переживал.

Фильм не мог оставить зрителей равнодушными и в СССР его посмотрели 66 миллионов человек. Закупили плёнку и многие другие страны. Огромный успех фильм имел в Китае, там даже ходит слух, что его посмотрел миллиард человек. Видимо, поэтому китайские режиссеры поставили ремейк со своими артистами.  Но копия всегда хуже оригинала.

Картине «А зори здесь тихие» почти полвека. Она давно уже вошла в золотой фонд нашего кино. Мы знаем в ней всё, буквально поминутно. Но всё равно, каждый раз смеёмся и плачем вместе с главными героями.

В финале статьи я просто обращусь к зрителям. Плохое кино было, есть и будет. От этого никуда не деться, и может, дальше все будет только хуже - фильмы будут еще бездарнее, воровать будут еще больше, а таланты окончательно сгинут, будучи вытоптанными железными подошвами наших "киноолигархов". Но решение о том, ЧТО смотреть, принимаете только вы. Люди у экранов.


Рецензии
Главное достоинство этого фильма - правдивость и убедительность.

Олег Каминский   27.07.2021 15:17     Заявить о нарушении