эхспресс-конспект по блоку лекций быкова з

эхспресс-конспект по блоку лекций быкова # з .
(продолжен. соотв.)


--
эхспресс-конспект по блоку лекций из
цикла "1оо лекций по русск. лит-ре`,
`1оо книг русск. лит-ры, хх в.`", дм.
быкова . в аудьооформ.   третьи 1о-ть
штук.

~
(блочок моих мини-конспектов # з).


----
сперва некие кр. дополнен. к прошл. блочечечку сих лекц. соотв.:

--
19/(# 9 прошл. конспекта).

1919 г.  з. гиппиус. дневник (ужаса петроградск. после революц.)
`черная книжка`.

~
быков , весьма критически отзываетса собств. об литературном ..
словесном-то ~ таланте гиппиус-писательницы (прозаицы,поэтессы)
давая оценки из серии - не талантлива, даже бездарна (в чем-то).
однако ценность её прозы, лирики, - в дневниковости самоей, ибо,
все по-честному там. быков, ставит в один ряд с розановым вас.2;
однако признавая что гиппиус даже честнее; ибо, ей вообще пофиг,
кто что подумат; розанов же как-то да заботилса об некоем имидже-
то (пускай маломальски, хотя б). оттого такая  уникальная проза,
где достаетса многим, в т.ч. и м. горькому (~ старающ. выглядеть
достойно~красиво). .. `все по чесноку` , к.г. &  `правда-матка`.

--
2о/(# 1о прошл. конспекта).

192о г.  евг. замятин, антиутопия `мы`.

~
быков , сравнивая/сопоставл.  различн. антиутопии, приходит к за-
ключ. выводу, что все были близко в своих прогнозах, относительно
главнейш. конфликта новейшн. эпохи(/истории) человеч-ва, начин. с
ххi в.  однако не вполне все же точны в определении сути конфликта
сего эхзистенц.  по мнению быкова это : не к.  рацио и эмоцио(души)
и души vs робота; скорее - людей-одиночек (автономн.,самодосттчн.)
и людей-социума (`винтиков`,`шестереночек`); людей-..offline`а  vs
людей-online-то, - говоря/назыв. современ. понятиями/языком-ка. ..
у замятина концепция схожа с таким определеньем, по части того, что
т.н. `дикие` - жили(/вут) в неких лесах, особняком; а их антагони-
сты ~ в городе, в колбе м.с. под неким куполом-колпаком-то, в нек-
их стерильных таки условиях.
(что-то в связи с, социальн. аутизмом-то , т.н.).

быков полагает, что люди-offline`а ~ сильнее (адаптивнее, гибше..)
л.-online`а-то (более) тепличн.,стерильных,сонных,обмягших и т.д.,
слабых собств.). дикари победят.  (.. дикие vs роботайзерс).

влияние конешно же  г. уэллса. на практич. всех (анти)утопистов .

~~
пс.

плюс (в контехсте замятинск.-то `мы` кажетса) вво-
рачивает-таки интересн. словеса, по типу: элизиум,
суггестивн. (~ нечто трансцендентное, надреальное).


(..)


--
ps.

современ. поколение (детей/юношества/)подростк./тинейджерск.-то,
с т.н. клиповым-то сознанием, ~ плотным таки, информативно насы-
щенным , и убыстренным ; - довольно эффективно схватывает-таки ..
кое-какие связи .  котор., для прошл.-то поколений , были сложнее
для понимания , однако . - энто наблюдение мсье дмитрия быкова с.

(..)

----
теперь собств. непосредств. к следующ. блочечку, 1о-ке след. лек-
ций соотв.

итак,

--
21/1.

1921 г.  гумилев н. (поэнтич. сборн. `огнен. столп`, `заблудвш. трамв. #__`).

~
метафизик . (впечатлил (и самого) честертона-то, будучи в англ.).
быков находит поразительн. сходства ||-параллели Х-пересечен. да-
же, - с лермонтовым. (чуть не спиральн. реинкарнация его в гумил-
еве-то соотв. воплощение). как в творчестве , так по характеру/..
буйному таки темпераменту-то, и, даже внешне чем-то схожих соотв.
(и, оба рано ушли из жизни. по обст-м трагическ., и, фарсовым -..
котор. в сущности можно было б избежать, если б не трагическ. ст-
ечен. обст-в. оба, только вот-вот закончили свои магнум-опусы-то).
если бы гумилеву довелос прожить все же в ссср, он был бы велича-
йш. поэтом-метафизиком; - правда посмертно признанным, ибо в ссср
он был обречен на подпольный формат, - писательствован. `в стол`.
с его тягою к эхзотике различн.,разнообразн., (~ африканск. жира-
фам-то, в стихах его пестрящ. ; благоухающ. эхзотич., диковинным,
цветам и пр.),  дмитрию быкову , - гумилев николаша видитса неким
исследователем~путешеств., по советск. туркестану, - средн. (/ц.)
азии , напр.   или т.т.
(may be, may be; who knows, who knows).


----
22/2.

1922 г. илья эренбург, `необычайн. похожения х.улио х.уренито`.

~
@втор `бури`, стал первопевцом, первовестником - плутовского ро-
мана в россии. (появивш. в европе и прочно,устойчиво пестовавш.,
с ~ 1ч по 17 вв.). его `х2 хуренито` ~ предтеча и ибикуса а.толст-
ого;  катаевского _________;  невзоровск. ____________; бабелев-
ск. бени (крик); и наконец ильфо-петровск.-то - остапа бендера с.
да фельетонный (около)газетного некоего стиля-то) романъ. на по-
дтехстах (и не просто из дани к модерну-ка, а из необходимости..
строжайшней таки конспирации-то, от советск.-коммунистич. ценз.
такому стилю мог позавидовать и старина хэм). да, бунин ив., не-
смотря на свою традиционалистск., в художеств.-эстэтич.-то пла-
нах был все же ближе и скорее модернист таки; с его стихо-прозою
да поэмо-прозою (в сб. `темные аллеи` собств. яркое тому док-во).
так вот,  ни  хэм , ни бунин , - не симпатизировали эренбургу-то.
ленин зато (как литературовед-то), `х2 хуренито` ~ принял тепло .
с возгласом : `мохнатый илюха-то наш, что написал, смотри-ка `.,
- возбужденно оповестил супружницу-то свою (крупскую что ли), об
сией прекрасной новости, - про новое художеств. явление/событие,
не сдержив. своего восторга (: ай да, мохнач, ай да ж сукин с.)!

форма & содержание.

влияние сего романа , как полагает быков, - простерлос и до чуть
ли не до кастанеды-то .

(вл. войновича т.н. роман-анекдот `жизнь и необычайн. приключен.
солдата ивана чонкина`, собств. начало трилогии; `москва 2о42` ~
также в стиле +- эренбурга-то и т.п.).

(абсурдическ. стиль(/манера)/жарнр и около)милитаристск. тематика
~ объедин. также и с `поправкою-22` , джзф. хеллера , в т.ч.-то ..
с, в т.ч. магич. заклинаниями - звуков-слов-имён: йоссариан  и ай-
ша, ~ будто б аллюзьями к библейским неким, сюжетам, темам и пр.).

(и на пелевинские фантасмагории-то, ~ видать повлияв. +-, в т.ч.).

~
и ссылка на развитие сией темы, - абсурдистск.
- модернистск.  жарнровв-то неких, и т.п. пр.:
http://proza.ru/2021/07/28/595  .


--
ps.

мсье дмитрий быковв , регулярно ссылаетса на
литературоведов: поэта кушнера , и тынянова .


----
2з/з.

192з г.  вересаев , `в тупике`.

~
про символичн. некую крыма, расположен. как бы на краю (света) .
.. название само по себе, - где-то в чем-то - за себя говорящее.
дм. быков отмечает, что сие произв-е не явл. т.с. памятником сл-
овесности-то; нет яркого художств. стиля ; фргмнтр. композиции,
публицстчнсть; нет особого какого-то (изыскан. или пр.) языка .
зато есть честность (как у гиппиус напр. что ли), здравомыслие,
человечность.

(..)


----
2ч/ч.

192ч г.  бабель ис.

~
беня крик (:ироничная, авантюристск.) версия современ.
исуса. доброго, гуманного (по-своему), но вот такого ,
жуликоватого, приблатненного; - ибо среда (обитан./с.)
- обязыват. иначе-то как выжить ?. ~ приходитса юлить!
~ выворачиватьса, выкручиватьса: с одной стороны - ло-
хи; с др. - бандюки, блин .  куда деватьса ?! ежели ты
и не овечка прям уш, но и не волк собств. ; не садист,
не мазохист; не хочешь чтоб тобою помыкали; но и десп-
отом самому быть, - тоже не твое. ..чужой среди своих,
свой да только вот среди чужих-то, однако ж. увы и ах!
и там и там, только не до конца понят(н)ый таки, свой.
драма (извечная, пожалуй), переростков-то неких, т.н.
недосвой(их). (пересвой)их).  ..полу)чужих, иных, др.

ибо, не утрачивает покамест сей авантюрист - иронии и
милосердия. пускай и несколько пародийно выглядит его
геройство,благородство и, пастырничество некое; а что
как не пародирование - евангелием - ветхого завета ..
в эпоху модерности, - ирония - норма . особый диалог,
м-ду пошлостию откровенною и хоть какою-то человечно-
стию. и милосердие с ирониею, - доступн. благодетели,
- в наше-то столь сумбурное , нагроможденное однако..
время. с развенч. мифами, идеалами; рассеянными иллю-
зьями ; растворенными разочарованиями-то всяческими . 

метафорическ., символическ. некая идея - двух сестер.

если говорить об форме,  здесь как раз-таки - фактура
слова, речев. маски, пластика, цикличность . памятник
словесности . бабель - прекрасн. стилист .

~
качества человечьи современ., повторяяс, = милосер-
дие и .. ирония.

кто-то из литературоведов примерно так охарактеризов.
творч-во бабеля : .. `пот , кровь, моча и сперма ` ..


----
25/5.

1925 г.  есенин с.,  `черный человек` .

~
`реквием` моцарта, у пушкина в `моц. & сальери`;
у некрасова (`поэнт & гражданин` // vs патриот).
`похмельный синдром` . есенин сделал из собств.,
деградации , в т.ч. алкоголизма, - произв-е иск-
ва. совершив, достигнув предела , ~ магнум-опус.
исчерпал свой талант. и, ушел  с миром, в иной .
в начале, в раннем периоде - он-есенин, по мнению
быкова , - талантливее; его ~кабачная стилистика,
& пасторальная, - милы,прелестны,воздушны,элега-
нтны. (на контрасте с нахальною манерою, футурист.
стилем, - маяка(овск.)-то  напр.,  и главн. обр.).

традиционалист,фольклорист ~ пастушок-песенник +
одновременно и авангардист .

потом, однако распад личности. (высоцкый в чем-то,
явилса продолж. традиции некоей есенинской-то, что
ли).

пример как не делать; от обратного, противного.
антипример (урок, назидание некие скрытые +-)..

черный человек ~ тень - пошляк и т.п. порочный .
(размышл. об альтернативн.-то путях /сценар. ж.)


(..)


----
26/6.

1926 г.  булгаков мих.,  пьеса `дни турбиных` (= ~ р. `бел. гвард.`).

~
объективная сентиментальная история гражд. раскола, войны м-ду красн.
и белыми. об чести, благородстве. об истинном подлинном лице `белых`.
премьера вызвала получасов. овации во мх(а)те (станисл. и нем.-данч.)
как ни парадохсально , .. товарищу сталину она оч. и оч. понравилас .
а маяк(овск.) кое-что оттудова в свой `клоп` позаимствовал.
сценическ. фабула пьесы жесткая: действо, событие за событием. роман,
по природе, сущности, фактуре своей - более абстрактен, умозрителен .
при том снабжен громадьем деталей, нюансов , - котор. в театре не по-
кажешь, однако. и тем не менее пьеса тоже хороша, сентиментальна. ..
романная же форма/исполнение исходн., - др. отдельн., иная песня т.с.
роман - это целая стихия. пьеса же - действенная его-романа составлщ.
пьеса ~ энто увлекательность.

быковв отмечает верность историзму (в частн. в сией вещи) булгакова.


(..)


----
27/7.

1927 г.  лео леоновв , р. `вор` .

~
атмосфера подпольн. мск. передана изумительно, замечательно, искусно.
все пессимистично. однако, читая, и видя схожее мирови`дение, - да ..
утешаешьса, как ни странно энто звучит; - утешаешьса тем что ты не ..
один так видишь; и, страдаешь не один ; а значит ты уже и не одинок .
а что еще собств. может утешить  одиночку, как не осознание, что есть
еще ~ родств. +- души; братья/сестры ли по разуму т.с., или типа того.

да да.

~~
pz.

горькый порою (в приступе-то отповеди некоей) при-
знавал(са) - что он публицист (.. всего лишь); что
он скорее челкаш, нежели драматург (и романист тем
более).


--
быков признаетса что прочел леоновск. `вора` в 1з лет.
вот это да . (и не просто прочел, а даже воспринял ..;
узрел-таки в сией вещи, - созвучные своим мысли и пр.)
ну не вундеркинд ли, - хотя бы поэтому , - мсье быков-
то дмитрий . красавчег.


(..)


--
28/8.

1928 г.  мандельштам о.,  `египетск. марка` .

~
быковв жарнр определ. как некый : `заметки на полях` .
(не вполне) нечеткая |_композиция, хаотическ., `пары`.

~
`египетск. марка` мандельштм`s - 8-я часть - некый ключ
ко всей поэме-ка, жарнру и т.д.

(..)


--
29/9.

1929 г.  пильняк б., `красное дерево` , (`человеч. ветер`).

~
нейтральн. слог, ровный квази.. стиль .

(..)


--
зо/1о.

19зо г.  шагинян м., `гидроцентраль` .

~

(..)



----
pz.

-- плюс четыре лекц. в след. блоке --


симонов, в.катаев, (фадеев).
христологич. фигура .

--
з1.

19з1 г. `золотой теленок` , ильфа & петрова .

ирония, (новый завет,) `мечты идиота`.

~
{мне на заметку : по возм. ознаком. с их след.
прикольн. (по отзывам быкова-то соотв.) - `одноэтажн.
 америкой` .}


(..)


--
з2.

19з2 г.,  платоновв , `впрок` . `путешств. с откр. сертцем`.

стилистич. удаленность, избыточность.
квазибюрокртзм.,ирония; чудаки,горемыки,идиоты,добряки.
сатира. но и вера в коммунистич. (теоретич.-то) идеалы.
дух 2о-х гг.
времен.путь средн. аз. `джан`; строит-во. `ноев ковчег`
когнитивн.диссонанс.  `бенсинастар`. `чевенгур`.

набоковск. `ценценати`, глубокый,вдохновенный; как воз-
несенскый и (vs) евтушенко.
`котлован`.

~

(..)


--
зз.

19зз г.  катаевв ив. , п. `ленингрдск. шоссе`.

глубокочеловечн., гуманизм. новояза нет .
предтеча трифонова . чистота, без диалектизмовв. гроссман
idea; беспристрастн.

~

(..)


--
зч.

19зч г.  набоковв , `приглашен. на казнь` .

бабеля `нефть`. жестокый, садо-мазо, роман-сказка;
в.панова . аллюзьи на `замок` кафки.
источник ? `мы` замятинск. пост-модерн. выхолащен.
соц.реализм. ..скотомизац., форма, ..фашизм, культ.
честертон. обыватель, тоталитаризм.
кукла.
олеша , `зависть`, `ни дня без/строчки`.

~

(..)


----
f.

*

--
ps.

ссылка на предыдущ. соотв. блочечичег:
http://proza.ru/2021/07/11/1097 .


Рецензии