Руки прочь от Сократа!

  СОКРАТ (469-399).

  Древнегреческий философ. Меня вопрошают: а за что его чтить?!
Что выдающееся он сделал?

  Отвечаю встречными вопросами: а он должен был что-то сделать?
а он знал, что был должен?

  (Эй, этак ведь и ко мне могут однажды пристать: А ЧТО СДЕЛАЛ
ТЫ? Действительно, что? Я ж не построил и не разрушил ни одной
империи (не успел), не впарил человечкам ни одного паскудного
изобретения, ведущего их к деградации, даже не написал ни одной
популярной мутной книжонки для их охмурения и сбития с толку. И
вдобавок ел я и портил воздух за себя одного, а не за двоих, и
я не шибко приобщился даже к такой мелочи, как перепроизводство
глобального населения, ведущее к глобальной же катастрофе приро-
допользования. Да о чём речь, я даже деревья перестал сажать --
с тех пор, как заметил, что они и сами неплохо растут, если им не
мешают. Короче, с точки зрения гигантов передовой амёбной мысли,
я полный ноль, как и Сократ, оттого он мне, наверное, и симпати-
чен.)

  Он приятен в первую очередь тем, как он жил:

    - не боялся сомневаться в "основах";

    - не боялся переть против толпы;

    - не обжирался, вёл умеренный образ жизни;

    - не предавал;

    - не флюгерничал;

    - не прятался за чужие спины; хорошо воевал, когда пришла
      пора сражаться за родной город;

    - не струсил, когда довелось "отвечать за базар";

    - грыз софистов (а не надо было?);

    - своих нескольких рабов эксплуатировал умеренно;

    - раздражал "демос" (плебс, жручее быдло).

  Заслуги Сократа: он...

    - первым заявил в качестве главного правила "ничего сверх
      меры", то есть, надо полагать, основал нам модерализм;

    - втюхал точку зрения, что человек должен стремиться в первую
      очередь к добродетели и к познанию самого себя;

    - внедрил метод спора, состоящий в "развитии" точки зрения
      оппонента, пока она не дойдёт до совсем уж явного абсурда,
      заметного даже для этого оппонента;

    - поднял на щит скептицизм ("я знаю, что я ничего не знаю");

    - заложил традицию критичного отношения к мутным псевдоинтел-
      лектуалам;

    - благотворно повлиял на Платона, Аристотеля и многих
      других.

  До Сократа авторитетные греки признаваться в своём незнании
чего-то как бы должного быть им известным стеснялись: предпочита-
ли наводить тень на плетень. Сократ же приучил умников к тому,
что не знать чего-то -- это очень нормально, а то даже и хорошо,
тем более что твои как бы знания всё равно сомнительны.

  Если коротко, то Сократ поднял сложное мышление на новый уро-
вень (подправил мыслительные парадигмы: не всем подряд, конечно,
а особо культурным людям в Греции). А ещё он на личном примере
показал, насколько опасной бывает демонстрация умища (другие
титаны мозга после него, впечатлившиеся его историей, бывали
осторожнее и потому, как правило, преследовались не так жёстко, а
то даже процветали).

  Когда какой-нибудь гиперактивный античный недоумок приходил к
Сократу за советом (чтобы потом хвастаться, что вёл беседу с ве-
личайшим из мудрецов), вырубать ли ему очередную рощу или плыть
за море грабить варваров, Сократ отвечал ему: сиди на заднице
ровно и пытайся познать самого себя -- разобраться с источниками
своих глупых желаний.

  Кстати, в Афинах до сих пор можно посмотреть тюрьму, где держа-
ли Сократа. Я её видел.


Рецензии