Кони привередливые. Охота на слова

Владимир Высоцкий имел в своём активном репертуаре песню «Кони привередливые», её и сегодня активно выставляют в сети, особенно в январе и в июле, в те дни, которые посвящаются его памяти. Поют эту песню и другие исполнители, например,  Елена Ваенга, Григорий Лепс, Дмитрий Певцов, Александр Градский,  но, на мой взгляд, у Владимира Семёновича это получалось ярче и выразительнее.

Владимир Высоцкий написал её в начале 1972 года. Герой песни, предчувствуя свою собственную скорую гибель,  гонит коней над обрывом, но одновременно умоляет их не скакать так быстро, чтобы последний путь продлился хоть немного дольше. Загадка песни: она  описывает стремительную скачку, а написана в неторопливом темпе, необычно длинными для творчества Высоцкого стихами.

Песня предназначалась для кинофильма «Земля Санникова», но в ленту не вошла, ведь Высоцкий намечался на роль гусара Крестовского.  «Кони привередливые» стали одной из самых известных песен Высоцкого, неоднократно её издавали на грампластинках ещё при его жизни, да и после смерти, входит она  в число самых переводимых произведений автора (около 150 переводов на более чем 30 языков).

Существуют многочисленные кавер-версии, как на русском, так и на других языках. Фраза «Чуть помедленнее, кони!» и само название песни превратились в крылатые выражения. Образ мчащихся коней вошёл в произведения, посвящённые самому Высоцкому, в том числе появившись на его надгробном памятнике. Текст песни стал одним из первых, удостоившихся  литературоведческого анализа после смерти Высоцкого, и в дальнейшем был предметом многочисленных работ в области  высоцковедения,  в особенности с точки зрения интертекстуальности. Из Википедии

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою, —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Сгину я — меня пушинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром…
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою, —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые…
Коль дожить не успел, так хотя бы — допеть!

Я коней напою, я куплет допою, —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Фанатом Высоцкого я никогда не был, за его изображениями и пластинками или кассетами с записью его песен особо не гонялся, они сами шли в руки. Я уже не работал в школе, когда услышал,  будто эта песня связана с именем Пушкина, якобы предсказавшего свою гибель на дуэли.

Это же глава шестая романа в стихах «Евгений Онегин», дуэль Ленского с Онегиным. Несколько фрагментов.

Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков: нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды,
То, к Ольге взоры устремив,
Шептал: не правда ль? я счастлив.
Но поздно; время ехать. Сжалось
В нем сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
Она глядит ему в лицо.
«Что с вами?» - Так. - И на крыльцо.


Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера раскрыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нем сердце грустное не дремлет:
С неизъяснимою красой
Он видит Ольгу пред собой.
Владимир книгу закрывает,
Берет перо; его стихи,
Полны любовной чепухи,
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару,
Как Дельвиг пьяный на пиру.

Стихи на случай сохранились;
Я их имею; вот они:
«Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Все благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

Блеснет заутра луч денницы
И заиграет яркий день;
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил,
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!..
Сердечный друг, желанный друг,
Приди, приди: я твой супруг!..»

А потом  был путь к месту дуэли. Его и реконструировал Владимир Высоцкий в очень своеобразной форме, его герой (Ленский ли, а то и сам Пушкин) предчувствует, что  погибнет — его «пушинкой ураган сметёт с ладони», и его тело повезут в санях по утреннему снегу («на санях меня галопом повлекут по снегу утром»), потому и  призывает он коней замедлить свой бег, чтобы «путь к последнему приюту» не окончился так быстро.

Привередливые кони, это какие?

Я точно знаю, что в моём разговорном лексиконе нет такого слова, а вот моя мать, моя сестра часто его использовали. И меня нередко называли привередливым, когда я от  чего-то отказывался, своебышничал, поступал не так, как требовалось, делал что-то по-своему, перечил.

За советом обратимся к словарю Владимира Даля.

ПРИВЕРЕДНИЧАТЬ или привередить, южн. привередовать, причудничать, прихотничать, быть разборчивым, взыскательным; брюзжать и брезгать. Полно привередничать, ешь, что Бог дал!
С утра и до ночи только привередит: и то не так, и это не годится!
От не'ча делать привередничает.
Брюхо сыто — глаза привередят.
А привередничало б тебя коробом! корчей, брань.
Привередничание, привережение ср. приверед м. привереда, привередка, привередь ж. действ. по глаг. Она с привередом, с привередкой, с привередами, с причудой, прихотями.
Хлеб с припеком, баба с привередом.
Привередью ничего у Бога не выпросишь, прихотью, причудой.
Привередки напредки, а теперь не прогневайся.
Приверед, привередок м. веред или чирей, болячка, особ. коли их несколько.
Не так веред, как привередок (досаждает). т. е. не столько барин, как слуга; не становой, а писарь его и пр.
Привередливый, и костр. привереговатый человек, привередник, привередница, причудник, прихотливый, разборчивый, на кого не угодишь.
Привередлив, как баба в поре, беременная.
Привередлив, как непростая баба.
Кормилица привередливей барыни.
Не больной привередлив, а боль, болезнь.
Привередливость ж. приверед, как свойство; причуды, прихоть, излишняя разборчивость или щепетильность; в явстве, гадливость, брезгливость. Толковый словарь живого великорусского языка


А вот слово ВЕРЕД в  такой форме в нашей среде не употреблялось, хотя использовали глагол ВЕРЕДИТЬ.

ВЕРЕДИТЬ, вережать что или кому; вредить; || портить, зорить. Не балуй, не вереди снастей; || делать умышленно зло, портить заговором, напускать порчу. Бередить, разбереживать, растрогивать больное место. И без тебя тошно, рука наболела, а ты вередишь. Вереженая лошадь, опоенная, испорченная. Вередиться, сев. ушибиться, убиться, порубиться, порезаться, наколоться. Довередил зуб до того, что опять разболелся. Навередил руку. Повередил ногу. Развередил больное место. Вередный арх. зловредный. Вередной, вредный. Вередник м. вередница ж. вередун м. вередуха ж. пакостник проказник, прокудник, худой баловник, кто много бедит. Вередливый, кого или что легко разбередить; вередливый человек, неженка, недотыка, недотрога, которому все больно, чуть только тронь его; вередливая рука, нога, больная, болькая, наболелая, чуткая, которой без боли нельзя тронуть. Вередовать южн. причудничать, чудить, привередничать, прихотничать.
Вереда, вреда, вред, см. вредить.
Веред, чирей, болячка, боляток, стержневой нарыв; камчук, антракс и карбункул, виды злого вереда, иногда смертельного; прыщ, самый малый вередок, чирышек.
Ты мне веред в боку, надоедаешь.
Не почешешь, так и веред не вскочит, т. е. без причины ничего не бывает.
В своем боку веред, велика болячка, или велик боляток.
Вередоватый, покрытый болячками, вередами.
|| Вередливый. Вередчатый, похожий на веред. Вередчатый нарыв. Толковый словарь живого великорусского языка


Рецензии