Постижение Вечной Истины

   Восемь строк о предназначении поэта и русской соборности.
      Глава вторая «Постижение Вечной Истины»
А теперь обратимся к словам поэта о заре, о весне, которая и «непостижна», и «ясна» в одночасье. Так может быть?
Гениальность великого поэта, гениальность  нашей родной литературы в том, что пара строк может целый множество мыслей философских открыть, «выявить».
 Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
  Строки, во многом «перевернувшей» русскую литературу, на несколько языков переведённой  оды «Бог» Г.Р.Державина.   «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того живая связь с Христом», - сказал устами одного из любимых героев Ф.М.Достоевский. Мысль о том, что значит на земле, что может человек, ощущающий себя, по словам того же Г.Р.Державина, «средоточием живущих, чертой начальной божества», и связь эту утративший, одна из главных в литературе. 
   Выразил её и А.А.Фет  - столь лаконично. И последние строки тоже неразрывно, «кровно» связаны с вышеупомянутой одой  - с тем судьбоносным «выводом», к которому приходит лирический герой:
  Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь! 
  О том же по сути своей, пусть и не называя Творца по Имени, говорит и лирический герой  А.А.Фета.  Он Обращается к Создателю «на Ты», как обращаемся мы в Главной Молитве  Христианской.  (Стихотворение по Словам Главной Молитвы поэт создаст много позже). Дарованный Творцом талант, дарованное видение духовных истоков –                та самая «благодатная тайна», ради которой и созданы эти восемь замечательных строк.
Потому что даже само слово «благодать» говорит о «благе данном» - данном Свыше, благе снизошедшем. Только благодатью осенённый  может творить. Да и вообще совершать благие деяния в земной жизни. Снова вспоминаются слова русского мыслителя А.И.Ильина о том, что всё великое создаётся в тех сферах, где «проносятся Веяния Духа Божьего», даже если внешне нет ничего «церковного и религиозного»…
 Вот и всё, наверное... А почему в названии звучит созданное великим славянофилом А.С.Хомяковым слово «Соборность»? Да сколько в связи  с восемью строками имён и произведений, отразивших истинно русскую суть,  вспомнилось…
А потому и завершим беседу строками одного из великих предшественников А.А.Фета – поэта и учёного М.В.Ломоносова. 
 Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный Царь.
 Воспевает, «хвалит» Творца и лирический герой стихотворения А.А.Фета, и все «единомышленники» его в русской литературе.   


Рецензии