Духи рек

      Реки, реки... Места обитания духов у ханты и манси. А имеет ли какое-то отношение название широкой реки Оби к широкому поясу у японцев – «оби»?  «Онсэн» у японцев – горячий источник. В Сибирских летописях, если вспомнить, упоминается татарский хан или князь Онсом (Он), у реки Ишима, которому были подвластны не только татары с Иртыша, Тобола и Туры, но и рядом живущие вогулы и остяки.  Предполагают, что Он или Онсом жил во второй половине XIV века.
     В центральной Якутии существует легенда о том, что до якутов там обитали наделенные волшебной силой хара сагылы (черные лисицы).  У манси (вогулов) место поклонения погибшим в лесу, в воде или на войне называется хара кан. «Хара» есть и в названии районного центра Астраханской области Харабали, что за Волгой. В 30 км от него расположено село Селитренное. Это бывшая столица монголо-татарского государства – Золотой Орды – город Сарай-Бату, основанный ханом Батыем в 1242 году и названный его именем. Здесь тогда были воздвигнуты роскошные дворцы, разбиты сады и даже проложен водопровод. В XIV веке Сарай-Бату был одним из крупных торгово-промышленных центров.  Главным богатством была рыба (белуга, осетр, севрюга, белорыбица, стерлядь, черноспинка и др.). В 1395 году на город напали войска Тимура (Тамерлана) и полностью его разрушили.
     На древнем гербе города Сургута изображена лисица, а ведь и у японцев особенно популярна лиса – оборотень. На Нижней Каме на участке от Чистополя до Соколок по правому берегу расположены пристани Берсут и Вандовка, а по левому – пристань Камские Поляны. Берсут – удивительно живописное место – прекрасный сосновый бор. В нескольких километрах от пристани Берсут сейчас находятся звероводческий совхоз, где разводят чернобурых и серебристо–черных лисиц, а также леспромхоз и лесозавод. Важно то, что здесь издавна было много лисиц, с которыми связано множество легенд и историй. Кто знает, куда потом переселились потомки живших здесь много веков назад!
     Недалеко от Нижнекамска, на высоком лесистом берегу, стоит белокаменная башня, сохранившаяся от старой крепости волжско-камских булгар, живших здесь в X – XV веках.  Есть и подземный источник – в 6 км от Нижнекамска, который называют Красный Ключ. А место рядом с крепостью волжско-камских булгар называется Елабуга.  А между Елабугой и Татарскими Челнами находится село, которое раньше называлось Сорали. Возможно, и здесь «сор» можно перевести как «заливная пойма реки» и также связать с древнеюгорским языком и образом жизни народа: ежегодным кочевьем племен из таежных речек и охотничьих угодий в пойму реки для ловли соровой рыбы, как и в названии города Сургута.
     «Сарапул» по-удмуртски означает «стерлядь». Здесь и «сор», «сар», связанные с «рыбным» местом и «паул» – село, поселение, деревня, как у манси. Отсюда и город с таким же названием - «Сарапул».  Можно вспомнить и населенные пункты Шуран и Сорочьи Горы на правом берегу Камы. «Шуран» примерно означает «вытекающая из…», а «сорочьи» скорее всего надо относить не к птице – «сороке», а к рыбе – «сор». То есть  горы рядом с «рыбным» местом.
      Интересно и то, что выше Сорочьих Гор расположено село Рыбная Слобода, знаменитое ювелирным производством и рыборазводом. С давних пор в Рыбной Слободе делали различные украшения - броши, браслеты и серьги. Это современное название села, но никто не знает: как оно называлось в древности. А ведь в этом «рыбном» месте люди жили давно и умели делать украшения. Куда они потом переселялись – также не известно. Но тому, что потомки не раз возвращались на земли своих предков - множество примеров.
      Может быть, с этим как-то связано и то, что и в Сибири, и на Волге остались потомки с именем Тюман и Саргачик. Так, на левом берегу стоит село Тюменьки, и сохранилось здание оригинальной архитектуры – бывший калмыцкий буддийский храм (хурул), построенный в 40-х гг. прошлого столетия. Здание увенчано остроконечными башнями с загнутыми кверху крышами с высокими шпилями. Более 100 лет назад у здешнего князя Тюмана находился в гостях во время своего путешествия по России писатель Александр Дюма – старший. Он наблюдал здесь скачки верблюдов, ловлю диких лошадей и соколиную охоту на лебедей.
     Еще много загадок хранит история. А для того, чтобы понять – надо вслушаться в легенды и были старины. Только там мы найдем ключик ко многим разгадкам. Не пройти бы только мимо своеобразных посланий, завещаний предков, что как ниточки соединяют нас с теми, кто жил на этой земле. Не превратиться бы нам в Иванов, не помнящих родства.

Евстигнеева С. Духи рек //Югра. – 1999. – N 5. – C. 40 - 41.


Рецензии