Николо-Угрешский монастырь
В г.Дзержинский, что в Подмосковье, находится мужской Николо-Угрешский монастырь, основанный в 1380 г. Дмитрием Донским. Перед битвой на Куликовом поле Донской отправился со своим воинством в Коломну и по дороге около реки сделал привал. Во время обеденной молитвы князь увидел над сосной образ иконы Николая Чудотворца. Необычное явление поразило Донского! Икона была украшена светлыми звёздами, и образ Святого, «великим светом осияеваемый, стоящ о себе на воздухе над древом». Великий князь Дмитрий Иоаннович с боярами назвал это место Угреша. Так оно зовется до настоящего времени, и речку рядом с храмом тоже назвали Угрешею. Князь воспринял этот знак, как благословение на битву, и сказал: «Сия Угреша согрела сердце моё».
Одержав победу над монголо-татарским войском во главе с Мамаем на Куликовом поле, Донской на месте явления ему иконы основал храм в честь Николая Угодника.
Это была деревянная постройка, стоящая в центре святой обители, но в 1521 г. Никольский храм был разграблен и сожжён крымским ханом Махмет-Гиреем. К началу 14-го века церковь восстановили, построив её из белого камня, и присоединили к ней новые здания.
С приходом правления Романовых в царской семье появилась традиция «угрешских походов»: царь вместе со своими домочадцами и придворными отправлялся в Николо-Угрешский монастырь на богомолье. Эти «угрешские походы» приходились на празднование дня Николая Чудотворца.
Служитель Господа Николай Чудотворец стал известен людям благодаря его чудесам и милосердию. В христианстве особо почитается как покровитель детей, заключённых, путешественников и всех страждущих.
Великий Чудотворец родился 15 марта 270-го года в г.Патара Ликийской области (Римская империя), хотя некоторые исследователи жития Николая утверждают, что доподлинно точная дата рождения неизвестна. Приблизительно - во 2-ой половине 3-го века. У родителей Чудотворца Феофана и Нонны долгое время не было детей, и они вымолили появление на свет сына у Господа, обещая, что он будет верой и правдой служить Всевышнему. Так оно и случилось.
Умер Святой Николай в первой половине 4-го века, когда ему было 74 года, примерно в 343 г. Память о Святом Николае запечатлелась во многих храмах и обителях, где люди свято чтут его имя, обращаясь к нему за помощью, прославляя Святого и оберегая от нечестивых людей. Этим славится и обитель Николо-Угрешского монастыря.
В настоящее время Угреша – это место, где расположен великолепный православный монастырь с мощами Угодника. В нём находятся мощи и других святых со всех уголков мира: Великомученицы Варвары, целителя Пантелеймона, Иоанна Крестителя, Киево-Печерских святых и других исповедников. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский).
Когда мы впервые приехали в Николо-Угрешский монастырь, я поразилась монументальности и красоте построек, находящихся на территории угодий. Солнце окаймляло зелёные травы и цветы, посаженные вдоль тротуаров. Позолоченные башни в солнечных лучах величественно и гордо несли свою миссию, увековечивая память о святынях и святых земли русской. На территории монастыря сверкала водная гладь водоёма, по которой горделиво плавали чёрные лебеди, селезни в ярком оперении и утки.
Перекрестившись и войдя в главный храм с мощами Николая Чудотворца, я замерла от восторга под высоким центральным куполом, залитым золотистыми лучами солнечного света, и одновременно любуясь необыкновенной лучезарностью росписи, находящейся на всех стенах и устремлённой, казалось, в поднебесье, в самую верхушку храма. Церковное величие не давило, а придавало душе покоя и какой-то надежды. Солнце отражалось на канделябрах, лики на иконах были строги и светлы.
Подойдя к иконе Тихвинской Божией Матери, особо почитаемой в монастыре, я увидела, что глаза святыни мироточат*. Маслянистая влага тоненькой струйкой текла по лицу, растекаясь дорожками по одежде, и служитель, крестясь, бережно вытирал бархоткой старинную икону. Благоухание было необыкновенно притягательным, таинственным и сладостным.
Неожиданно меня пронзило чувство какой-то особой радости. Это, наверное, в православии называется благодатью.
Мощи Николая Чудотворца, находящиеся в раке на возвышенности, вызвали ещё более сильный душевный трепет и восторг. Коснувшись их, я почувствовала, что меня будто кто-то погладил по голове, наполняя волнующей энергией.
Мысли застучали в висках, выражая моё душевное состояние и поклонение величию торжества. Слова, идущие из самой глубины души, превратились в молитву.
Ты прости меня грешницу, Боже,
За мирские мои дела,
Что я в жизни, на праздник похожей,
Не монашенкой прожила,
И ещё, как сказал нам Есенин,
За неверие в благодать,
А теперь я стою на коленях,
Грешну душу прошу принять.
Я стою пред иконами в храме:
Солнцем залито всё вокруг.
Вижу лики святых над свечами,
Слышу в сердце тревожный стук…
И взлетает душа от восторга
В поднебесные купола,
Я услышала Господа Бога,
Звоном плачут колокола…
И шепчу: «Помоги мне, мой Боже,
В жизни бренной когда-нибудь,
Чтоб нашла я свой свет в бездорожье
И лишь ты освещал мой путь!
Чтобы радость меня услышала
И могла, не боясь беды,
С верной помощью, данной Всевышним,
Ношу в жизни свою нести.
Тишина, уют и покой поражали своим величием и таинством благочестия. Поставив свечи на подсвечник (канон) иконе Божией Матери «Всецарица», я подняла голову и будто встретилась глазами с каким-то родным, знакомым и дорогим сердцу образом. Взгляд обнадёживал и завораживал своей чистотой и в то же время радостью.
Губы сами прочитали молитву, возникшую в моей душе и пришедшую из самых глубинных островков желания о чём-то сказать Великому образу:
Богородица Всецарица,-
Образ строгий в лучах любви!
Свет янтарный свечой струится,
Наши чувства благословив!
Припаду к твоим стопам царским,
Под твоею рукой замру,
Не достойна ворот я райских,
Но что скажешь мне - всё приму.
Помоги мне свободной птицей
Над судьбою своей взлететь!
И пусть образ твой мне приснится,
С ним сумею я всё стерпеть!
Весь храм олицетворял мощь православия и силу русской души, способной на подвиги, на ту духовность, которая присуща русскому человеку. На сердце было спокойно и уютно.
В России много монастырей, храмов, церквей, почитателями которых являются православные люди, верующие и атеисты. Эти святыни на Руси всегда были ярким свидетельством соборности православной культуры. В храмах собирались граждане и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивали свою духовную и личную жизнь. Здесь же оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство, венчание молодых и крещение новорождённых.
Множество сохранившихся монастырей по всей России – это история Отечества, история культуры земли русской, это образ древней Руси и душа каждого русского человека.
Николо -Угрешский монастырь занимает особое место в перечне великих монастырских уделов России благодаря своей замечательной уникальной истории, необыкновенной архитектуре зданий, дивной красоте местности и душевному, притягательному теплу.
Справка Википедия. Угреша — это трансформировавшееся финно-угорское выражение «унгур ша», что означает «луговая река». Великолепные луга в этой местности действительно процветали. Стан Дмитрия Донского был на месте, поросшем густыми травами..
*Мироточение – явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемой миро) на иконах. Это явление наукой не изучено.
Свидетельство о публикации №221072600590
Спасибо за благость.
Светлана Шаляпина 20.02.2022 17:49 Заявить о нарушении
Тамара Сижук 03.03.2022 18:34 Заявить о нарушении