Что делать не Чернышевский, воспоминание учителя

 
   Я заканчивала обучение четвёртого класса по новой программе под руководством Института усовершенствия учителей.

  В то время детей было мало. Нашу восьмилетнюю школу сделали начальной, а средние классы перевели во вновь выстроенную среднюю школу  1.

  Из института усовершенствования пришло разрешение оставить моих учеников в нашей школе на два года. чтобы посмотреть, как изменится качество знаний учащихся.

  Меня назначают классным руководителем и учителем русского языка и литературы.

  Мы начинаем новый учебный год, родители довольны, дети тоже. класс пополнился новыми учениками.

  Меня вызывает директор школы и говорит:

  -Берите ещё первый класс.
  -Откуда он взялся?- Я специально не стала набирать первый класс. так как моей молодой напарнице не достался бы класс. Она одна воспитывала дочку.

  -Нам разрешили разделить первый класс на два.

 Я не хотела брать класс,но Николай Сергеевич уговорил меня взять.

 Как делили класс,я не знаю. Когда немного поработала с ними, то поняла, что В мой класс перевели тех,у  кого с родителями был непорядок. У одного мальчика отец сидел в тюрьме за разбой,а его мать ушла из семьи, когда малышу было семь месяцев.  Воспитанием мальчика занималась бабушка по отцовской линии. Два мальчика были на дедушкином отчестве и фамилии. Одна девочка из хорошей семьи, но сама была больна.
   К нам в город переехала семья из Нагорного карабаха, там шла война.Старший мальчик был ранен в ножку, а младший попал в мой класс. Он не говорил по-русски,не понимал он, она, оно, к школе совсем был не готов.

  У одного мальчика мать часто меняла мужей. переезжала то в деревню,то в город, воспитанием детей некогда было заниматься.

  У одного мальчика мама вышла замуж за другого, родила ещё сына, а мой жил с бабушкой. Но бабушка была хорошей, очень любила его и заботилась о нём.

  В классе было большинство мальчиков. Девочек пять. Одна из них Наташа.Умница. Она уже читала, как взрослая.Сама такая ладненькая, с красивыми вьющимися волосами. Но в её взгляде я часто замечала страх. Она чего-то боялась. Я решила сходить к ней домой, узнать в каких условиях она живёт.  Деревянный двухэтажный дом в центре города, квартира на первом этаже.. Захожу. Маленький коридорчик. Никто не встречает. Смотрю на потолок. Он осыпался, видна дранка.Прохожу дальше.  В малюсенькой комнатке на диване спит пожилая женщина. Пьяная.

  Я ещё не знала, что её отец сидит в тюрьме.  У Наташи не стала ничего спрашивать, решила ещё раз сходить к ним и поговорить.

  Стучу в дверь, открывает молодой красивый мужчина невысокого роста с рюмкой водки в руках и подаёт её мне.

  Я опешила, такого приёма у меня ещё не было.
  -Я пришла не за этим, Я учительница Наташи, а Вы кто такой?

  -Я её отец. -ответил он. Мы сейчас празднуем день рождения моей тёщи.

  -Я Вам мешать не буду, а Вас попрошу в школу,нам надо поговорить.

  В школу он не приходил ни разу, а потом куда-то исчез.

  Оказывается, мать и бабушка пили. В школе за три года их не было. Я ходила к ним, уговаривала,ругала,стыдила их. хвалила Наташу.Всё бесполезно!
  Наташа учится прекрасно:читает, считает. лучший почерк в классе, танцует в классном ансамбле,поёт.

  Тогда в школе детей кормили за деньги. Учителя вели учёт,кто сколько денег сдал, сколько проел, сколько осталось. Это такая нагрузка на учителя была. как бухгалтера подводили итог каждую неделю.

  Наташа деньги не сдавала, я понимала, что она голодная и сказала ей:

 -Как будут деньги, тогда и принесёшь.

  -Хорошо,- согласилась она.
  Она ходила в столовую  и постоянно спрашивала у меня:
  -Сколько денег  должна?
  Тогда обеды были не очень дорогие,но по тем деньгам долг был немаленький.

  Однажды она приходит и подаёт мне сторублёвку.

  Я держу эти деньги в руках, смотрю на неё и спрашиваю:

  -Кто тебе их дал?. Она опустила голову и молчит. Девочка честная, стыдно мне врать,поэтому и молчит.

  -Скажи мне честно, Наташа,- тихо проговорила я.

  Она подняла голову,посмотрела мне в глаза. Из её глаз текли слёзы:

  - Я взяла их у деды Миши. они всё равно их пропьют,-с недетской горечью тихо промолвила она.

  Деда Миша жил один на втором этаже.  Он получал военную пенсию,её бабушка и мама пили с ним вместе.

  Что же мне делать,как поступить? Я взяла деньги и пошла к директору, рассказала ему всё. Он сразу же ответил:

  -Раиса Васильевна, берите,девочка права, они всё равно пропьют!.

  Я отняла долг. из ста рублей, осталось 60 рублей,попросила её принести бидон под молоко. Покупала булочек и молока и кормила её в столовой.

Деньги стали заканчиваться, и мы с директором оформили её на бесплатное питание.Тогда это сделать было трудно.
 


Рецензии
С интересом прочитала Ваши воспоминания.С добрыми пожеланиями,!

Галина Михалева   11.11.2021 05:45     Заявить о нарушении