Живая молитва

       "Подлинное христианство – это когда
        между человеком и

       Богом складываются особые
        отношения, как ни с кем другим.

        И глубина этих отношений, 
        исполненных настоящей

        любви, такова, что два существа –
        человек и Бог – находятся

        в таком соединении, что друг без
        друга жить не могут.»

        Из проповеди протоиерея 
              Димитрия Смирнова


 Счастью и Любви нужно учиться у детей! Ребенок, безусловно счастлив (он быстро забывает обиды; он скоро умолкает у мамы на руках, когда она дует ему на ушибленную только; что коленку, искренне; верит, что именно его мама - самая красивая, папа – самый сильный…). Мне всегда приносят особое утешение и мир в душу, тихую радость и умиротворение даже ситуативное наблюдения за детками. А эта история (она началась для меня за долго до моего знакомства; с ребенком) согревает душу уже много лет, вселяет твердую веру и является беспримерным упованием на милость Бога к нам… Ну, все по порядку.

  Мы, взрослые, часто того не замечая, своими поступками разрушаем и предаём, делаем очень больно самым близким и родным, раним и теряем их доверие…. Мне, к сожалению, в роли психолога часто приходится быть всему этому свидетелем.

 Около десяти лет тому назад ко мне обратилась взрослая женщина, которая очень печалилась о разводе своего сына.
Горько плакала, волновалась и не как всё не могла начать свой рассказ. Потом, собравшись, сказала:

 - Я пришла к вам с материнским горем - распалась семья моего сына.

 Внимательно слушая ее, помогла ей корректно и точно сформулировать запрос ко мне для психологической  консультации. Надеду, так звали женщину, крайне тревожило будущее детей и внуков. Но она отчаянно не понимала, чем она может помочь близким. Самостоятельно не смогла определиться в стратегии своего поведения в сложившейся ситуации.

 Вот что она мне поведала:

 Мой сын женился шесть лет назад. Жили молодые у меня. Через два года родилась у них дочка. Я старалась в их отношения не вмешиваться никаких замечаний невестке не делала по хозяйству, стараясь своим примером и делами устроить привычный порядок и поддержать уют в квартире если доводилось слышать их споры, чаще становилась на сторону невестки, и при удобном случае, наедине, защищала ее в глазах сына. Но через несколько лет я стала замечать, что сын как-то охладел к делам семьи, часто задерживался на работе, а вместо обычных прогулок с малышкой, ставших их традицией, проводил время в интернете. Однажды, на обиды и претензии, высказанные ему женой, он решительно заявил – ухожу, есть другая! В тот вечер, он наскоро собрал необходимые вещи и уехал в ночь к не знакомой мне женщине.

 Невестка живет со мной. Эта ситуация длится уже пол года.
Я пыталась за это время поговорить с ним несколько раз, встречая его рядом с его рабочим офисом, вразумить, но это желаемой пользы не принесло, а я стала чувствовать его отчужденность и в мой адрес. Меня это испугало не на шутку – вчера он просто мимо меня прошел, даже не поздоровался… После этого я потеряла окончательно и покой, и сон. Молюсь Господу, но так как ситуация только усугубляется, на меня уныние нападает…- закончила она.

 Наше консультативное общение позволило увидеть Надежде ее проблемы, которые сложились в ответ на ситуацию в семье. Дальше был наш общий путь к пониманию и принятию того, что она не может изменить другого человека, а вот себя менять может, а главное хочет, памятуя духовный совет святого Серафима Саровского: спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи.

 И Надежда с большим доверием принялась выполнять психотерапевтические задания тщательно и скрупулёзно искала ресурсы  внутри себя, отслеживала и осознавала свои чувства, формулировала свою систему ценностей и училась отделять ее от ценностных установок сына, старалась принять себя такой, какая она есть, и принимать других с их ошибками и слабостями….

 Расскажу о тех результатах, которые не заставили себя ждать:

 - сон удалось наладить, не прибегая к
медикаментозным средствам;

- на другом уровне стала выстраивать свое общение с внучкой, отдавая ей всю свою любовь и заботу;

- все свои тревоги и надежды доверяла Богу в своих материнских молитвах, а сыну перестала доказывать «очевидность его заблуждений» (поговорив с ним о том, что она очень любит его и уважает его право на самоопределение в жизни);

- она, удивляясь своим новым увлечениям - начала рисовать картины, позаимствовав на первом этапе у внучки краски и альбом;

- увлеклась устроением клумбы у подъезда на заброшенном месте, облагородив и украсив пространство.

 Все это позволило ей обрести покой в душе, восстановить доверие в отношениях с сыном.

 Порадовало меня и еще одно откровение Надежды:

-Когда я от вас услышала совет танцевать, петь, рисовать, то есть начать делать что-то такое, чего я сама от себя не ожидаю, и отдаваться этим занятиям искренне, раскрывая творческий потенциал, мне стало не по себе. Честно скажу – у меня возникло много сомнений стоит ли мне еще к вам обращаться после таких заданий?!
Прожила я с такими упадническими мыслями несколько дней, но желание сделать все возможное и не возможное оказалось сильнее меня. А тут и обстоятельства сложились благоприятно: невестка уехала утром к своим родителям, я почувствовала в душе такую тоску, что не смогла бы ее, кажется,вынести,  если бы не включила по вашему совету для себя музыку. В динамике неожиданно для меня зазвучала
 песня  в исполнении Аллы Пугачевой на стихи Владислава Забелина «И исчезнет грусть». Я заплакала, закрыла глаза и  начала танцевать, телом отдаваясь музыке, а сознанием уловила главные сейчас для меня слова:

"Дай нам, Боже, быть мудрее

И сильнее быть.

Дай друг к другу быть добрее,

Научи любить.

Лунной ночью настежь окна

Отворю и помолюсь,

Улыбнутся с неба звёзды

И исчезнет грусть.

Улыбнутся с неба звёзды

И исчезнет грусть".

Я ощутила, кажется каждой своей клеточкой,  что главное мое желание сейчас - избавиться от тоски и грусти, которые почти укоренились в пустой квартире, в моей душе…

 Не знаю, сколько раз в этот день я прослушала эту песню, но мне действительно значительно стало легче. Сначала тело устало от непривычной двигательной активности, потом как-бы отпустила все свои тревоги, успокоилась, порадовалась глубокому смыслу слов, красоте мелодии…

 Это было первой моей победой над болью и рутиной моей унылым образом жизни. Мне ведь раньше казалось, что радоваться, улыбаться – это грешно. Благодарю вас за рекомендацию прочесть книгу Э. Портер «Полианна».  Тревога и недоверие выбрасывает нас из объятий Господа. Лишают Его благодати и покоя в душе.

 Уже вечером я почувствовала, что молитва приносит мне долгожданное душевное тепло.

 А теперь вернусь, к своему началу этого повествования – к детям. С Надеждой мы закончили психотерапевтические занятия через несколько месяцев и  расстались.

 Случилось как-то через время мне невзначай оказаться на молебне и встретить там ее. Она была с внучкой. Мне было очень приятно увидеть Надежду, а радость от того, что она при встрече поздоровалась со мной, подошла, первая заговорила, наполнила мою душу. (Дело в том, что существует такой психологический эффект: часто клиент избегает общения, таким образом, пытаясь забыть те психотравмирующие ситуации из его жизни, которым я в качестве психолога стала свидетелем).  Мы обменялись несколькими фразами с ней. Начался молебен. То, что я увидела, заставило меня забыть обо всем происходящем вокруг, всецело завладело моим вниманием. Ребенок (внучка Надежды) взяла из рук бабушки маленькую иконочку, отошла на значительное расстояние от группы богомольцев, бывших в храме, опустилась на коленочки, поставила свою икону перед собой на полу и все время молебна, молилась, не отрывая своего взгляда от Святого Лика ни на миг. Меня не оставляло ощущение: она сейчас единолично общалась со святым, который был изображен на иконе. Я не могла отвести взгляда  от девочки (ребенку на тот момент было шесть лет).

 После молебна, мы медленно вместе вышли из храма. Я не могла начать разговор после увиденного таинства детской молитвы.  А дальше и вовсе  у меня перехватило дыхание от слов, которые я услышала от бабушки:

- Она молится о том, чтобы родители помирились! Так мы уже год сюда ходим вместе с ней  каждый раз на этот молебен , и каждый раз внучка ведет себя так!
 После возвращения невестки от ее родителей в мой дом, смогла с ней искренне поговорить, рассказать о том, что мне больно от сложившейся ситуации, но я поделилась этой болью с психологом. Теперь работаю над собой, призналась дочери (так я ее первый раз назвала тогда) о своих танцах с закрытыми глазами… Она поверила, что я действительно всей душой принимаю ее, ребенка, сына своего, вопреки обстоятельствам. Люблю всегда! Она чаще стала оставлять на меня внучку, вышла на работу, продолжает жить у меня. Я радуюсь ее активности. С ребенком мы то же сложили новые отношения – вместе гуляем, рисуем, готовим обед, ждем маму, встречаемся по обоюдному согласию с папой в парке. Однажды вечером, наша малышка вошла ко мне в комнату и сказала, что будет молиться со мной теперь всегда! Вот мы и стали, словно, одним целым перед Богом. Помню, все, о чем мы говорили с вами: главное – мир в душе хранить в каждом мгновении стараться замечать и ценить хорошее!
 А все хорошее дается нам не дешево, как известно. События разворачиваются в прямо противоположную сторону от желаемого. Моя молодежь подали на развод, у сына скоро будет ребенок в новой семье, дочка-невестка вчера призналась мне в том, что она то же познакомилась с мужчиной и спросила моё мнение на предмет того, что она собиралась начать с ним встречаться… - такие новости услышала я от Надежды.

 Прошло после этой нашей встречи еще года два. В этот раз мы нечаянно встретились первого сентября. Я впервые увидела всю семью вместе. Нарядные, они привели ребенка на праздник начала учебного года. Девочка светилась от счастья, держалась обеими руками за родные ладошки папы и мамы.

 От Надежды я узнала и продолжение этой житейской истории:

-Ребенок в новой семье сына на свет не появился (случился самопроизвольный выкидыш), дочь-невестка встречаясь с новым ухажором, забеременела. Я тогда думала, что все совсем рухнуло. Сын вернулся жить ко мне в квартиру, невестка переехала к своим родителям. Я очень тосковала за внучкой. Теперь мы с сыном стали ходить на те молебны, которые посещали некогда с его дочуркой. А вот в августе он мне сказал о своем решении поехать проведать девочек. Уехал один, а вернулись они вместе всей семьей. Оказалось, что его жена рассталась с тем мужчиной. Мой сын и его жена нашли возможность и силы поговорить о сложившейся ситуации. Сын предложил вернуться домой, простить друг другу ошибки и заблуждения. Он решил усыновить после рождения сына, которого она продолжала носить под своим сердцем. Всей душой радуюсь за них. Услышал Господь наши молитвы.
 Теперь мы уже всей семьей ходим на молебны!
 Ребята действительно помирились, подали заявление в ЗАГС, расписались, а родившегося ребенка даже усыновлять не пришлось – просто записали
 в графе отец фамилию, имя и отчество сына моей знакомой-клиента. Биологический отец дал свое согласие на это и самоустранился.

 Спустя уже теперь еще три года, ребята ждут появления на свет еще одного своего малыша, продолжая свой молитвенный путь на молебне и Литургии, каждый раз неизменно Причащая трехлетнего сына (его папа держит на руках все эти три года!). Старшая дочь учиться в воскресной школе и делится приобретенными  знаниями со своими родителями. Такие семейные подробности с радостью сообщила мне Лидия.

 Какое же чудо сподобил меня увидеть Милостивый Господь в жизни: и силу Любви, и горячую Молитву, и силу Веры, и радость Прощения. Слава Богу!
 Хочешь изменить ситуацию вокруг себя к лучшему - начни с себя!


Рецензии
спасибо ! истинно так молитва творит чудеса ! по себе знаю! - может потом расскажу....
с уважением анатолий !

Анатолий Плотников 2   04.08.2023 16:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.