Человек - это звучит гордо! М. Горький, На дне

               
               
     Как-как вы сказали? Ах, «Человек  - это звучит гордо»? Да, неплохо, неплохо… звучит. А как это на деле?  Что стоит за этой, пустой по сути, фразой?  А ничего…  И вообще, что человеку больше всего надо, что ему дороже всего: деньги, любовь, здоровье, радости жизни, сама жизнь?
     Вы будете смеяться – ему важнее всего, чтобы он действительно был в обществе тем человеком, который мог произнести открывающую эти заметки фразу. И чтобы у него при этом радостно светился взор и улыбка играла на губах…  Легко…

      Завтра неделя, как с нами приключилось это приключение. Если бы мы заранее знали, что нас ждёт, мы бы мирно просидели ещё один  ковидный день дома, выискивая  более-менее полезное занятие…
      Итак, июль, несносно-неслыханная жара… Ослепительной голубизны небо, не шибко многолюдно на вокзале: всё же послеполуденное время и все уже в эпицентре воскресного отдыха в жаркий день -- на заливе или на озёрах.  Кондиционера в электричке нет, но благодаря тому, что в проходе люди  не стоят, а мы сидим на теневой стороне, всё терпимо.
      Едем, болтаем, время, как и поезд,  медленно тянется.  Поглядываю на небо и внезапно осознаю  его изменившийся  тон -- с голубого на серый, но пока ничего драматичного не предвещающий.
      А между тем, серый тон всеохватно распространяется по небу, а в душу закрадывается лёгкий страшок – а что, если… Зонтик, плащ и тёплая одежда пренебрежительно валяются за полуторамесячной ненадобностью дома.  Животный страх нарастает, тем более, что на экранах все видели, что учинили дожди в европах.
      Угроза дождя всё сгущается над крышей поезда. Мы, атеистки, молим Бога дать нам доехать всухомятку до станции и добежать два километра до дачки. Но, видимо, боженька к атеистам не очень расположен и на последнем перегоне он недвусмысленно это продемонстрировал. Знаете, когда льёт стеной и никакого намёка на временный характер действа?
    Выйти на нашей станции всё-таки пришлось под недоумённо-радостные взгляды оставшихся в сухом вагоне пассажиров.
     И вот две мокрые курицы одиноко стоят на пустынной платформе в полной растерянности. Тут же возник вопрос великого классика: «Что делать?»   Неожиданно младшую курицу осенила гениальная мысль: «А не поехать ли нам обратно?» Мол, то, ради чего мы  ехали, а именно, полить грядки и цветочки, свершилось без нашей помощи и  участия: можно и домой возвращаться.
      Как раз вдалеке замаячил приближающийся встречный поезд. Наш путь, к счастью, был свободен, грузового поезда на нём в тот момент не оказалось, и мы опрометью бросились к переезду, бегом, бегом, и в последнюю секунду всё-таки успели нырнуть в уже отправлявшуюся электричку. Фу-у!
     Сели, болтаем, иронизируем по поводу происшедшего с нами, кстати, впервые в жизни.  А тут  дождь возьми да прекратись. Огромные лужи стали живо подсыхать, небо радостно голубеть, как будто ничего и не было.  Однако народ, отдыхавший на побережье, тоже, видимо, дрогнул и массово устремился к электричке.
     В результате чего селёдки в бочке никогда бы не потерпели такого скопления  и устроили бы селёдочный бунт.  А мы – нет: уже двери не закрываются, уже дышать нечем – и ничего, не бунтуем. Хотя своими ушами намедни слышала громогласное заявление о снисхождении РЖД к растущим нуждам горожан в пригородном транспорте в выходные дни  и об ихнем, эржедевском, великодушном согласии на введение дополнительных поездов. Нет, вы послушайте: после такой многообещающей  преамбулы я готова была ко всему, но только не к услышанному. ««Радикальная» мера заключалась в добавлении одной ! электрички  до Выборга  и одной – до Кузнечного. Крутняк!  Браво, РЖД, браво!!!
     Ну, ничего, ничего, форточки открыты, воздух, того и гляди, на секундочку залетит в них при троганьи поезда с места. Кондиционера, сами понимаете, нет…  Слава Богу, уже подъезжаем к Белоострову, правда, как-то подозрительно медленно к нему подползаем.  Остановились, двери открылись, стоим… Тишина…
    Проходит 5, 10, 15, 20 минут… Тишина уже гнетущая… Машинист, возможно, уже никогда не заговорит: кто знает?  Всё может быть, жара…
     В вагоне духота. Пожилым плохо, детям плохо, остальные бодрятся. А хуже всего – неопределённость. Наконец, спустя полчаса узнаём, что нет так называемого  выходного сигнала – ну, не хочет Белоостров с нами расставаться.  Причина не известна, будут разбираться. Спустя ещё мучительную четверть часа молчания узнаём, что уже пытаются разобраться и починить, и что есть маршрутка какого-то, проглоченного машинистом, номера, идущая в СПб. Сколько продлится это стояние, не известно, ибо  прогноз не делается. Успокоительно-подбадривающих слов никто не произносит,  предложений обращаться за необходимой медицинской помощью не поступает, заботы о себе пассажир не ощущает, зато испытывает  унижение от наплевательского отношения и болезненно переживает собственную беспомощность. Наконец, жара, духота, ожидание невесть чего становятся совершенно  невыносимыми, и народ  начал вываливаться на платформу.
     Из середины вагона пробиться к выходу весьма затруднительно через головы, ноги, руки, коляски, велосипеды и прочие  препятствия. Но оставаться внутри могут только подводники или космонавты. Еле-еле мы выбрались на платформу, где опять припустил дождь. Наивная, я ожидала увидеть там сотрудников РЖД, срочно прибывших на помощь пассажирам – ведь произошло ЧП. Они объяснят, как пройти через виадук, когда ближайшая электричка, на каком пути, где, извиняюсь,  туалет и прочее. Да,  щяс, как говорится. Ни души…  С трудом вскарабкавшись по крутым  нескончаемым ступеням на дурацкий, не побоюсь этого слова,  виадук, не видишь ни единого указателя пути. Ошалевшие пассажиры носятся туда-сюда,  вверх-вниз, и у всех на лицах и на устах один вопрос: «Где же этот чёртов шестой путь?» Сколько бы они ни бегали от лестницы к лестнице, такого пути они всё равно никогда не найдут! А по радио хрипло объявляют, что через две минуты именно с него отправится поезд на СПб. Мы в полнейшей растерянности стоим у здания вокзала и вдруг замечаем какой-то прилепившийся поезд на отдалённом от цивилизации пути. В надежде бросаемся к нему, машем руками, мол, погоди, дорогой, не уезжай без нас! Запыхавшиеся, ввалились.  Даже сели.  Всклокоченные, измученные, липкие, вспотевшие, счастливые… Ещё бы: в этом последнем вагоне  - туалет. Ура! Щяс освежимся и жизнь заиграет радужными красками.
     Кстати, я впервые в жизни в российском пригородно-поездном туалете. Всё путём – дырка… Правда, нет ни мыла, ни бумаги, ни сушилки. Впрочем, они здесь и ни к чему. Потому что нет воды-ы-ы! Ну, тут я совсем взбеленилась: Да как же так может быть? Это кто так готовит состав к отправлению от конечной станции? А где же злополучная человечность?
     Почему-то едем в обратную сторону. Но нам уже всё пофиг – хоть куда, но едем всё-таки… Красивые места, давно не посещаемые и уже с трудом узнаваемые.  Станция Курорт… На платформе  -  тысячный десант; вагон забивается под потолок, все счастливы, довольны прекрасно проведённым выходным.  Опять поезд ползёт еле-еле, но вот уже и знакомое название станции.  Вскоре и Санкт--Петербург. Казалось бы, уместно закончить словами: "всё хорошо, что хорошо кончается».  Ан нет: кассир-контролёр не дурак и в переполненный вагон не полезет, а посему весь безбилетный поезд выстраивается в нескончаемую очередь на открытой всем стихиям вокзальной площади с единственным кассовым окошечком. Под ураганным ветром  и проливным дождём, с детьми, стариками, инвалидами, просто людьми…
Ну и как можно после всего  этого не воскликнуть со светящимся радостью взором и улыбкой на устах горьковские слова?  Почему-то напрашивается библейская фраза из Евангелия от Матфея, хорошо звучащая по-английски, “Practice what you preach”  - «Пусть ваши слова не расходятся с делом». Но это, видимо, не про нас…
   


Рецензии
Дорогая Лариса!
Когда Горький написал эту крылатую фразу, он верил, что скоро настанут лучшие, счастливые времена! Можно ли было представить тогда наши девяностые годы, когда его рассказ "Страсти-мордасти" был списан как будто из дня сегодняшнего. Что уж говорить об электричках без стекол, без сидений и без воды!

С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   13.04.2022 09:24     Заявить о нарушении
Риточка, после Ваших впечатлений хочется писАть и писАть! Уже помышляю... Надеюсь, у вас всё в относительном порядке.
Обнимаю, Лариса :)

Лариса Шитова   13.04.2022 10:05   Заявить о нарушении
У нас всё хорошо!
Удачи и вдохновения, Лариса, для новых творений!
Обнимаю!

Рита Аксельруд   13.04.2022 10:32   Заявить о нарушении