Перед прыжком во взрослую жизнь

                ПРОЛОГ

     У командира корабля Анатолия Полонского, когда он служил в 12 омрап, которым я имел честь командовать, одна из любимых поговорок была: "Командир, надо прыгать...", - это он бормотал себе под нос при принятии какого-нибудь ОЧЕРЕДНОГО важного решения в своей жизни, (типа жеитьбы - смеюсь), и именно эти слова я услышал от него при доведении информации, что на Балтику пришла одна разнорядка на поступление в Школу лётчиков-испытателей. Я соответственно благословил своего пилота на эту непростую для каждого лётчика стезю... В итоге, Анатолий дослужился до звания - полковник, получил почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель РФ", передаёт свой богатейший опыт молодым пилотам, но эта поговорка осталась в его речевом арсенале, и именно её мне хочется посвятить главному, молодому герою следующего своего опуса:

          Рецензия на «Торжества в Обнинске» (Альберт Иванович Храптович)

     Рассказ - 5 баллов, Иваныч. Очень символично, что я его прочёл в день ВМФ, после парада кораблей и Морской авиации в Санкт-Петербурге, а также звонка моего правого лётчика, Героя России, Юры Лончакова, который доложил, что он собрал всех пилотов, кто пришёл в отряд космонавтов в чёрной форме из моряков, и они отметили этот святой для всех нас праздник...

     Рад за твоего внука, Альберт. Желаю ему найти своё призвание в жизни, но обязательно иметь и резервный вариант, т.к. жиСТь - штука непредсказуемая. Мы с моим братом Володей оба собирались поступать в лётное училище, а если не поступим, то планировали тогда идти на геологоразведывательный факультет университета. У меня всё получилось, как мечтал, а брат, не пройдя медицинскую комиссию из-за бокса, стал геофизиком. 30 лет провёл в экспедициях, даже в Антарктиде 1,5 года зимовал в составе 23 САЭ - т.е. у обоих жизнь удалась - есть, что вспомнить...

     Ещё такой момент хотелось бы пожелать твоему внуку - психологически быть готовым к любым трудностям, которые нам может подкинуть судьба. Вчера посмотрел фильм о Валерии Брумеле. Он в 19 лет уже был Олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту, находился в зените славы, и много чего ещё мог сделать для советского спорта, но нелепое ДТП на мотоцикле оборвало его спортивную карьеру, и хотя благодаря огромной силе воли, он смог на какое-то время вернуться в большой спорт, но никогда уже не показывал тех выдающихся результатов, которые сам для себя наметил.

     В итоге, написал книгу "Не измени себе", и казалось бы всё "абге махт", но оказывается всю свою дальнейшую, вроде и обеспеченную материально жизнь, он прожил в пессЬМИЗЬме, считая себя неудачником. Об этом рассказали его друзья, которым он жаловался, что работа спортивным клерком ему не приносит удовлетворения, а работать тренером с детьми он не хочет. В итоге, ушёл из жизни достаточно рано, и самое главное не в том настроении, точнее, состоянии духа, в котором должен заканчивать свой жизненный путь мужчина. Друзья так и выразились: "Он не додал и не сделал всего того, что мог соверщить в своей жизни..." Вот что написано о нём в интернете:

     "Валерий Брумель — спортсмен, достижения которого опровергали поговорку «Выше головы не прыгнешь» (при росте 185 см легкоатлет взял высоту 228 см), а улыбка — стереотипы о мрачности и скованности советских людей. Прыгун стал такой же легендой советской легкой атлетики, как бегуны Владимир Куц и Валерий Борзов. Как и в биографии певицы Анны Герман, в судьбе Брумеля были и восстановление после тяжелейшей аварии, и противостояние онкологическому заболеванию.

     Мужчине довелось пережить 32 операции (в том числе семь крупных) и предательство жены. Светлана ушла, оставив сына Валерию. Впоследствии ее лишили родительских прав.

     Чтобы отвлечься от мрачных мыслей, спортсмен начал писать книги. Наиболее известными произведениями Брумеля за все годы его литературной деятельности стали «Не измени себе» и «Жизнь выше планки».

     В том же году Валерий женился на олимпийской чемпионке по конному спорту Елене Петушковой, отец которой Владимир Петрович занимал должность заместителя министра внутренних дел Советского Союза. В мае 1974-го у Валерия родилась дочь Влада, но вскоре семья чемпионов распалась, и девочка росла без отца".

     Так вот, я сравниваю настрой на жизнь Брумеля и известного лётчика и писателя Василия Васильевича Ершова, который тоже ушёл на небеса от рака, и с которым до конца его дней мы обменивались письмами, поддерживая друг друга в трудной борьбе, которая выпала на нашу долю. Вот что он мне написал в одном из писем:

     "Конечно, книга Ваша у меня есть, спасибо! А у меня в Эксмо только что вышли Страх полета и Таежный пилот, вот с января начнутся продажи. А там еще обещают к весне переиздание моих первых четырех книг. Так что есть повод для радостного ожидания.

     Я тоже насобачился набирать текст двумя пальцами. ибо после химии кончики пальцев потеряли чувствительность, только иголочками колет, ручкой писать уже не могу, все из рук выпадает, но я насилую себя мелкой работой, заставляю пальцы шить, крутить мелкие гаечки и пр. Матерюсь, но борюсь! Жру таблетки горстями, от них слегка мутит, но надо вытерпеть. Ноги тоже отморозило напрочь, но ходить позволяет - я и хожу... потом отлеживаюсь в трех парах шерстяных носков.
Ничего, будем жить дальше.

     11 февраля у нас с Надеждой Егоровной двойной юбилей: ей стукнет 70, и в этот же день у нас 50 лет свадьбы. Надеемся до золотой свадьбы дожить, тут месяц с небольшим осталось.

     Поражаюсь и восхищаюсь Вашим мужеством. Вы - Воин!
А женщину эту, индеанку, звали Лабискви, я на всю жизнь запомнил.
                С уважением, ВВЕ.

     И ещё: " Жизнь я прожил и к смерти готов. Половина моих однокашников уже на том свете. Так что особого события из моей болезни не делаю, а стараюсь работать. Вот выложил на Прозе новую компиляцию из маленьких кусочков Летных дневников. Всех дневников не перечитать, а тут вкусные кусочки. Да еще вышли в свет две моих новых книги; у меня куча дел с издательством. Я постоянно занят делом и о болезни даже не думаю.

     Только что сыграли с Надеждой Егоровной золотую свадьбу. В этот же день ей исполнилось 70 лет; она еще работает в своем озеленении. Дети и внучка радовались вместе с нами.

                ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!!!

     Читаю Вашу книгу, с наслаждением. Желаю Вам бодрости духа... да, собственно, я ей и так поражаюсь и черпаю в ней силы.
                С уважением, ВВЕ."

Дополню, Василия Васильевича - я никогда не думал, что человек в моём состоянии НЕМОГО, неходячего инвалида-колясочника, который каждый день живёт в состоянии полной разбитости и слабости, которому каждое услие даётся с трудом, настолько мои мышцы счас мне не принадлежат, в прошлом году у меня даже дважды мелькала мысль об автоназии, видя как мучается со мной Ирина, и тем не менее, живёт в СОСТОЯНИИ СЧАСТЬЯ !!! Понимая при этом, что его диагноз БАС (болезнь двигательных нейронов) официальная медицина не лечит, и живут с ним весьма недолго. Уважаемые, Альберт Иванович, коллеги и читатели, поверьте мне на слово. Я перед вами не рисуюсь, и не хвалюсь, а описываю свои ощущения такими, какие они есть. КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я ИСПЫТЫВАЮ СОСТОЯНИЕ СЧАСТЬЯ, кайфа, и прочее - (это можно обзывать разными словами)... И БЛАГОДАРНОСТИ своей любимой женщине, милой Ирине, которая меня вдохновляет на борьбу и фактически является моей музой. 19 книг написать, шлёпая по клавишам одним пальцем - это вам не "хухры-мухры" на "пианиНЕ в четыре руки" играть.

     А посему, Иваныч, я желаю твоему внуку кроме работы по душе найти свою ЛЮБИМУЮ женщину и прожить с ней всю жизнь в счастливом союзе двух любящих сердец, как это получилось у Василия Васильевича Ершова, моего брата Володи, живущего в Иркутске, тебя самого, Мин Херц, да и мне грех жаловаться, пусть с пятого раза, но я свою любимую Гюльчатай нашёл...

     И ещё, други, как же нам повезло, живущим на территории бывшего Советского Союза, что у нас нормальный климат и природа, что нам пока не грозит перенаселение, как в некоторых областях Китая, Индии, и прочего Сингапура с Гонконгом и Гонолулу, что у нас нет нищеты, наблюдаемой в некоторых странах Африки и Южной Америки... Короче, у нас есть все предпосылки, чтобы сделать жизнь лучше, и даже такие факты, как - мой внук Евгений в Испании вынужден был два года работать с одним выходным в месяц, чтобы оплатить себе учёбу в университете, или сын Василий работает в Николаеве на фирме программистом с отпуском не более 5 дней раз в полгода, меня не сильно огорчают. Во-первых, это их выбор. А во-вторых, этот строй - капиталиЗЬМ не вечен - он антигуманен, а значит, я уверен, что в конце концов будет всё, как предсказал учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов в романе "Туманность Андромеды".

     На этой оптимистичной ноте я хочу и закончить эту рецензию, на твой опус о внуке, Иваныч. Извини, что получилось длинно, но коротко писать нет времени, как выразился Кард Маркс в письме Фридриху Энгельсу - это во-первых, а во-вторых, твоё фото счастливой семьи, что ты прислал, вызвало столько положительных эмоций, что ими захотелось как-то поделиться. Ну, и надеюсь, ты не забыл тост про бабушку, у которой была всего ОДНА, но большая ЛЮБОВЬ в жизни??? Это - МОРЯКИ !!! Так что очередной тост поднмаю за тебя, дорогой, истинного моряка-подводника, отдавшего флоту большую часть жизни...
                С уважением, жму кисть, ВВЧ.

                ЭПИЛОГ в день ВМФ

     Агромадное спасибо за поздравление, Васильич. Вчера я получил поздравление по тлф от своего бывшего старпома, теперь уже полного адмирала в отставке. Признаюсь, мне было очень приятно то, что он меня не забыл и нашел через столько (!) лет, какие слова нашел для поздравления...

     Это тот самый старпом с "К-454", о котором у меня в повести "На переломе эпох".  Удивительно.

     Ну, да ладно. Спасибо и за фотографии.
Замечательное фото у тебя. Взамен тоже  приложу. Это с выпускного внука Ивана в этом году (небольшая заметка о нём есть на "Прозе": http://proza.ru/2021/07/01/268).
 


Рецензии
не устаю удивляться широте общения Автора
видимо надо прыгать
с улыбкой Дима

Димитрий Крылов   28.07.2021 16:31     Заявить о нарушении
Дима, твоими устами глаголет истина - Дерзай...

Полковник Чечель   28.07.2021 16:40   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2021/07/28/1009
согласись не всегда ТАКОЕ понимание встретишь Василич)))

Димитрий Крылов   28.07.2021 19:20   Заявить о нарушении
Прочёл - 5 баллов !!!

Полковник Чечель   30.07.2021 22:18   Заявить о нарушении