Когда дары Венеры не радуют

Или Вот такая вот зараза-2
/Ретро-истории/
краеведческий очерк

Порой шутят: венерические болезни сделали гораздо больше, чем общественное мнение и церковь вместе взятые, для исполнения заповеди «Не прелюбодействуй». Потому как эта зараза в прошлые века практически не излечивалась. Человек страдал не только физически, но получал и нравственные мучения. Общество его презирало и сторонилось, он становился изгоем. «Срамная болезнь», по сути, была смертельным приговором. Лечить эти печальные «дары Венеры» научились лишь в нач. ХХ в., когда открыли антибиотики и разработали эффективные препараты. О том, как боролись с распространением «любострастной болезни» в Костромской губернии в старину, эта публикация.

Об искоренении любострастной болезни

Сотрудник госархива Костромской области (ГАКО) Ирина Попова подготовила выставку «Заразные болезни в Костромском крае», рассказывающую о том, как наши предки боролись с заразительными болезнями, в числе которых были и венерические.
В архиве сохранилось предписание министра внутренних дел Российской империи графа Л. А. Перовского об искоренении любострастной болезни (так именовали сифилис). Документ в 1851 г. был направлен во все губернии. Это был «разбор полетов» - итоги борьбы с распространением венерических болезней. Итоги оказались ничтожными - число сифилитиков не снизилось, а возросло.
Л.А. Перовский считал, что причина в  несоблюдении циркулярных предписаний врачебным управам и начальникам губерний. Но корни были, конечно, глубже.

Важность неупустительного исполнения

Главным источником распространения венболезней были публичные дома. Получив сифилис при половом контакте, клиенты домов терпимости несли заразу «в народ». В том числе, «сея» ее на бытовом уровне, - через рукопожатия, общую одежду, белье, посуду, докуривание папирос и пр. Отношение к гигиене часто было наплевательским. Известны случаи заражения при совершении религиозных обрядов - целовании икон, причастии. Плохая стерилизация загрязненных бледней трепонемой (возбудитель сифилиса) мединструментов также способствовала распространению заразы. Дети заражались от инфицированных кормилиц.

Огласите весь список, пожалуйста!

Л.А. Перовский потребовал от начальников губерний принять более действенные меры: «Чтобы во всех городах составлены были полные и верные списки публичным, т.е. обратившим распутство в промысел, женщинам. Составление списков … должно быть вменено в обязанность полиции, которая, кроме того, в случае выбытия публичной женщины из города, уведомляет о том полицейское начальство того места, куда она направляется... Чтобы фабрики, заводы и другие многолюдные заведения имели, по возможности, своих врачей, для повременного свидетельствования рабочих мужчин, женщин же не иначе, как в случае сильных сомнений насчет их здоровья... Чтобы врачебному свидетельствованию подвергаемы были все лица низшего класса обоего пола, забираемые полициею за проступки против благочиния». Кроме того, поручалось выявить всех крестьян, зараженных сифилисом, «снискивающих себе пропитание вне селений и семейств своих», и отправить их в больницы до полного выздоровления. «Указанные здесь меры, - напоминал министр, - принимаются на основании особого состоявшегося по сему предмету Высочайшего повеления, и что неупустительное исполнение их имеет особенную важность в отношении к охранению народа от одной из наиболее гибельных болезней».

Отходники-работяги, искатели, ходоки…

Меры, действительно, необходимые. Только условий для их реализации не было. Распространению сифилиса способствовали тяжелые экономические условия, низкий культурный уровень населения, отсутствие медпомощи. Даже в Москве в середине 1840-х было всего 50 мест для венбольных, еще хуже обстояли дела в провинции. Население в большинстве своем жило бедно, полноценное лечение было не по карману.
А как обследовать отходников? Их в России миллионы. В некоторых деревнях Костромской губернии из мужского пола оставались лишь старики да дети. Мужики отправлялись в Москву, Санкт-Петербург, зарабатывая портняжным, скорняжным, плотницким ремеслом, валянием валенок и пр. Девушки, промышлявшие проституцией, заразившись сифилисом, изгонялись из профессии, возвращались в деревни, заражая там земляков.
Вот как в 1895 г. объясняет распространение сифилиса заведующий Плесским фельдшерским пунктом (Плес входил в нашу губернию - авт.): «Среди сельского населения сифилис распространяется обыкновенно таким образом: кто-нибудь из однодеревенцев уходит в город на заработок, живет здесь некоторое время вдали от семьи, получает per coitumlues и с ним является на родину, в свою деревню, где в силу условий деревенской жизни (еда из одного блюда, употребление одних ложек и вилок, отсутствие чистоплотности, незнание и непонимание опасности, как для себя, так и для окружающих, своей болезни) и является носителем и рассадником своей опасной болезни».

Опасные «ночные бабочки»

В начале 1880-х годов случился скандал российского масштаба -  костромские проститутки заразили венерическими болезнями солдат Зарайского полка. За такое на девиц легкого поведения налагался штраф в 200 рублей (огромные тогда деньги) или арест сроком до двух месяцев. Известно, что тогда в Костроме на ниве секс-услуг трудились 62 «ночные бабочки».

Ложный стыд

В материалах Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева, собранных респондентами различных губерний, в том числе и Костромской, есть раздел, посвященный вензаболеваниям.  Сифилис сельские обыватели называли «татарской оспой», в то время как в городе его именовали «французским насморком».
В ряде деревень о том, что сифилис заразителен, крестьяне знали, потому чурались больного. Но чаще наблюдалось обратное: все едят из одной чашки, одними ложками, которые не всегда моют после еды, пьют из одних стаканов чай, носят одну одежду. Заражаются в банях, где моются из одного корыта, а дети - в школах.
Больные на каждом шагу сообщаются со здоровыми, а в больницу идет один из десяти заразившихся. При этом некоторые скрывают болезнь сознательно. Причина - ложный стыд. Человек считает болезнь позорной, боится ее обнаружения. Хозяин прогонит с работы, домашние проклянут. Стыдясь сифилиса, крестьяне  не лечатся, опасаясь огласки. Или пользуются знахарскими средствами, что бесполезно.
Некоторые сифилитики считают болезнь неизлечимой, другие, наоборот, - несерьезной или путают ее с золотухой. Раскольники не лечатся вообще - «грех». В итоге в некоторых деревнях все повально заражены венерическими болезнями.
Респонденты описывают случай: заразившего во время отходничества парня родители поспешили женить, пока болезнь не видно. Он заразил жену, та от него ушла, но при этом «наградила» болезнью своих родных. Между тем, в санитарно-гигиенических правилах тех лет был пункт: брак больного венболезнью откладывать, пока не вылечится. В целом же мало мер принималось против этой ужасной болезни, делали вывод исследователи крестьянского быта.

Французский препарат против «французского насморка»

В костромской газете «Поволжский вестник» 1917 года чуть не в каждом номере шла реклама лекарств от гонореи и сифилиса, а также объявления местных докторов. К примеру, такое: «Доктор А.П. Михайлов принимает по венерическим и внутренним болезням ежедневно с 9 до 8 часов вечера, кроме воскресений. По средам только с 12 до 1 ч. дня. Троицкий переулок, дом № 15. Телефон № 1-16».
Часто рядом с этой рекламой размещалась другая. На рисунке седой господин с поникшими усами озабоченно держится за голову. «Во всех стадиях сифилис успешно излечивается при помощи усовершенствованного французского препарата доктора  Де-Веза, - гласил текст, - слабое действие обычных противосифилитических средств приводит к тому, что больные забрасывают лечение, обрекая себя на страшные последствия запущенного сифилиса. Сифилитические бациллы, укрепляясь в теле больного, отравляют все его органы опасными ядами, что грозит спинной сухоткой, прогрессивным параличом и полным разрушением всего организма. Только радикальное и энергичное лечение сифилиса освобождает больного от грозных признаков».

«С этикетом белая ромашка»

А это реклама лекарства от гонореи в той же газете: «Больные гонореей - триппером, потратившие много времени и средств на безрезультатное лечение своей болезни, имеют теперь полную возможность окончательно избавиться от нее применением научно-усовершенствованного французского препарата «Бленозол» проф. Морна. «Бленозол» проф. Морна состоит из совершенно новых, недавно открытых химических элементов и приобрел в медицинской практике широкую известность… «Бленозол» уничтожает гонорейные микробы и совершенно очищает пораженные ткани от трипперной заразы. Всякий больной, будь то мужчина или женщина, должен прибегнуть к «Бленозолу», как единственному средству, гарантирующему полное излечение от гонореи и возможность ее возврата… Исключительная продажа в Костроме при апт. маг. Л.И. Домбек».
Рекламировался столь же настойчиво и другой препарат: «При гонорее в острой и хронической форме, а также ея последствиях с громадным успехом применяет испытанный в течение долгих лет препарат «Арматин» А.Я. Акулианца… Совершенно безвреден для организма и одинаково успешно применим к мужчинам и женщинам… Предостережение. «Арматин» А.Я. Акулианца вызвал на рынке разного рода грубых и вредных подделок, потому спросим г.г. покупателей быть особенно осторожными при покупке и требовать «Арматин» только А.Я. Акулианца с этикетом белая ромашка».

В честь пятилетия Советской власти

Лишь после революции  - «в честь пятилетия Советской власти» (1923 г.) - в Костроме был открыт городской кожно-венерологический диспансер. В 1945-м он был преобразован в областное учреждение здравоохранения. Располагалось заведение по адресу: ул. Никитская, 17. На его содержание тратились немалые средства. С этой поры, можно сказать, и началось системное лечение вензаболеваний.

«Обнажать, бесчестить, надругаться»

Но главное - требовалось изменить отношение к болезни, заставить людей лечиться. Ведь часто народ протестует против принимаемых мер, только пока не осознает свою пользу. ГАКО представлен любопытный документ о работе венотряда Костромского губотдела здравоохранения в Костромском уезде: «Попытки врачей содействовать просвещению сельского населения часто встречали непонимание и даже сопротивление. Почти комичный случай произошел однажды в 1925 г. Для обследования населения в деревни Белореченской волости Костромского уезда Костромской губернии был направлен отряд врачей-венерологов. Дальше события развивались так: население по совету своего учителя Алексеева послало подводу за врачом. Когда же доктор Славин к назначенному времени ехал, то все население Ряполова разбежалось по ближайшим деревням: кто-то пустил слух, что «будут обнажать, бесчестить, надругаться». После же того, как оставшимся старикам врач и учитель разъяснили, что бесчестить никто никого не сообщался, прошло 3-4 часа, крестьяне возвратились из своих убежищ; Ряполовский клуб был битком набит, и население готово было обнимать врача, который домой возвратился в … ночи».

Вместо послесловия

Будьте здоровы, друзья. И предохраняйтесь! Хоть в наше время все это, конечно, лечится, но чего можно избежать, - лучше избежать…

Зинаида НИКОЛАЕВА.

ФОТО: рекламное объявление из костромской газеты «Поволжский вестник» 1917 года.


Рецензии