М Г Собакин - загадки времени..

Неизвестный художник II-ой четверти XVIII века. | izi.TRAVEL
izi.travel›ru/2f75…mihaila-grigorevicha-sobakina…
Портрет Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773). 1748. Масло, холст. Прослушать историю. ... Собакин одет в роскошный темно-оливковый бархатный кафтан, обильно украшенный золотым шитьем по бортам и широким обшлагам, белую рубашку с тонкими кружевными манжетами и металлическую кирасу поверх камзола. Лицо обрамляет серебристый парик. Рядом с ним, на столике, – географическая карта Европы, письмо с сургучной печатью и книга; сзади на полке – ряд книг и едва ли не обязательная в парадных портретах этого времени драпировка в виде занавеса

Неизвестный художник II-ой четверти XVIII века. Портрет Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773). 1748. Масло, холст
Прослушать историю
Play
Моб. приложение
Портрет, исполненный в 1748 году неизвестным западноевропейским художником. Некогда он находился в фамильном собрании князей Куракиных.
Его можно назвать парадным или репрезентативным. «Репрезентативный» – в переводе с французского означает «показательный». Такой тип портрета не только передавал внешнее сходство, но и возвеличивал модель, демонстрировал ее высокое сословное положение, давал представление о роде ее деятельности, имеющихся наградах. При этом индивидуальная характеристика личности, отодвигалась на задний план. Художник изображал ее «блестящий фасад», не допуская во внутренние покои.
Собакин был одним из образованнейших людей своего времени. Окончив Шляхетский сухопутный корпус, он недолго служил в армии, и видимо, из-за ранения в левый глаз, был определен «по знанию им чужестранных языков» в Коллегию иностранных дел. В ней он прослужил до конца жизни, получил звание действительного статского советника. Затем был назначен московским сенатором и произведён в тайные советники. Михаил Григорьевич обладал и литературным даром: писал стихи.
Он изображен в возрасте двадцати восьми лет, вскоре после назначения в советники канцелярии Коллегии «с всемилостивейшим жалованием по тысяче рублёв в год».
Галантная поза, грациозный жест левой руки, любезная полуулыбка, прическа, костюм, различные атрибуты – свидетельствуют о его высоком сане, роде занятий и увлечений. Собакин одет в роскошный темно-оливковый бархатный кафтан, обильно украшенный золотым шитьем по бортам и широким обшлагам, белую рубашку с тонкими кружевными манжетами и металлическую кирасу поверх камзола.
Лицо обрамляет серебристый парик. Рядом с ним, на столике, – географическая карта Европы, письмо с сургучной печатью и книга; сзади на полке – ряд книг и едва ли не обязательная в парадных портретах этого времени драпировка в виде занавеса.
Автор портрета, свободно владеет композицией и колоритом, умело передает фактуру различных предметов. Его мастерская гладкая манера живописи заметно отличается от той, в которой написаны вышитая серебряная звезда, алая муаровая орденская лента святой Анны и малиновая мантия, перекинутая через правое плечо модели. Эти детали были дописаны спустя двадцать лет после создания портрета, в связи с награждением Собакина, и выполнены другим, менее искусным художником.
Заметим, что начиная с петровской эпохи, в Россию приезжало немало иностранных мастеров, большей частью выполнявших придворные заказы и обучавших молодых художников. Особая потребность в них наблюдалась до появления Российской Академии художеств, начавшей готовить собственные кадры.
В живописи XVIII столетия парадный портрет занимал главенствующее положение. Он включал и детские изображения, которых, разумеется, было намного меньше.

#orelmuseumizo https://orelmusizo.ru/.. | Музей...
vk.com›wall235569567_2903
#orelmuseumizo https://orelmusizo.ru/ 19 октября 2019 года прообразом для создания нашего портрета в рамках занятия "Учимся у мастеров" стал шедевр: Портрет 1748 года Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773), неизвестного западноевропейского художника II-ой четверти XVIII века. Некогда он находился в фамильном собрании князей Куракиных. Из-за ранения в левый глаз, Собакин был определен «по знанию им чужестранных языков» в Коллегию иностранных дел. В ней он прослужил до конца жизни, получил звание действительного статского советника. Затем назначен московским сенатором и произведён в тайные советники. Был одним из образованнейших людей своего времени.


Музей Изобразительных-Искусств
20 окт 2019
Действия
#orelmuseumizo
https://orelmusizo.ru/
19 октября 2019 года прообразом для создания нашего портрета в рамках занятия "Учимся у мастеров" стал шедевр: Портрет 1748 года Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773), неизвестного западноевропейского художника II-ой четверти XVIII века. Некогда он находился в фамильном собрании князей Куракиных. Из-за ранения в левый глаз, Собакин был определен «по знанию им чужестранных языков» в Коллегию иностранных дел. В ней он прослужил до конца жизни, получил звание действительного статского советника. Затем назначен московским сенатором и произведён в тайные советники. Был одним из образованнейших людей своего времени. Вот, к примеру, две строчки из хвалебного стиха Собакина в честь императрицы Елизаветы Петровны:
«Ныне русская земля в полном стала цвете
Для того, что дух Петров жив в Елисавете!"
К тому- же Михаил Григорьевич связан с Орловским краем, поскольку его орловскими вотчинами были – село Архангельское (Собакино) и деревня Рыбница. Подробнее здесь:
;;
http://www.proza.ru/2018/03/16/2096
Галантная поза, грациозный жест левой руки, любезная полуулыбка, прическа, костюм...пастель, полтора часа и "вуаля"- портрет готов))))
http://fetes-galantes.blogspot.com/2014/07/blog-post...

Орловский Музей Изобразительных Искусств
orelmusizo.ru

https://vk.com/wall235569567_2903






ТАЙНА  МИХАИЛА  ГРИГОРЬЕВИЧА  СОБАКИНА...И  ССОРА  С  ПЛЕМЯНИКОМ  А С  СОБАКИНЫМ...правильно ли  поступил  друг  поэта Еропкин.. неизвестно в  этом  следует  разобраться ...

https://radiosputnik.ria.ru/20200223/1565111780.html


Петр Дмитриевич Еропкин был человеком мудрым и справедливым. Его друг сенатор Михаил Григорьевич Собакин как-то рассердился на своего родного племянника и вознамерился лишить его наследства в 2 тысячи душ. И просил Еропкина взять имение себе.
Петр Дмитриевич сначала сказал: "Ты, что хочешь обесчестить меня перед людьми? Чтобы я воспользоваться мне не принадлежащим?".
Разговор, конечно, кончился ссорой. Но потом Еропкин стал опасаться, что Собакин передаст кому-нибудь другому свое наследство. Он возвращается к Собакину и говорит:
; Прости за дерзость, я одумался и принимаю дар твой с дружеским признанием.
После этого они с другом обнялись, и тот вставил в свое завещание имя Еропкина.
Конечно, после этого на Петра Дмитриевича в московском обществе возвели много клеветы и напраслины. Собакин вскоре умер. Еропкин посылает сказать племяннику, чтоб ехал на погребение. А тот отвечает:
; Ты наследник, ты и погребай.
Еропкин ему написал: правду говорил твой покойный дядя – ты неблагодарный наследник... но законный. На следующий день Еропкин отдал этому племяннику все наследство дяди до последней копейки...
Как вспоминала одна из современниц, по наружности Еропкин был высокого роста, весьма худощавый, в молодости – красавец и замечательный силач.

Всю жизнь Михаил Григорьевич оставался холостым (хотя одна из исследовательниц утверждает наличие у него в первой половине жизни супруги –
Татьяны Васильевны Гагариной)
______________________________________

 и наследников не имел. Увековеченный Карлом Брюлловым Поэтому орловские вотчины Михаила Собакина – село Архангельское (Собакино тож) и деревня Рыбница – достались родному племяннику, на тот момент подпоручику лейб-гвардии Измайловского полка Петру Александровичу Собакину.
В 1774 году он пытался продать полученное наследство, разместив объявление в прибавлении к «Санкт-Петербургским новостям»: «… продается недвижимое имение в Орловском уезде, в Тачуковском стану, село Архангельское и деревня Рыбница, в них мужеска полу 164 души… желающим купить спросить о цене в Санкт-Петербурге в доме госпожи адмиральши Прасковьи Яковлевны Митяевой… а в Москве – в доме его, Собакина, стоящем в Белом городе, подле Пушечного двора, у служителя Дмитрия Евреинова…».
Из этого любопытного объявления нам стал известен московский адрес Петра Собакина, который впоследствии дослужился до чина премьер-майора, а продажа орловских его вотчин так и не состоялась: сначала не нашлось покупателей, а потом владелец передумал расставаться с наследством, посетив однажды свои владения. Ему на берегах Рыбницы очень понравилось. И, в отличие от своего высокопоставленного дяди, который ни разу не посетил орловские деревни, майор бывал и живал здесь теперь регулярно, благо имелся тут господский дом с садом.
Женат Петр Александрович Собакин был на княжне Марфе Петровне Голицыной, которая, выйдя замуж, стала тезкой третьей жены Ивана Грозного. Эта Марфа Собакина, кстати, тоже рано, в 30 лет, скончалась.
В браке у Петра Александровича и Марфы Петровны родилось двое детей: сын Александр и дочь Елизавета. Камергер Александр Петрович Собакин был женат на иностранке, представительнице древнего французского аристократического рода, виконтессе Елизавете де Полиньяк. Известен портрет Александра Собакина работы выдающегося русского художника Карла Брюллова (1825 года), а его жену нарисовал французский художник и график Анри-Пьер Данлу.
Брак супругов был счастливым, но бездетным, и после смерти Александра Петровича Собакина в 1837 году его имения в Архангельском и Рыбнице перешли к Елизавете Петровне Собакиной – его родной и незамужней сестре. Когда и она скончалась к середине 40-х годов, эта ветвь старинного дворянского рода Собакиных пресеклась. А их владения в Орловском уезде перешли к родственникам – князьям Сибирским. Впрочем, о них – отдельная история.
Но в заключение нужно несколько слов сказать о судьбе бывших владений Собакиных в наших краях. Что касается села Архангельского (Собакино тож), при советской власти оно превратилось вначале в деревню Собакино, которую в 1961 году переименовали в деревню Володарскую (в честь революционера). Находится она в настоящее время в составе Медведевского сельского поселения Глазуновского района. Старинная церковь Михаила Архангела, которую не раз посещали помещики Собакины и в которой крестили будущего известного русского писателя Николая Лескова (он родился  в деревне Горохово, входившей в приход этого села), давно разрушена. Не осталось ни следа и от усадебного дома Собакиных.
Чуть лучше обстоит дело с деревней Рыбницей, которая к 1963 году превратилась в Красную Рыбницу. В ней в настоящее время проживает более 300 человек, и это самый большой населенный пункт Кошелевского сельского поселения Свердловского района из 15, входящих в его состав.   Александр Полынкин
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!


Рецензии