Мастер по безделушкам. 3

3

 Рядом со мной работают Костя и Олег — сильно пьющие одинокие мужчины неопределённого возраста.
 Костя столяр — смуглый человечек низким лбом и щетиной до глаз похожий на Шарикова из «Собачьего сердца».
 За всю жизнь Костя прочёл всего одну книгу Пётр I, и при случае любит хвастануть цитаткой.
 Главная неприятность в жизни Кости — получка. Далее всё по накатанной: запой, разбитое лицо, сломанные рёбра, вытрезвитель.
 Жизнь трудяги сводится к работе и пьянке. Допивается столяр до белой горячки, в хмелю делается мрачным и подозрительным.
 Чтобы избегнуть запоя, навязывает свои деньги мне.
 Следующие дни превращаются в кошмар. Костя поджидает меня всюду, вымаливает деньги, пока я не сдамся.
 Костя не злой, но этот гад тащит из мастерской всё, что плохо лежит.

 Я заменил Олега у классной доски. Дети долго не могут мне этого простить.
 Олег мне нравится, с ним интересно.
 Олег оформляет школу. Директор ему выделил студию. Студия через коридор от моего слесарного цеха.

 В студии стеллаж. На полках подборки дизайнерских журналов, чёрно-белые художественные фотографии Байкала, причудливые коряги, камни, банки с красками, бутылочки с тушью, кисти, перья. Вдоль стен стенды: материалы очередного съезда партии, «наш дорогой Леонид Ильич», «Малая земля», БАМ, счастливые лица строителей. Большая часть стендов не закончена.
 Тусклый свет зимнего дня. Чёрные ветки акаций загораживают окно, но в студии светло. Свет идёт от длинных ртутных ламп на потолке и торшера, с розоватым абажуром, стоящего у большого стола.
 На столе, застеленном газетой, хлеб, ложки, вилки, сточенный по обух столовый нож, трёхлитровая банка с мойвой. Серебристые рыбьи тельца плавают в золотистом подсолнечном масле средь белых колец репчатого лука. Пахнет грибами, луком, водоэмульсионной краской и тушью.

 Запах грибного супа идёт от алюминиевой кастрюльки под которой в канавке, прорезанной в огнеупорном кирпиче, огненной змеёй вьётся нихромовая спираль.
 «Мужики хорошо устроились»,- думаю я.
- А, Львович, бери тарелку, садись с нами!- приглашает Олег.
 Рот наполняется слюной.
 В супе из свиной головы, сухих грибов, горсточки перловки и пары картошек средь золотых кружочков жира плавают резные листья петрушки.
 Раз в месяц холостяки покупают свиную голову. Грибы от Олега. Художник летом трудится в пионерлагере.
- Нехорошо с рыбзаводом получилось. Надо бы исправить ошибку,- продолжает прерванный моим приходом разговор Олег.
 У художника высокая, сутуловатая фигура, красивое породистое лицо, шевелюра гривой, выразительные глаза за толстыми линзами очков, и замечательный густой, артистический голос.
 «Зачем вам на рыбзавод?»- интересуюсь я, вооружаясь ложкой.
- Заказали нам халтуру,- поясняет Костя,- лозунг «Решения партии в жизнь!»
- Я сделал разметку, оставил его буквы раскрасить,- показал на столяра подбородком Олег, вдумчиво укладывая полупрозрачные колечки лука на хлебную горбушку,- сам пошёл в кассу, чтобы до конца рабочего дня успеть деньги получить. Кости нет и нет. Про себя думаю, что так долго возится?
- Буква «Ы» не входила,- смущается Костя.
- Какая «Ы»?- не понимаю я.
- Этот грамотей «жизнь» через «Ы» писал,- поясняет Олег.
- Напридумывают ерунды ваши учёные,- возмущается Костя,- «ЖЫЗНЬ» - там же «Ы» ясно слышится!
 Мы с Олегом смеёмся - трудно вписать широкую «Ы» на место узкой «И»!

 Ошибку они так и не исправили, деньги ведь получили.
 Не знаю, долго ли красовалась над Южнобайкальским рыбзаводом гордая надпись: «Решения партии в жЫзнь!»


 Олег перечитывает письмо. Художник дорожит простым листочком из школьной тетради и когда ему плохо, перечитывает вслух. Письмо от его воспитанника, или ученика.
«Взорвись, взорвись, как прежде,- голос Олега от волнения дрожит,- отбрось сомнения! Ты талант! Помнишь, какие прекрасные вещи ты создавал? Я на тебя смотрел как на Бога. Ты и был Богом»
Я удивляюсь неподдельной страсти в письме ученика, смотрю на испитое лицо Олега, с досадой понимаю: «Ничего уже этот человек не создаст».
 Мне жалко Олега.

 Что убивает талант? Невостребованность? Равнодушие?
 Самый большой враг своего Дара сам человек!


Рецензии
"Самый большой враг своего Дара сам человек!" Он же самый большой его друг. Видимо, об этом следующие рассказы. С уважением

Анатолий Белаш   04.01.2023 21:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий! С вашей подачи задумался над расхожим выражением "дар". Дар - то что дали "за так"- даром. Вроде как, в детстве коньки или велосипед. Но учиться кататься и набивать шишки тебе самому придётся. Иначе от дара никакого проку. И ещё: то что даром достаётся - часто не ценим.
С самыми лучшими пожеланиями,

Иннокентий Темников   05.01.2023 05:50   Заявить о нарушении
Согласен. Дар, таланты, способности мы получаем "бесплатно", кто-то считает божьим даром, кто-то сочетанием генов. Многое зависит и от воспитания в семье. У меня жизнь сложилась благополучно, свою специальность я выбрал осознанно, работу любил с самого начала. Считаю, что благодаря родителям, отцу прежде всего. Поэтому меня заинтересовали ваши рассказы - Свою жизнь, оказывается, можно изменить вопреки обстоятельствам. Человек - не винтик. И пишите вы увлекательно. С уважением

Анатолий Белаш   05.01.2023 19:26   Заявить о нарушении