Бхагавад-гита. Глава 4. Стихотворный перевод

Глава 4
Йога знания и действия через отрешение

Шри Бхагаван сказал:

Эту йогу Вивасвату –
богу Солнца – Я поведал.
Передал её он Ману ,
Ману – Икшваку  наставил.

По цепочке получали
мудрецы-цари то знанье;
но со временем исчезла
йога та, Врагов Крушитель.

Возвестил тебе сегодня
то же древнее ученье,
эту тайную науку,
так как предан ты Мне, друг Мой.

Арджуна сказал:

Ты же младше Вивасвата!
Как же древнюю науку
мог ему Ты Сам поведать?
Как же мне понять такое?!

Шри Бхагаван сказал:

Множество рождений в прошлом
Я прошёл и ты, Арджуна.
Все их знаю, ты ж не помнишь
ничего, Врагов Крушитель!

И хоть Я – нетленный Атман
и Господь существ рождённых,
Я внутри Своей природы
силой Майи  возникаю.

Всякий раз, когда порядок
ослабляется, Бхарата,
поднимается адхарма ,
то Себя Я проявляю.

Защитить благочестивых,
также сокрушить злодеев,
чтоб восстановить порядок ,
Я из века в век являюсь.

Кто рожденье и деянья
Мои дивные познает,
навсегда оставив тело,
тот ко Мне придёт, Арджуна.

Кто без страсти, страха, гнева
полностью во Мне пребудет,
кто огнём очищен знанья,
Мою сущность обретает.

Как Меня они приемлют,
так и Я смогу ответить.
Путь любого человека –
это Путь ко Мне, о Партха.

Возжелав в делах успеха,
божествам приносят жертвы,
и мирской успех приходит
быстро вследствие тех действий.

Я четыре варны создал
на основе гун и действий .
И хоть Я – их всех Создатель,
Я вне действий, неизменный.

Деятельностью не затронут,
не стремлюсь к плодам её Я.
Кто Меня таким познает,
действий следствием не связан.

Зная то, дела вершили
предки для освобожденья.
Действия свершай подобно
тем, кто делал это раньше.

Что есть действо, что – не-действо,
мудрецы не знали точно.
Расскажу тебе про действо.
Зная то, свободным станешь.

Нужно быть осведомлённым,
ведь есть действо, есть – не-действо,
есть запретные деянья.
И всех действий путь таинствен.

Кто в не-действе действо видит,
и не-действие – в деяньях,
тот – мудрец среди рождённых,
в Высшем тот, хоть занят делом.

Кто отбросил все стремленья,
чувства волей кто отринул,
сжёг огнём познанья действа,
Просветлённым называют.

Кто к плодам дел безразличен,
кто доволен, независим,
тот делами не захвачен,
в деятельность вовлечённый.

Без надежд, сдержав ум-разум,
от владенья отказавшись,
всё свершая только телом,
дел последствий избегает.

Чем само пришло – доволен,
не ревнив, отринул двойство,
ровн к успеху, неудаче,
действием своим не связан.

Кто свободен, не привязан,
в высшем знанье утвердился,
действом совершает жертву, –
для того последствий нету.

Брахман – приношенье, жертва,
Брахман – Огнь; вершит – приимет.
Брахман – Цель. Его достигнет,
с Брахманом кто в действе слился .

Тот богам приносит жертву,
поклоняясь безупречно,
тот огнём свершает жертву,
возлиянием свершает.

Слух и органы познанья
на огонь одни приносят,
звук и наслажденье прочим
на огонь несут другие.

Деятельность чувств подносят
и дыханье жизни – прану
в пламя самоотреченья –
в то, что знаньем разожжётся.

Кто вещами, кто аскезой,
йогой жертвуют иные;
повтореньем Вед, познаньем,
дав строжайшие обеты.

Выдох предлагают вдоху,
вдох – для выдоха подносят, –
есть подвижники, что склонны
удержать своё дыханье.

Пищу поднося дыханью,
жертвует Дыханью Жизни.
Знающие, этой жертвой
очищаются от скверны.

Жертвы плод – нектар бессмертья  –
кто вкусил, стремится к Брахмо.
Жертв не приносящий, Куру,
здесь и там мир не обрящет.

Так всех жертвований виды,
что из Брахмы уст исходят, –
разных действий проявленье.
Зная то – освободишься.

Лучше жертвы материальной
жертвоприношенье знаньем.
Действия полны, о Партха,
если в знанье совершенны.

Чтобы то постичь, прибегни
к гуру, вопрошай, служи им.
Ты от них получишь знанье –
тех, что Истину познали.

Зная это, в заблужденье
снова не впадёшь, Пандава.
Всё живое станешь видеть
ты в себе, затем во Мне же.

Даже если ты греховен,
самый распоследний грешник,
сможешь ты на лодке знанья
пересечь страданий море.

Как огонь, дрова сжигая,
в пепел превратит, Арджуна,
пламя знанья все деянья
так же в пепел обращает.

Выше нет иного знанья
очищающего, в мире.
Тот, кто в йоге совершенен,
Суть со временем постигнет.

Верующий получит знанье,
полностью ему предавшись,
чувства полностью смиривши.
Знаньем тем покой достигнет.

Кто невежда, кто без веры,
кто в сомненьях – тот погибнет.
В этом мире и в грядущем
несчастлив, сомнений полный.

Йогой от плодов отрёкся,
знанием отверг сомненья,
кто Себя постиг, отныне
не привязан, Дхананджайя.

Ты сомнения, что в сердце
из неведенья возникли,
рассеки мечом познанья,
в йоге будь, и – в бой, Бхарата!


Рецензии