Элемент технологии достоинства

      Ценить и беречь себя природа обязала всех и вся; у человека это выражается не только в обеспечении безопасности, заботе о пропитании, но и в рациональности жизни, целенаправленной активности, и непременно в достоинстве.
      Природа устроила так, что забота живого организма о себе всегда предполагает бережное отношение к среде обитания, чуткость, помощь, содействие сородичам, другим участникам процессов, обеспечивающих их жизнь и относительную безопасность. В обществе этот императив выражается в том, что преследование человеком собственных интересов требует учёта интересов других людей: родственников, партнёров, своей команды, коллектива, соседей, соотечественников, единомышленников, землян …
      Наверное, поэтому опрометчиво, не зная броду лезть в воду, навязываться со своим уставом в чужой монастырь, разевать рот на чужой каравай, даже если завидущие глаза не знают стыда …
      Уважать границы личного пространства других людей, принимать во внимание их интересы, заботиться о добрых отношениях с ними, искренне желать им здоровья, благополучия, требуют традиции, этика, право. Не учитывать чаяний,  настроений, жизненных потребностей соседа некрасиво, противоестественно, стратегически и тактически нерационально. Неважно, по лестничной площадке сосед или по планете.
      Однако так в теории.
      На практике часто забывается о приличиях, заветах предков, здравом смысле. Государства складываются из людей и похожи на них. Правительства и парламенты, ослепленные и дезориентированные сиюминутной выгодой, недальновидностью случайных политиков, априорной неприязнью и недоверием ко всему чужому, застарелой привычкой, а иногда едва ли не въевшимся в "геополитический геном" мнением о собственной исключительности, часто не находят в другой стране достойного партнера. А иногда под влиянием более могущественного участника мировых отношений, автоматически принимают его предписание.
      Политические элиты, каково бы ни было содержание их пропагандистской риторики, на деле могут быть равнодушны к интересам других стран. Фактическое равнодушие истеблишмента к судьбам народов не самый худший вариант. В истории и современности немало случаев, когда правящие круги страны (а за ними нередко и возглавляемые ими народы) стремятся строить свою безопасность и благополучие за сч;т интересов другого народа, претендуют на его ресурсы. Если удаётся, и "верхи", и энергичные и предприимчивые представители страны, распробовавшей вкус чужих "караваев", беззастенчиво растаскивают достояние других народов, богатства чужих территорий, довольствуясь, порой, самыми нелепыми самооправданиями или вовсе обходясь без них.
      Что это? Странное понимание справедливости, грабеж, воровство, предельный прагматизм, вариант взаимовыгодного сотрудничества? В любом случае такая активность не выглядят порядочной.

      Любопытен пример взаимного учёта интересов США и Германии по вопросам, связанным с использованием российского природного газа. Президент Джо Байден, принимая госпожу канцлерин Германии Ангелу Меркель, заявил, что США и Германия будут вместе противостоять российской агрессии. Агрессия России заключается в поставке ею газа в Европу. Вот если бы Германия покупала газ у США (который обошёлся бы Берлину значительно дороже российского), это бы не было агрессией.
      Также, вероятно, не может считаться агрессией отнюдь не мирное двадцатилетнее пребывание США, НАТО в Афганистане, который самой мощной военной коалицией теперь поспешно оставлен (поддержку в виде авиаударов по войскам Талибана Кабул пока всё же получает). Бомбардировки Ирака, Ливии, Югославии, ввод войск в эти страны тоже не агрессия. Это обоснованная реализация интересов США и их союзников. Расширение НАТО на Восток без веских причин и после обещаний этого не делать, опять-таки, совсем не похоже на экспансию, а лишь повод, чтобы придя в Прибалтику негодовать, поражая не переносящего волнений западного нервного обывателя: Россия проводит военные учения у границ стран НАТО! То, что учения Россия проводит на своей территории, во внимание не принимается!
      Мотив экспансии прост: Россия на момент расползания и без того наиболее крупного в мире военного блока, скорее, разоружалась, неоправданно легко и недопустимо податливо теряя авторитет, территории, ресурсы, во всём уступая западному давлению. Были попытки уверений в том, что Запад больше России не враг… А Вашингтон и Брюссель (где располагается штаб-квартира НАТО) тем временем активно увеличивал зону своего военного контроля всё дальше на Восток, пока не достиг российских, белорусских, украинских границ.
      Впрочем, совсем без разногласий по некоторым вопросам между западными правительствами не обходилось, да и сейчас они не всегда единодушны; свои интересы оказываются важнее общих.
      Различно отношение у США и Германии и к российским углеводородам. Им долго не удавалось договориться по вопросу Северного потока-2. В чём сходятся западные государства, так это в том, что нужно учесть интересы Украины. Россия, по их мнению, просто обязана обеспечить транспортировку газа и по территории Украины или просто платить ей за пустующие трубы. Проще говоря, от обещаний помогать Украине (в основном, противостоять России, всеми возможными способами усложнять жизнь Москве, стеснять её политическую и экономическую активность; в ином значении Киев не слишком-то и интересен Западу), политики в Вашингтоне и Берлине переходят к делу: основная часть материально-финансовой составляющей "западных" обещаний должна быть реализована за счёт России. Выходит, фактически Москва должна не только ощутимо "подкармливать" соседнюю страну, претендующую на политико-экономическую взрослость, самостийность, но и, тем самым, финансировать проект "анти-Россия"?
      Остроумнее не выдумать.

      А как же интересы самой России?
      После того, как Вашингтон и Берлин всё же договорились – пусть Северный поток-2 будет достроен, но Россия, как настаивают США, обязана использовать и украинские трубы, о чём строго предупредили Кремль; иначе, мол, накажем – по европейским СМИ прошла волна досады: почему же Россия так легко отделалась? Как же допустили, что она достигает своей цели?
      Логику, а тем более справедливость, в отношении взыскательного западного наблюдателя к России, видимо, искать бессмысленно; всё это похоже на политико-идеологический сюр, облечённый в фантасмагорию примитивизма. Кажется (в качестве варианта апофеоза фантазий в духе политического абсурда), если бы Россия решила отдать свой газ бесплатно, возмущённые ревнители западных ценностей (или  просто русофобы?), вероятно, потребовали бы доплату. В русской литературе есть такой ненасытный персонаж, ментальность, психика, порядочность которого не в силах поменять ни разбитое корыто, ни царский трон…
      Проще говоря, интересы России вообще не рассматриваются, как следует из официальных заявлений выразителей западной геополитической парадигмы и из реального давления на Россию, многочисленных претензий и придирок к ней. В этом вопросе страны Европы – малые и большие, западные и не очень – проявляют небывалое единодушие. О России их лидеры чаще говорят, как об источнике угроз (отсутствие реальных возмещается выдумками) или объекте обязательных наказаний; притязания тоже иногда слышны. Неужели западные правительства всерьёз надеются окончательно навязать России роль "ответчика" за любой промах … любого из участников международных отношений? И газом российским они, судя по содержанию их увлечённых обменов мнениями и упорных на этот счёт споров между собой, похоже, готовы распоряжаться по своему усмотрению. Впрочем, газовая история – лишь одна из позиций, отражающих аппетиты, удивительные по искренности и необоснованности амбиции администраций этих и больших, и совсем маленьких государств …
      Однако факт остаётся фактом. Диктовать, объединившись в своём негодовании, пытаются, а иногда даже с определённым успехом. В конце 2019 года российские СМИ наперебой с пренебрежительно-победными интонациями убеждали российского зрителя, что никакие санкции, никакие помехи уже не остановят сооружение Северного потока-2, который был тогда почти достроен, и в самом скором времени должен был вступить в строй. С тех пор прошло более полутора лет. Финиш строительства, как следует из по-прежнему бодрых заверений тех же СМИ, но уже во второй половине лета 2021 года, не за горами.
      Как же кому-то хочется, чтобы "мода на диктат" по отношению к России (о результативности его разговор отдельный) стала нормой…

      Считается, что окружающие относятся так к человеку, как он сам позволяет. В действительности на отношения влияет много причин, но самооценка, собственное достоинство субъекта значат немало. Необходимый компонент достоинства – умение и твёрдая воля отстаивать свои интересы, цели, идентичность.
      Уважают же себя российские политики, чиновники высокого ранга, руководители государственного сектора экономики, владельцы крупнейших частных российских компаний, играющих важную роль в российской экономике, в воспроизводстве культуры России? И о своих интересах, надо полагать, они не забывают. Однако в вопросах обеспечения интересов страны они всё же идут на уступки, которых, казалось бы, стоило избегать. Разными способами: добиваться высокого качества в функционировании руководимых ими сфер деятельности, структур, компаний; не допускать ошибок и нарушений, позволяющих иностранным визави предъявлять претензии; находить веские аргументы в дискуссиях с ними; проявлять волю, настойчивость, изобретательность в борьбе за достоинство государства.
      Может создаваться впечатление, что уступки в вопросах государственной важности некоторым облечённым полномочиями лицам не слишком мешают жить, сохранять самоуважение (а главное – кресла и личные доходы). Самовольная откачка российского газа нарушителям прощается, а выставленный этими же нарушителями дополнительный счёт России, связанный с тем же газом, немедленно оплачивается; запретили использовать на соревнованиях российский флаг, гимн – выполнили, запретили достраивать почти завершённый проект (тот же Северный поток-2) – ждём, когда разрешат…
      Разумеется, соотношение сил, интересов, вероятных развитий событий во многих международных ситуациях чрезвычайно сложное. Усложняется позиция России тем, что в действии её представителей допускаются просчёты, нарушения. Ну, кто, например, заставлял российских спортсменов прибегать к помощи допинга на соревнованиях? Как спортивные чиновники допустили это? Кто мешал на протяжении тридцати постсоветских лет развивать отечественную науку, технику, технологии, инженерную мысль? Почему же на протяжении этих тридцати лет не удалось добиться наиболее эффективной структуры экономики, избавиться от коррупции, выстроить оптимальную и действенную систему администрирования на всех уровнях?
      Срок немалый. Известны достижения первых тридцати лет Советского Союза, включая избавление мира от самого опасного в то время врага в беспрецедентной по напряжению и потерям кровавой схватке с ним. И это после разрушительной Первой мировой, перешедшей в истощающую Гражданскую, в далёком от дружелюбия геополитическом окружении. А как выглядели через тридцать лет после полного поражения во второй мировой войне не обладающие такими, как Россия, природными ресурсами, Германия и Япония? Каких успехов добились за последние 30 лет Китай, Южная Корея, Объединённые Арабские Эмираты!
      Однако ни "внутренние" просчёты, ни достижения не дают права на грубость в международных вопросах. Прямолинейные решения, опрометчивые резкие шаги неприемлемы, давление опасно. Непросто приходится России, у которой после исчезновения восточно-европейских блоков социалистической направленности, и ещё более чувствительного и рокового крушения Советского Союза, база самых различных ресурсов заметно сократилась, геополитические преимущества по ряду причин оказались хуже реализованы, а некоторые утрачены. И правила международных отношений пишутся (а могут и корректироваться для конкретных случаев) не в Кремле.
      В любом случае, всякому субъекту международного сотрудничества необходимо делать всё, чтобы сохранить конструктивные отношения с всем миром и с конкретными партнёрами. Вопрос в том, каким способом (можно-то по-разному), какой ценой, за чей счёт?
      Многим активным и предприимчивым участникам общественных отношений было мало дела до интересов и проблем тех людей и стран, богатства и территории которых они использовали в достижении своих целей. Из Африки возили рабов в Америку, не особо заботясь о том, сколько из них выживет в трюмах морских судов. Великобритания и Франция накануне второй мировой войны уступили гитлеровской Германии Австрию, Судетскую область, а потом и всю Чехию. Современные США, Германия, Франция не прочь выполнять свои обязательства перед той же Украиной, а украинская власть, в свою очередь, перед своими гражданами за счёт российского газа.
      И внутри стран принцип "своя рубашка ближе к телу" в большей или меньшей мере проявляется не так уж редко. На Руси, например, князья отдавали города и волости должностным лицам на кормление, перекладывая расходы по их содержанию с государства на население города или района, в котором данные "наместники" и "волостели", как их называли, представляли верховную власть. Российские монархи готовы были, порой, жертвовать здоровьем, благополучием и жизнью подданных по просьбе правителей западных стран или из желания лучше выглядеть в глазах европейской общественности, знати, монарших семей. В чьих интересах русские солдаты и офицеры под началом самого яркого в истории полководца, А.В.Суворова, по указу Павла I воевали против французов в Италии в 1799 г.? Насколько обоснованно помогал Николай I австрийскому монарху экспедицией (под командованием генералов И.Ф.Паскевича, А.Н.Лидерса, М.М.Гротенгельма) в Венгрию, ставя под угрозу здоровье, жизни тысяч русских офицеров, десятков тысяч русских солдат в 1848-49 гг.? Примерно шестая часть русского корпуса тогда не вернулась на родную землю, а через шесть лет Австрия, вероятно, из "большой благодарности" ударила Россию в спину, предъявив жёсткий ультиматум во время Крымской войны.      
      И в ХХ веке "текущие" интересы (к примеру, в вопросах уровня повседневной жизни, быта) граждан России (РСФСР) учитывались в сравнении с населением других союзных республик и стран "соц.лагеря", скорее, в последнюю очередь, тогда, как вклад их – русских, украинцев, татар, башкир, чувашей и других граждан РСФСР – в общее дело на фронте или на производстве, был всегда самый большой; и лишений выпало на их долю больше, чем другим.
      Многое в конце тысячелетия изменилось, но по поводу интересов самых многочисленных слоёв и групп населения России вопросы остаются. Невысок для богатой ресурсами страны уровень их жизни (бедных в стране к началу 2021 года, по разным данным и методикам подсчёта, насчитывалось от 13-20 до 80 млн. человек), и расслоение общества высоко: и территориальное, и ещё больше "по вертикали" между стратами, классами. Несмотря на определённые попытки исправить положение, остаются в проблемной зоне образование, наука, не высока производительность труда. Не ясна стратегия развития социума. К несчастью, перечень проблем этим не заканчивается. Всё это не способствует повышению достоинства каждого гражданина страны, кем бы он ни был, не добавляет авторитета государству, не совершенствует общества. Понимание многих причин неблагоприятного положения в ряде сфер социальной активности, всё же, обнадёживает. Есть и люди, искренне желающие исправить ситуацию, есть и конкретные предложения.
      Нужны специалисты, ответственность, ясный детальный план, воля. Нужны средства. Но разве их недостаточно? Одни только углеводороды – источник больших и достаточно стабильных (но не вечных!) поступлений в бюджет. Очевидно, что это важный и ёмкий источник ресурсов. 
      Норвежцы, например, открыв у своих берегов нефть, превратились, как пишут в прессе, из "рыболовецкой провинции" в богатое государство, в котором обеспечивают не только высокий уровень жизни современников, но и думают о будущих поколениях, заботясь о качестве образования и медицины (бесплатных для норвежцев), повышая эффективность социальной системы, насколько это возможно. Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт поступают похожим образом, думают о том, чтобы не зависеть в будущем от добычи углеводородов, развивают науку, технологии. На Востоке, разумеется, свои особенности, возможности, и структура используемых "нефтяных" доходов не может не отличаться от норвежской. И в каждой из названных стран свои абсолютные и относительные цифры статей доходов и расходов, но везде населения стран отчётливо видят заботу о себе и будущих поколениях. Там дорожат собственным достоинством, думают о достоинстве всего народа и потомков. Вероятно, в этих странах относятся с пониманием друг к другу, ценят ресурсы своих территорий, в бережном использовании и приумножении которых видят и собственное достоинство.
      Кстати, в американском штате Аляска, проданном когда-то Россией США, установлен похожий порядок. Есть и другие страны, в которых понимают цену достоинства своих граждан, ценят их интересы, независимо от того, есть ли у государства углеводороды или другие природные ресурсы, или нет.
      Сравнить ситуацию в разных странах непросто. Нужно учитывать необходимость трат на безопасность (территория России – это вам не Эмираты, не Саудовская Аравия, не Норвегия), на транспортные издержки, на преодоление технологического отставания от передовых стран, на космос, на развитие инфраструктуры. Достоинство и вовсе неоценимо, точнее – бесценно.
      Не в том ли российская проблема, что, несмотря на благие пожелания, патриотичные декларации, у разных слоёв и групп общества мало общих интересов, что ресурсами у нас распоряжаются не по-хозяйски? Не слишком ли мало внимания у нас уделяется развитию главного ресурса ¬– людям, взаимодействию, конструктивному сотрудничеству внутри социума? И как мы относимся к своей стране и друг к другу, насколько дорожим достоинством каждого гражданина и государства?
      Действия отдельных лиц, компаний, местных администраций в ряде ситуаций, фактически, представляют собой решение частных, семейных, клановых или корпоративных задач, проблемы общества оказываются далеко не на первом месте. Всё, что такими людьми контролируется – предприятия, должности, месторождения, угодья на российской территории – как будто досталось им на время или "на кормление". Они спешат извлечь из своего положения максимум для себя, и, как будто уверены в безнаказанности, в том, что всегда будут в выигрыше.
      Скажем, запретили российский флаг и гимн. Кому это навредило? Честным спортсменам-победителям, искренним болельщикам-патриотам. А что за символика заменяет российский флаг? Это флаг Олимпийского комитета России, руководители и представители которого вместе с другими чиновниками от спорта должны самоотверженно, как на ринге, спортивной дистанции или игровом поле отчаянно биться за "чистоту" российского спорта, за этичность каждого спортсмена, за авторитет российского спорта, а значит и самой России… Не сработали как следует чиновники, но, надо полагать, мест не лишились. Однако это самый мягкий вариант профессиональных должностных упущений. А немало, к несчастью, и беззастенчивых коррупционеров.
      Во всяком случае, как выясняется из сообщений СМИ, подобным образом ведут себя некоторые чиновники в погонах и без оных, члены центрального и региональных законодательных органов, предприниматели. Но ведь коррупция, даже если оставить в стороне этическую и юридическую сторону проблемы, особенно в стратегическом отношении, для страны нерациональна, неразумна, так же как и низкая производительность труда, неэффективная организация производства, экономия на образовании, здравоохранении, науке … Единство, силу, эффективность общества всё это подрывает. Это должны понимать опытные руководители центральных и региональных структур, их учёные мудрые советники, придворные аналитики, признанные авторитетные лидеры в каждой профессии, сфере деятельности. И, конечно, понимают, и, вероятно, хотят сделать лучше, но …  выходит, "как всегда".
      Не в этом ли одна из главных причин того, что позволяет западным кабинетам оказывать давление на российское государство?

      У достоинства страны, социальной системы, много слагаемых. Среди них баланс интересов всех социальных её групп и слоёв, мера их доверия друг другу, понимание всеми ими и осознанная реализация общих целей, соответствие дел словам, и наоборот. Разобщение, двойные стандарты, взаимная подозрительность, напротив, ослабляют социум, наносят удар по его достоинству, снижают уровень уважения к нему со стороны других стран и народов. России и без того трудно, на неё ополчаются многие и в разных "международных составах" это длится не первую сотню лет. Однако как бы не вели себя внешние силы, поиск ответа на вопрос о проблемах и ключ к их решению внутри социума. В отношениях между людьми, в головах, в их совести.
      Требуется, как минимум, согласовать усилия внутри страны, объединить силы, мощности, таланты, использовать все ресурсы в высшей степени рационально и осмотрительно. Не для того, чтобы кому-то угрожать, в чём пытаются убедить себя и свои народы западные кабинеты, а чтобы сохранить свою культуру, оправдать тысячелетние жертвы и свершения наших предков, сохранить собственное достоинство и веру в себя, обеспечить заслуженное достоинство будущим поколениям. Да и вклад России в решение вопросов мирового уровня будет более достойным, весомым.
      Детали в технологии обеспечения достоинства – не самое главное. Важнее понимание целей и необходимости их скорейшего достижения, объединение усилий, труд. Однако процесс общественного развития складывается из деталей, из решений конкретных маленьких и больших задач на всех уровнях, на всех этапах. Наука, образование, законодательство, мораль, техника, производство, энергетика, экология … – всё это требует больших затрат, смелых и неотлагательных решений конкретных людей. Но именно эта работа – залог и проявление достоинства, самоуважения, основа авторитета, высокого уровня политической и экономической самодостаточности страны. Вот только времени на решения этих вопросов всё меньше. Сколько – точно неизвестно никому (хорошо бы, переломив ситуацию и преодолев основные трудности, так и не узнать, какой год и месяц мог быть последними.
      Распутать и решить плотный клубок противоречий и проблем можно только сообща, всем обществом, но главная ответственность лежит на тех, кто контролирует ресурсы и власть. Без обеспечения подлинного достоинства страны и её граждан, результаты их деятельности не могут считаться удовлетворительными, а сами они – достойными взятых на себя обязательств и статусов.
      В том числе и потому, что это даёт возможность вновь и вновь пытаться "ставить на место" целую страну, бросать тень на народ, который этого не заслужил.   


      Июль 2021 г.


Рецензии
Абсолютно с вами согласна! Это не просто статья, а практически готовая предвыборная программа. Удачи!

Алюня   28.07.2021 09:41     Заявить о нарушении
Спасибо!
Очень высокая оценка...
!!!
Спасибо огромное!

Сергей Антюшин   28.07.2021 21:46   Заявить о нарушении