Теория транскрипции, С. С. Прокофьев, Симфония 5

Теория транскрипции, опыты (№7):
С. С. Прокофьев,
Симфония № 5 (1944),

Произведение взято для анализа по причине его «явно выраженной» «литературности»,
Цель — установление абсолютной идентичности перевода музыкального высказывания в литературное (словесное).
Традиционное продолжение принятой в данном ключе парадигме исследования — дешифровка может находиться в состоянии между быстрым сном и реальностью, или в момент выхождения из глубокого сна в реальность, где возможны подобные дикие рассуждения: «Что за бесстыдство, почему у ней (МУЗЫКИ) нет лифчика?» (06. 2011)
Предисловие:
 
Произведение состоит из приблизительных четырёх частей: 1. Andante (в си-бемоль мажоре), 2. Allegro marcato (в ре-миноре), 3.  Adagio (в фа-мажоре), 4. Allegro giocoso (в си-бемоль мажоре).
1 часть и 2 часть представляют собой широкие эпические социальные картины. 3 часть — глубоко лирическая, в произведении представлена как антитеза 1 и 2 части. Антитеза напоминает собой композиционное деление антитезой «Анчара» А. С. Пушкина, (но с обратным значением). После двух широких социальных обобщений 3 часть резко переходит к глубоко личным, интимным переживаниям лирического героя, раздираемого внутренними противоречиями  и пытающегося найти гармонию и мир внутри себя. 4 часть — это синтез во всех смыслах: 1. герой находит внутреннее примирение с собой и миром, противоречия решены и делается вывод — гармония; 2. социальное сливается с личным (удивительная с точки зрения наглядности картина, когда просто слышится, как индивидуальное трансформируется в социальное, а общественное теряет свою безликость  и начинает расслаиваться на индивидуальные видения мира).
Здесь не прозвучат исторические факты, также как и биографические. Всё  преподносится в едином ключе объединяющего понимания, с целью создания единого текста произведения.

Только общая картина — описание
1 часть:
Общность, представленная в этой части — едина и монолитна, объединена общей благородной целью. Цель — каждый равен и каждый должен быть счастлив. Процесс осуществления цели — в напряжённом постоянном трудовом усилии, где каждый день оценивается как подвиг, подобный мажорный энтузиазм не исключает  передачи невозможных, неимоверных трудностей, с которыми сталкивается описываемая общность. Существует только будущее, и работа сейчас — предназначается только для будущего; некие появляющиеся разногласия, разночтения и недопонимания могут быть, но они отступают и растворяются в мощном ритме общего движения, где даже найдётся место устало - счастливому лирическому отдохновению, за которым опять радость деятельности создания нового. Лирический герой оттеснён фундаментальной картиной общего радостного энтузиазма, но всё увиденное и услышанное транслируется через него — он не может беспристрастно передавать картины, и чувствуется, что он всей душой  - со всеми, и также всей душой вовлечён в этот мощный поток движения к будущему. Звучат темы братства и равенства — каждый в этой общности — важен, каждый свободен, каждый стремится к цели света! Самооценивание передаётся через торжественный маршевый темп — не очень быстрый, весомо значимый, полностью уверенный в собственной правоте, уверенный, что в состоянии переубедить любое оппозиционное мнение, очень громкий — декларативный. Подобные маршевые черты и передают безусловную веру в круг обозначенных ценностей — где нет места чему-то лично-индивидуальному; ценность — в общности и единстве движения к свету! (И это принимает лирический герой).
2 часть:
Эта часть представляет собой поразительный парадоксальный контраст предыдущей части. И правдивость и честность героя не может ему позволить умолчать узнанное о тех, кто же находится на вершине управления этой общностью, для которой высшими ценностями являются справедливость, труд, равенство и взаимоуважение. И здесь для воспринимающей публики ожидают ощущения контрастного душа. Сатира поднимается до саркастически беспощадных высот, автор не скрывает их — тех, кто у ВЛАСТИ. Начало более чем характерно — лихорадочно мышиный, вороватый быстрый бег — очень логично и объяснимо показывает, для чего вся эта  бешено-истеричная, казалось бы беспорядочная активность. Иногда это производит воистину чувство омерзения, особенно при воспоминании о непререкаемо справедливой, «правильной», истинной в последней инстанции 1 части. Мотивация «мышиной возни» ясна абсолютно: бешено-карнавальное беспутство передаётся полностью — основная ценность — гедонизм, роскошь и богатство. Такая классическая вакханалия — беспрецедентна, и в то же время объяснима — именно на основе такой гигантской общности первой части  ДОПУСТИМО гигантское беспутство второй. Абсолютный цинизм второй части просто фиксируется главным героем, беспристрастно (без тени осуждения, но с совершенно  адекватной передачей масштаба размаха бесчинства - 1 к 1). Результатом подобного слышатся явные ноты садистской и циничной (кощунственное надругательство над традиционными ценностями) беспощадности расправы, волнами раскатывающейся по всей общности первой части. Самая интригующая -  сознательно и специально замедленная центральная часть второго фрагмента произведения. Это некий «Замок из слоновой кости», замок мечтателя о будущем, родоначальника всего — и этой гигантской общности первой части, и этого крысиного карнавала второй. Планы его, это затенённого, высшего существа никто « из смертных» не знает, и, возможно, там, на этой вершине все противоречия 1 и 2 части каким-то универсальным образом объединяются и оправданно сочетаются! И оправданы финальные садистски беспощадные, невыносимые по кричанию и громкости финальные аккорды второй части.
3 часть.
Самая мрачная часть произведения, причиняющая абсолютный моральный дискомфорт слушателю и читателю. Как указывалось выше, это сугубо личные страницы лирического героя, его рефлексия на увиденные несовместимые противоречия первой и второй части. К этому добавляются его моральные — просто невыносимые — страдания — угрызения совести, которые периодически наплывами охватывают и душат героя, оставляя после себя жалкие попытки просьб о прощении. Вся третья часть — ничто иное как чередование угрызений совести и одновременного осознания жить дальше, что означает — быть со всеми вместе, в едином строю, где нет ни места, ни времени предаваться личным переживаниям. И такое насильственное вторжение со стороны «справедливого» общества вместе с личными муками совести начинает причинять реальную боль за лирического героя этого произведения. (В целом,  Adagio считается прямым выражение личных чувств автора, тогда как Маршевое Движение — это «социальное» высказывание автора). Чётко слышны предостерегающие стуки этой реальности в личный мир героя — и в самый неподходящий момент, в момент простой невыносимости его страданий и душевных мук, после чего закономерно приходит насильственное осознание  вести себя силой в общий стой, чтобы не отстать, чтобы быть со всеми вместе и не остаться наедине со своими переживаниями, не потерять последние силы и не сгнить заживо. Больная совесть за потерянных близких и невыносимое осознание противоречий общности, в которой находится герой, и которую он приветствует, но видит её «тёмную» сторону во всём объективном объёме — это третья часть. Она заканчивается логически вытянутым звуком -  бесконечным вопросом — «Что делать?»: как дальше существовать, что делать в этом мире (в этой общности), чем оправдывать своё существование в ней?
4 часть.
Это часть — ответ, «гениальный в своей простоте». Герой обращается к самому себе — но кто же я? И он вспоминает, что он прежде всего художник, создатель и творец, гениально чувствующий этот мир, поэтому единственное, чем можно ответить всем страданиям — это творчество, творческая деятельность и творческий процесс. Здесь достигается вершина темпа произведения, можно даже сказать, это безоглядный, ни на что не реагирующий «ГОН»,  который в финале напоминает беспощадность разгула крысиной свиты короля второй части. Лирический Герой поднимается до Повелителя Реальности — но в своей области, таким образом, само произведение по смыслу замыкается на самом себе: оно спрашивает и само отвечает на собственный поставленный вопрос: «Что же делать? - Делай то, что можешь делать лучше чем все месте взятые — остальные». Но вместо вершинного «Замка» мечтателя лирический герой отвечает бесконечным экстатическим «ГОНОМ».
27.07.2021


Рецензии