7. Юрма. Цикл сказок Цветария

     Юрма, старший сын Нептуна, спасённый водяной знахаркой Нгомой от неминуемой смерти ян-тарными крыльями, пролетел три моря. И вот, он достиг горных вершин, на которых жили крыла-тые люди. Они удивлённо смотрели на гостя с  янтарными крыльями такими, как у них, прилетев-шего неизвестно откуда. Из толпы вышел человек средних лет и подошёл к Юрме.
      – Откуда ты, юноша? Мы все знаем друг друга. Крылатых людей не так много на свете. Но тебя мы видим впервые.
      Юрма присел на камень, поросший мхом,  и собирался было начать свой рассказ. Но тут вмешалась молодая девушка со странными для её возраста седыми волосами.
      – Отец, путник устал. Надо покормить его сначала и дать отдохнуть. Он не похож на посланца Чертозмея.
      – Да, Велда, ты права. Он не похож на посланца Чертозмея.
    Отец и дочь, чуть касаясь земли, подлетели к Юрме и пригласили следовать за ними. Перелетев на соседнюю вершину, они вошли  в  необычный шатёр, напоминающий собой большое, свитое из сухих трав и цветов гнездо. Крылья опирались на стенки гнезда и отдыхали. Было уютно в этом шатре. Девушка покинула их  и через некоторое время появилась с подносом в руках, на котором  стояли незнакомые сыну Нептуна кушанья.
       Пища понравилась ему.
       – Из чего всё это приготовлено? – спросил Юрма.
       – Это блюда из горных трав и цветов. Напитки из эдельвейса, сделанные разными способами. Хлеб – из  особой муки. Её готовят из игл сосен. Мы не можем питаться как обычные люди. Иначе мы не смогли бы и на полшага подняться в воздух,  – ответил мужчина.
       – Ax, вот почему Нгома сказала мне, что я не смогу жить среди цветар, – задумчиво проронил Юрма.
       – Кто такие цветары? Кто такая Нгома? И кто ты?
       – О, это долгий рассказ, – начал Юрма, почувствовав, как после двух глотков эдельвейсового напитка усталость в крыльях проходит.– Я – Юрма, старший сын морского царя вод Цветарии. Слышали вы что-нибудь об этой стране?
       – Нет.
       – Это самая прекрасная страна, какую я когда-либо видел. Люди там необыкновенно красивы. На головах у них вместо волос растут лепестки цветов.
       – Как удивительно! Это должно быть на самом деле красиво, – впервые улыбнулась девушка.
       – Да, это очень красиво. И я жил в водах прекрасной Цветарии, пока на морских скачках, устроенных моим отцом, не столкнулся с гигантским осьминогом. Он задушил моего коня и едва не лишил меня жизни. Очнулся я в незнакомых водах, где меня выхаживали водяная знахарка Нгома и её ученица Длинножка, ставшая моей Любимой Русалкой. Я уже стал плавать, когда Нгома открыла мне тайну, что жить я смогу… только как крылатый человек …высоко в горах. Мои янтарные крылья она сколдовала из смолы прибрежных сосен.
    – Как же ты нашёл нас? – удивлённо спросил мужчина.
       – Как находит птица свою стаю, – улыбнулся Юрма. – Но если бы я не знал языка рыб, и не просил их делать из своих косяков небольшие острова, на которых  мог отдыхать, я никогда бы не долетел до вас.
 – Ну что же, спасибо тебе за рассказ, наш брат. Я вижу – ты смелый и мужественный человек. Твоя откровенность позволяет и мне – Динду, старейшине крылатых людей, говорить с тобой открыто. Ты прилетел в трудный для нас час. Ещё никогда нам так не грозили голодная смерть и истребление, – голос Динда дрогнул. – Если это вообще можно назвать истреблением, – горько добавил он. Динд замолчал и посмотрел на дочь, как бы ища поддержки.
       – Расскажи ему всё, отец. Может сама судьба послала его нам, – со вздохом молвила Велда.
       И вот что поведал Динд.
       – Два года назад, в жаркий день в кухню, вырубленную в скале, где его дочь готовила напиток из эдельвейса, заползла белая кобра. Велда не испугалась, а решила поставить перед гостьей блюдце с напитком. Змея выпила всё и уползла. В самые жаркие дни кобра появлялась на кухне, а дочь Динда ставила перед ней блюдце с напитком. Как-то раз, десять девушек, среди которых была и Велда, полетели на сбор сосновых игл. Так делали всегда, когда запасы муки кончались. Девушки собрали много, устали и решили заночевать в сосновом бору. Среди ночи Велда проснулась с сильным желанием испить воды из горного ручья. Ночь была тихая и светлая. Круглая луна освещала спящих.  Велда потрогала кожаные мешки с водой. Воды было достаточно, чтобы напиться всем. Но странное желание испить воды из горного ручья росло как необъяснимо настойчивый зов. Велда, не будя никого, полетела к ручью. Места были знакомые, и времени прошло немного, когда дочь Динда опустилась у воды. Вдруг из травы взметнулась кобра. Она мгновенно обвилась вокруг Велды кольцами. Только девушка пыталась пошевелиться, как змея шипела, раскрывая свой капюшон у самого её лица. Дочь Динда узнала свою знакомую. Желание испить воды из  ручья уже прошло, когда белая кобра, как мёртвая, рухнула к её ногам. Велда перешагнула через неё и, с трудом расправив крылья, полетела обратно.
      Когда она вернулась на старое место, в соснах, окружавших опустившуюся в темноту поляну, почудилось ей что-то странное. Они будто дышали. Девушек не было. Мешки с сосновыми иглами лежали на своих местах. Удивившись исчезновению подруг, Велда начала звать их. И вдруг сосны, окружавшие поляну, начали склоняться к ней. Раскрытые огромные пасти змей на верхушках деревьев-оборотней осветились внезапным взглядом луны. Их было девять. Крик ужаса пронзил тьму, дочь Динда взвилась вверх. Волосы её стали седыми. Не помня себя, летела она до горных вершин всю оставшуюся ночь.
      Сход крылатых людей на утренней заре был потрясён рассказом о случившемся. Многих это повергло в страх. Девять семей оплакивали своих дочерей. Отцы, братья, женихи и возлюбленные поклялись найти того, кто превратил девушек в жуткие сосны-оборотни. И нужно было собрать сосновые иглы – запасы муки и хлеба крылатых людей не были велики. Они отправились в путь через день. Вернулись только трое. Остальных постигла участь их дочерей, сестёр и любимых.
      Возвратившиеся рассказали, что летя над лесом, они увидели вдали чёрные, возвышающиеся над всеми деревьями сосны с неестественно подвижными верхушками. Внезапно налетевший ураганный ветер выбил их из сил. Не долетая до страшной поляны, они опустились отдохнуть в лесу. Как вдруг земля разверзлась, и на её поверхности появилось отвратительное чудовище.
      Чёрное блистающее толстое тело змеи увенчивала огромная голова чёрта. Взор его был страшен. Казалось, внутри обтянутого чёрной кожей черепа горит костёр.  Испепеляющий огонь вырывался через пустые глазницы. Одним взглядом чудовище вплавливало крылатого человека в сосну. Та начинала шипеть, чернеть, а на верхушке появлялась змеиная голова. Деревьями-оборотнями стали все, кроме них троих, случайно спасшихся.
      С той поры редко кому удавалось вернуться из леса с мешком сосновых игл. Лес-оборотень приближался к горам.
      Юрма долго молчал после услышанного. Затем спросил Велду:
      – Так значит, белая кобра спасла тебе жизнь?
      – Да. Наверное, она почувствовала приближающуюся ко мне опасность и неведомой силой вызвала меня к себе.
      «Может быть, она что-то знает», – подумал Юрма, засыпая в этот вечер.
      И вещий сон посетил его.
      Прозрачно-белая кобра долго смотрит на него немигающим взглядом. Голова её приближается к самому его уху. И он слышит голос Нгомы: «Далеко отсюда, там, где Цветарское море сливается с Серебряным, стоит остров Головы. Его скалистый профиль похож на голову человека, пьющего море. В зияющей пещере «рта» этого острова многие нашли свою гибель. Их закрутил вихрь морской воронки. Но тебе она не страшна. Тот, кто жил раньше в воде, сумеет спуститься на дно морской пещеры.
      Там, на этом дне, и лежит причина гибели людей и кораблей – обломок змеиной головы, сделанной из небесного камня, с огромными зеркальными глазами. Зеркала эти наделены неимоверной волшебной силой. Они ощущают приближение предметов… Пронизывая воду слепящим светом, они создают водоворот и притягивают их к себе на дно.      
      Знай, взгляд Чертозмея, отражённый в зеркальных глазах этой змеиной головы, испепелит его самого. Но только при одном условии. Если тот, кто достал эту голову со дна моря, сам придёт к Чертозмею, став его последней жертвой. Запомни… при одном условии... запомни. Согласен ли ты? … согласен ли…»
      Юрма проснулся. Он вспомнил море, свою жизнь там, безвозвратно потерянную для него, Длинноножку и близких, которые не будут оплакивать его гибель, потому что… потому что ничего не узнают.
      – Да, кобра, я согласен…, – произнёс Юрма.
      И только его слова нарушили утреннюю тишину, как на пороге шатра показалась белая кобра. Скачок – и она обвилась вокруг пояса Юрмы.
      И они полетели.
      Они летели долго.
      Останавливаясь иногда на островах, которые по просьбе Юрмы делали косяки рыб. Опуская лицо в море, он шептал непонятные звуки, известные только живущим в море. Движения воды, рождающиеся от движения его губ, были для рыб тем же, чем для людей слова.
И вот, вдали показались чёрные уступы скал в густом тумане. И профиль острова Головы вырос перед ними. Они влетели в его зловеще-таинственную пещеру, и кобра потянула Юрму прямо в водоворот. Два луча из глубины пронзали светом подводное течение, кружившееся в вихревом танце вокруг них. Клокочущие струи воды обхватывали всё плотнее и плотнее, затягивая на дно.          
Они спустились прямо на обломок небесной змеиной головы, сверкающей зеркалами глаз. Белая кобра накрыла их своим капюшоном, и подводное течение успокоилось. И внезапный покой охватил Юрму. О, как пронзительно мила была ему красота моря, такого родного, доступная лишь на время во всём своём неповторимом, вечно первозданном великолепии. Лишь на время доступная, лишь на один единственный миг. Как будто издалека память донесла голос Нгомы: «Запомни, взгляд Чертозмея, отражённый в зеркальных глазах небесной змеиной головы, испепелит его, если тот, кто достал её со дна моря, сам придёт к Чертозмею, став его последней жертвой».
      Юрма протянул руки к волшебной голове и взял её в руки. Они поднялись наверх и, покинув остров Головы, полетели обратно.

Эпилог

          Этот полуденный зной стал  последним для страшного Чертозмея. Он выполз на охоту, лишь
только появился Юрма. Волшебные зеркала сделали своё дело, превратив чудовище в груду пепла.
Как только рухнули чертоги Чертозмея, появились крылатые люди, освобождённые от ужасной участи.
      А сосны вновь засверкали  своей изумрудной хвоей. Лишь одна сосна стояла  безжизненна, с оголённым  серым стволом, как будто в неё ударила молния. И только ветер перебирал её сухие ветки, слыша в лёгком  колыхании одному себе понятные  звуки, так напоминающие песню моря.


ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе детского рисунка арт-проекта «Цветария» –
обладателя гранта Фонда культурных инициатив Президента Российской Федерации
Электронная почта оргкомитета: detska_gazeta@mail.ru

Информационная поддержка:

– Министерство культуры Республики Татарстан
https://mincult.tatarstan.ru/, https://www.facebook.com/minculttatarstan ;
– ООО «Издательство «Заман» http://zaman-izd.ru;
– МБУДО учреждение дополнительного образования ДДЮТиЭ «Простор» Ново-Савиновского района г. Казани
https://edu.tatar.ru/nsav/page590883.htm. https://vk.com/club30340376;
– Музей Баки Урманче https://nkc-kazan.ru/urmanche, www.facebook.com/B.Urmanche.museum, https://vk.com/id543409042,
https://www.instagram.com/museumurmanche/;
– Галерея-студия Ильдара Зарипова https://vk.com/zaripovsgallery, https://zaripovsgallery.vsite.biz/, https://www.instagram.com/zaripovsgallery, https://www.facebook.com/zaripovsgallery/;
– Казанское отделение Профессионального союза художников СНГ https://vk.com/club36956711.
Сроки проведения конкурса:
1 октября 2021 года – 30 сентября 2022 года.
Срок подачи заявки и фото художественных иллюстраций:
30 октября 2021 года – 30 марта 2022 года.
Работа жюри – Художественного совета конкурса:
1 апреля 2022 года – 11 мая 2022 года.
Объявление результатов конкурса:
12 мая 2022 года.
Награждение победителей:15 мая 2022 года.

Культурный код в современной России продолжает оставаться ключом к пониманию данного типа культуры. Значимость книги во все времена была высока. Современные авторы, пишущие для детей, продолжают воспитывать любовь к родному языку с ранних лет. Но невозможно представить детскую книгу без иллюстраций, они дают возможность представить, как выглядят описанные персонажи и события. Творческая концепция конкурса детского рисунка арт-проекта «Цветария» в том, что творцами-иллюстраторами предлагаемых современных сказок цикла «Цветария» в издаваемой книге по итогам конкурса становятся, продолжая традиции российских художников, сами дети.
Каждый призёр получает в подарок книгу сказок Лады Аюдаг «Цветария», имеющих важную экологическую направленность, воспитывающих в детях наблюдательность, бережное отношение к природе, с иллюстрациями победителей конкурса.
Информационная справка: автор сказок – член Союза Российских писателей, Творческого Союза художников России, председатель Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ Лада Аюдаг. Книга издаётся издательством «Заман»

Настоящее положение определяет условия и порядок проведения конкурса.
Цели и задачи

– Повышение знаний, умений, навыков школьников в изобразительном искус-стве, художественной иллюстрации;
– развитие интереса к книге, к литературному языку;
– расширение художественного и эстетического кругозора детей и подростков;
– помощь в профессиональном ориентировании подрастающего поколения, свя-занном с художественной, издательской, музейно-выставочной, библио-течной деятельностью;
– активизация музейно-выставочной, библиотечной посещаемости.

Организаторы конкурса

Конкурс детского рисунка арт-проекта «Цветария» проводится командой проекта:
Руководитель проекта: Л.В.Аюпова (председатель Совета Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ) – художник-консультант, организатор мастер-классов, член жюри конкурса;
Члены команды:
М.Ф.Гарифзянов (директор ООО издательства «ЗАМАН»);
народный художник Республики Татарстан Р.Г.Шамсутдинов (член Совета Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ) – художник-консультант конкурса;
М.С.Краев (член Совета Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ, ответственный за работу с молодёжью и детьми) – художник-консультант конкурса; Г.Р.Асфенльярова (заведующая Музеем Баки Урманче) – член жюри конкурса; О.А. Агафонова (заведующая Галереей-студией Ильдара Зарипова г. Казани) – член жюри конкурса.


Участники конкурса

В конкурсе могут принять участие учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, специализированных художественных школ, учреждений дополнительного образования Ново-Савиновского района г. Казани от 7 до 18 лет.
Этапы конкурса

1. Ознакомительно-информационный.
Участники конкурса знакомятся с данным положением конкурса и со сказками цикла «Цветария», предлагаемыми к иллюстрированию (интернет-портал Проза.ру
 http://proza.ru/avtor/ladaaydag страница автора, руководителя проекта Лады Аюдаг.В поисковой строке Яндекс или Google нужно  набрать Лада Аюдаг.Проза.ру. В конце каждой из десяти открывшихся сказок цикла "Цветария" дублируется данное положение).   

2. Консультативно-обучающий.
• Руководитель проекта и члены команды проводят бесплатные мастер-классы по иллюстрированию книг для детей: – в МБУДО ДДЮТ и Э «Простор» г. Казани и других образовательных учреждений;
– в Галерее-студии Ильдара Зарипова г. Казани;
– онлайн в соц. сети «ВКонтакте» в группе «Казанское отделение Профес-сионального союза художников СНГ» – http://vk.com/club36956711.
• Руководитель проекта и члены команды оказывают консультации в соц. сети «ВКонтакте» http://vk.com/club36956711 с учётом рекомендаций народного художника РТ, мастера иллюстрации Рушана Шамсутдинова;
• Запись на мастер-классы производится:
– в соц. сети «ВКонтакте» – http://vk.com/club36956711;
– detska_gazeta@mail.ru (к Аюповой Ладе Валерьевне);
– misha-kraev@mail.ru (к Краеву Михаилу Сергеевичу).

3. Отборочный с итоговым награждением.
• Все художественные иллюстрации проходят отборочный тур среди высланных с заявками в срок с 30 октября 2021 по 30 марта 2022 года на электронную почту detska_gazeta@mail.ru.
• Оценку поступивших работ проводит художественный совет конкурса арт-проекта «Цветария». По предложению художественного совета возможно возвращение эскизов автору на доработку. По итогам отборочного тура выбираются 30 лучших работ тридцати разных авторов-участников: по 3 художественные иллюстрации к каждой их десяти сказок цикла «Цветария».
• Все участники конкурса и их педагоги получают электронные дипломы.
• Победившие в конкурсе юные авторы с руководителями-педагогами и (или) родителями приглашаются в музей Баки Урманче (г. Казань, ул. Щапова, д. 20) путём рассылки по электронной почте или связи по телефону на торжественное награждение победителей с проведением экскурсии по музею знаменитого художника, скульптора, иллюстратора Б.И.Урманче.
Ориентировочная дата: 15 мая 2022 года.
• Каждый приглашённый автор-победитель должен привезти свою подлинную иллюстрацию для торжественной церемонии награждения, которая будет фиксироваться на фото и видеосъёмку, освещаться в СМИ, интернет-изданиях и социальных сетях.
• Победители получают дипломы победителей конкурса «Цветария», руководители-педагоги награждаются дипломами конкурса.
• Подлинные иллюстрации передаются представителю издательства «Заман» для использования их в оформлении книги сказок «Цветария», издаваемой тиражом 1000 экземпляров.
• Участник даёт согласие на обработку персональных данных организаторам конкурса. Участник несёт ответственность за правильность указанных персональных данных в заявке и предоставляет конкурсу авторские права на использование рисунка в книге и в рекламных целях конкурса.

4. Издательский.
Издательство «Заман» выпускает книгу сказок автора Лады Аюдаг «Цветария» с иллюстрациями победителей конкурса к 30 августа 2022 года.

5. Выставочно-итоговый.
Выставка работ победителей конкурса детского рисунка и награждение их сборниками сказок «Цветария» с их иллюстрациями проводится в Галерее-студии Ильдара Зарипова г. Казани.Ориентировочная дата: с 15 по 30 сентября 2022 года.

Требования к работам-иллюстрациям, участвующим в конкурсе

Художественные иллюстрации выполняются на бумаге формата А3 покрывными красками, в частности гуашью, акрилом. Также членами команды проекта предлагается новое направление – пластилинография на картоне. Допускаются работы выполненные в других техниках декоративно-прикладного творчества.
Работы до объявления результатов не сворачивать в рулоны, не сгибать!
Работы не принимаются:
1. без заявки;
2. не соответствующие тематике конкурса;
3. работы из фруктов, овощей и мучных изделий;
4. из бросового материала.

Критерии оценки

Жюри конкурса: художественный совет – коллегиальный орган – осуществляет независимую оценку представленных на конкурс рисунков-иллюстраций к сказкам цикла «Цветария», следуя критериям:
1. соответствие иллюстрации тексту заявленной в номинации сказки из цикла «Цветария»;
2. целостность композиции;
3. оригинальность решения, цветовая и смысловая выразительность;
4. эмоциональная наполненность созданных образов;
5. техническое исполнение работы.
Каждый критерий может оцениваться только в один балл. Таким образом, рисунок не может получить более пяти баллов у каждого члена жюри. Суммарный итог является общей оценкой рисунка-иллюстрации. В спорных вопросах жюри обращается к другим членам команды. Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит.

Подача заявки

Заявка и фотография произведения в формате jpeg хорошего качества прикрепляются к письму и высылаются на электронную почту: detska_gazeta@mail.ru.
В теме письма указать: Конкурс «Цветария», ФИО участника.
Приём заявок осуществляется с 30 октября 2021 года по 30 марта 2022 года включительно.
От одного учреждения принимаются не более 10 работ, по одной в каждой из 10 номинаций.
При меньшем количестве для наиболее полного охвата иллюстрациями всех сказок принимаются иллюстрации к сказкам от школ с нечётными номерами учреждений в нечётных номерах номинаций – 1, 3, 5, 7, 9, от школ с чётными номерами учреждений – в чётных номерах номинаций – 2, 4, 6, 8, 10 (по одной на каждую номинацию).

Номинации конкурса
 соответствуют названиям сказок цикла «Цветария», предлагаемым к иллюстрированию (см. интернет-портал Проза.ру, http://proza.ru/ 1. Цветария. 2. Корлеб. 3. Девушка голубая роза. 4. Иван чай и Вероника Дубравная. 5. Анютоглазка. 6. Длинноножка. 7. Юрма. 8. Древесный гном. 9. История Орленды. 10. Сто железных тюльпанов.

ФОРМА ЗАЯВКИ
на участие в конкурсе детского рисунка арт-проекта «Цветария»
ФИО участника
Возраст
Полное название учреждения (общеобразовательная организация, учреждения дополнительного образования детей, детские художественные школы)
Номер телефона
E-mail
Класс
Контактный телефон участника
ФИО педагога (полностью)
Контактный телефон представителя участника – педагога или одного из родителей
E-mail
Номинация (№)
Название работы

Жюри приветствует размещение работ-иллюстраций в группу «ВКонтакте» https://vk.com/club36956711 и https://vk.com/public193995038, в собственных соц. сетях с указанием темы конкурса и ссылки на вышеозначенные группы «ВКонтакте», учитывает мнение зрительской интернет-аудитории в спорных случаях при выборе победителей конкурса.
Члены жюри также в праве размещать работы участников в своих социальных сетях с указанием ФИО автора работы, его возраста, руководителя и учреждения.

Порядок предоставления и требования
к работам победителей
на заключительную выставку в Галерее-студии Ильдара Зарипова г. Казани с награждением изданными книгами-сказками «Цветария»

1. Выставочная работа возвращается победителю после съёмки для издания в книге сказок «Цветария» и забирается по указанному организаторами адресу с готовой этикеткой для выставки. 2. Победитель предоставляет свою работу на выставку в Галерею-студию Ильдара Зарипова г. Казани в сообщённый срок. 3. Работы должны быть оформлены в рамки, иметь крепление для разме-щения на вертикальной поверхности.

Руководитель проекта Л.В.Аюпова (Аюдаг)


Рецензии