Лидерство в еврейской общине Польши

1.Предисловие. Постановка задачи

Изучение, посредством компилятивного и АНАЛИТИЧЕСКОГО обзора некоторого множества общедоступных материалов по Холокосту привело к убеждению:
- двухтысячелетняя череда избиений евреев причинно обусловлена конкретным провоцирующим дефектом еврейского сообщества любого масштаба и содержания, включая семью; а именно, готовностью одной части сообщества покупать себе поблажки у нееврейского окружения путем сдачи под избиение другой части сообщества;

- современные евреи Израиля могут быть предоставлены под катастрофических масштабов избиение нарастающей военной агрессией исламизма/джихадизма против «Запада»;

- в принципе, осознанная целенаправленная смена парадигмы миропонимания и мироотношения может способствовать  выявлению и осуществлению жизнеспасительного маневра. Для этого надо оказаться в творческом отношении сильнее мозговых центров гигантов - исламизма/джихадизма, «Запада», Китая и др. вариантов.

Назначение данной главки – протренировать, на примере Польши в Холокосте, возможность подступа к выявлению механизма сдачи начальствующим/лидирующим звеном общины «низовой» массы под избиение. 

Еврейские семьи в Польше ориентировались в жизненных ситуациях и строили свое поведение под существенным влиянием формального руководства и лидерского воздействия в общине.

Формальное руководство и лидерское воздействие – это та подсистема в общине, где - в озабоченности о выживании общины В ЦЕЛОМ при угрозах со стороны среды проживания – должны присутствовать 1.отслеживание процессов и ситуаций в среде; 2.прогнозирование возможных угроз и возможностей избежания/преодоления угроз; 3.организации действий по избежанию/преодолению; 4.такие действия включают, среди прочего, своевременное ориентирование рядовых членов общины, настройка и подготовка их к жизнеспасительному поведению. 

В отношении контекстной нееврейской среды еврейская община, прежде всего, является субъектом, от способностей и проявлений которой зависит – какими будут, по направленности, содержанию и эффекту, проявления среды к общине.

Для гитлеровской «команды» и мобилизованных ею «арийцев», еврейская община являлась «обреченной» - вследствие внутриобщинной дефектности: ПРИСВОЕННАЯ еврейским сообществом парадигма выживания в нееврейском окружении. Парадигма: любое еврейское сообщество делится по различным аспектам, релевантным любой конкретной задаче проживания, на «верхних» и «нижних», «верхние» сдают «нижних» контекстному окружению, покупая тем самым возможности проживания для себя. Эта парадигма, в период иудейских войн, была усвоена  еврейской массой под сочетанием бандитского давления с приспособленческими перетолкованиями Торы рядом тогдашних равов. С течением времени, через ритуалы иудаизма и «еврейские традиции», эта парадигмальная установка прочно ПРИСВОЕНА в личностных психологических установках и навыках бытования.

2. Польский опыт Холокоста

Упражнение в диагностировании признаков «обреченности» польских евреев оказаться существенной частью жертв Холокоста может послужить подготовкой к более эффективной проработке проблемы жизнеспасительного поведения в условиях современной угрозы израильскому еврейству со стороны противоборствующих глобальных гигантов.

Еще до восстания Хмельницкого (1648) большая концентрация евреев в Польше породила у властей /позиция 1 на схеме вверху/ задачу организации управления этой специфической группой населения. Прежде всего, польских хозяев территории заботило обеспечение налоговых поборов 3 с «гостей». Были введены элементы подконтрольного «самоуправления» 2 - навстречу пожеланиям властей была сформирована пирамида еврейских представительств от "земли" 5, "округов" 6 и "городов 7, каждое руководимое "парнасом" 10 – главой местной общины, избиравшегося на достаточно демократических выборах, и «духовно» направляемое главным раввином города 11 или выборным ректором местной ешивы 12. Еврейские представители собирались на ярмарках и составляли "ваад" – собрание с функциями вроде парламента 4.

"Ваад" занимался распределением налогов 17 и сбором денег 18 для взяток чиновникам, а также судебными делами, галахическими проблемами, социальными и экономическими вопросами 19, 20, 21, 22. Этот центральный орган польских евреев был отменен в 1764 году, когда польские власти убедились в том, что, вследствие тяжелого экономического положения евреев, даже он уже не способен эффективно вытягивать из них налоги. Эта центральная общинная власть становилась все слабее и не могла защитить сельских евреев от нападений гайдамаков (самодеятельных местных повстанцев в Западной Украине против польских оккупантов, часто совершавших, просто, акты грабежа и убийства беззащитного населения – нередко и прежде всего евреев), а городских - от погромов, совершавшихся с благословения католической церкви.

В еврейском самоуправлении появилась коррупция, что ослабляло моральное влияние на рядовые массы. Пошатнулся статус раввинов. Все глубже становился социальный и культурный разрыв между городскими евреями, которые вели организованную культурную жизнь в рамках еврейской общины, и еврейским "простонародьем", не по своей вине исключенным из этих рамок. В деревнях у евреев не было ни "миньянов", ни синагог, ни еврейских школ, где их дети могли бы получить традиционное образование.

Наметились два направления поиска евреями выхода из этой ситуации.

Хасидизм, в котором установку на всемирно-космическое спасение человечества через еврейские переживания и духовные преодоления сменила установка на возможность спастись отдельной личности, находящейся на краю отчаяния. Хасидизмом была введена новая форма социальной организации - вместо общины, возглавлявшейся раввином - интеллектуалом, высокомерным и далеким от простолюдинов, и вместо ешивы, готовившей этих интеллектуалов, хасидизм выдвинул другой центр общинной жизни - "двор" рабби. Рабби, или цадик, - это учитель и духовный лидер, способный мистическим усилием перенести своих хасидов в высшие духовные миры. Одна из основных идей хасидизма заключается именно в том, что духовно-религиозное воспитание должно дойти до каждого еврея, каков бы ни был его интеллектуальный уровень и степень образованности. Поэтому хасидизм разрабатывает свои собственные формы воспитания и общения, кроме традиционного изучения Торы с преподавателем; это и молитва в состоянии особой сосредоточенности, и пение, и беседы о хасидском учении, и совместное застолье по субботам и праздникам, торжественные обрядовые трапезы в связи с обрезанием, свадьбой и т.д.

Второй вариант – «Гаскала», просветительское движение еврейской интеллигенции Германии, Польши, России в XVIII— XIX вв., решительно выходившее за рамки Галахи в поиске новых путей вне мира исторически сложившейся еврейской традиции. Участники движения выступали против идеи национально-религиозной исключительности евреев, боролись с хасидизмом - откровенно мистическим течением в иудаизме – добивались большей интеграции в европейское общество, распространения среди евреев научных знаний и полезных профессий. Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы; социально приподнять массы «периферийного» еврейства сколько-нибудь существенным образом не удалось.

Таким образом, польская еврейская община встретила нарастание германского гитлеризма двумя вариантами: незначительная часть, «верхняя» часть общины своевременно и верно, если не сознавала, то ощущала нарастающую угрозу; у «верхних» недоставало мотивации и не было средств достаточно быстрого просвещения остальной массы к увертыванию от «игр» фашистской и большевистской угроз. В итоге – катастрофическое избиение польского еврейства.

Концептуальный, без конкретики, урок из той истории: в ситуации, когда усматриваются признаки нарастающего масштабного противоборства, «низовые» (народные, «электоральные») еврейские массы должны обладать мотивацией и готовностью 1.усматривать АДЕКВАТНОЕ поведение, выводящее из-под угрозы; 2.выбирать в руководители людей замотивированных и способных спасать общину; 3.конролировать общинное руководство на ведение ВСЕЙ общины к увертыванию от нарастающих угроз.

В современной ситуации есть, на мой взгляд, ясные признаки нарастающего масштабного противоборства в среде гигантов - исламизма/джихадизма, «Запада», Китая и др. вариантов.

3.Заключение

Есть достаточно признаков готовности или потенциальной способности социально продвинутых евреев сдавать остальную массу, уводя себя из-под угроз, да еще и с получением благ для себя.  Как это случилось в 30-40е годы прошлого столетия, когда «умные» евреи в Европе своевременно сбежали с ареала 2МВ – с ценными архивами, оборудованием, специалистами и т. п., хорошо обустроились с этим и обогатили собою новые приютившие государства. Усматриваются признаки возможного повторения такого развития событий с еврейской общиной Израиля.

Позиции на схеме системы отношений:

1 - Польские власти.
2 - ввод подобия еврейского самоуправления.
3 - налоги.
4 - "Ваад четырех земель", центральный орган польских евреев - функциональный аналог парламента.
5 - "земли".
6 - "округа".
7 - "города, ГОРОДКИ, ДЕРЕВЕНЬКИ".
8 - оргструктура.
9 - материальные средства.
10 - "парнас" - выборный глава общины.
11 - главный раввин города.
12 - ректор местной ешивы.
13 - организационные средства.
14 - ориентиры.
15 - информация о среде:  структура обусловленностей; состояние; тенденции; вероятности.
16 - проявления функционирования.
17 - распределение налогов.
18 - сбор денег для взяток чиновникам.
19 - галахические проблемы.
20 - экономические вопросы функционирования общины.
21 - социальные вопросы функционирования общины.
22 - судебные дела.
23 - рядовая еврейская масса.


=====      Leadership in the Jewish community of Poland     ======

1. Preface. Problem statement

The study, through a compilation and ANALYTICAL review of a certain set of publicly available materials on the Holocaust led to the conviction:

- a two-thousand-year series of beatings of Jews is causally caused by a specific provoking defect of the Jewish community of any scale and content, including the family; namely, the willingness of one part of the community to buy indulgences from the non-Jewish environment by putting another part of the community under beating;

- contemporary Jews of Israel can be left under a catastrophic scale beating by the growing military aggression of Islamism/Jihadism against the "West";

- in principle, a conscious purposeful change of the paradigm of world understanding and world relations can contribute to the identification and implementation of a life-saving maneuver. To do this, it is necessary to be creatively stronger than the "think tanks" of the giants as "Islamism/jihadism", the "West", China, and other options.

The purpose of this chapter is to serve as part of case-training for approaching to the identification of a mechanism with which the commanding/leading link of the community offers the "grassroots" mass to be beaten up by nonJewish neighbors. 

Jewish families in Poland were oriented in life situations and built their behavior under the significant influence of formal community administration and community leaders influence.

Administrative leadership and leaders influence is the subsystem in the community where-in the concern about the survival of the community, as a WHOLE, in the face of threats from the living environment - there should be 1. monitoring of processes and situations in the environment; 2.forecasting possible threats and opportunities to avoid/overcome threats; 3.organizing actions to avoid/overcome; 4.such actions include, among other things, timely orientation of ordinary members of the community, tuning and preparing them for life-saving behavior.

In relation to the contextual non-Jewish environment, the Jewish community, first of all, is a subject, on whose abilities and manifestations it depends – what will be, in terms of orientation, content and effect, the manifestations of the environment to the community.

For the Hitlerite "team" and the "Aryans" mobilized by it, the Jewish community was "doomed" (it's a working definition of Hitler for Jews, without any affectation) - due to an intra-communal defect: the paradigm of survival in a non-Jewish environment APPROPRIATED by the Jewish community.

Paradigm: 1.any Jewish community is divided into "upper" and "lower" according to various aspects relevant to any specific task of living, 2."upper" offers "lower" for the neighbor environment, thereby buying living opportunities for themselves.
This paradigm, during the Jewish wars, was assimilated by the Jewish mass under a combination of bandit pressure and opportunistic reinterpretations of the Torah by a number of then-rabbis. Over time, through the rituals of Judaism and "Jewish traditions", this paradigm setting is firmly APPROPRIATED in personal psychological attitudes and living skills.

2. The Polish experience of the Holocaust

The exercise in diagnosing the signs of the "doom" of Polish Jews to be an essential part of the victims of the Holocaust can serve as a preparation for a more effective study of the problem of life-saving behavior in the conditions of the modern threat to Israeli Jewry from the opposing global giants.

Even before the Khmelnitsky uprising (1648), a large concentration of Jews in Poland gave rise to the authorities (position 1 on the diagram above) the task of organizing the management of this specific group of the population. First of all, the Polish owners of the territory were concerned about ensuring tax levies 3 from "guests". Elements of a controlled "self-government" 2 were introduced - a pyramid of Jewish representative offices was formed from "land" 5, "districts" 6 and "cities" 7, each led by "parnas"10 – the head of the local community, who was elected in fairly democratic elections, and" spiritually " directed by the chief rabbi of the city 11 or the elected rector of the local yeshiva 12. Jewish representatives gathered at fairs and formed a "vaad" - an assembly with functions like a parliament 4.

"Vaad" dealt with the distribution of taxes 17 and the collection of money 18 for bribes to officials, as well as court cases, halakhic problems, social and economic issues 19, 20, 21, 22. This central body of Polish Jews was abolished in 1764, when the Polish authorities became convinced that, due to the difficult economic situation of the Jews, even it was no longer able to effectively extract taxes from them. This central communal power became weaker and weaker and could not protect rural Jews from attacks by Gaydamaks (amateur local rebels in Western Ukraine against the Polish occupiers, who often committed acts of robbery and murder of defenseless population - often and primarily Jews), and could not protect urban Jews from pogroms committed with the blessing of the Catholic Church.

Corruption appeared in the Jewish self-government, which weakened the moral influence on the ordinary masses. The status of rabbis has been shaken. The social and cultural gap between urban Jews, who led an organized cultural life within the Jewish community, and the Jewish "common people", who were excluded from this framework through no fault of their own, became deeper and deeper. In the villages, the Jews had no "minyan", no synagogues, no Jewish schools where their children could receive a traditional education.
There were two directions of the Jews ' search for a way out of this situation.

Hasidism, in which the attitude to the world-cosmic salvation of mankind through Jewish experiences and spiritual overcoming was replaced by the attitude to the possibility of saving an individual who is on the edge of despair. Hasidism introduced a new form of social organization-instead of a community headed by an intellectual rabbi, arrogant and far from commoners, and instead of a yeshiva that trained these intellectuals, Hasidism put forward another center of community life - the "court" of the rabbi. A rabbi, or tzaddik , is a teacher and spiritual leader who is able to transfer his Hasidim to the higher spiritual worlds by a mystical effort. One of the main ideas of Hasidism is precisely that spiritual and religious education should reach every Jew, no matter what his intellectual level and degree of education. Therefore, Hasidism develops its own forms of education and communication, in addition to the traditional study of the Torah with a teacher; this includes prayer in a state of special concentration, singing, and conversations about Hasidic teaching, and a joint feast on Saturdays and holidays, solemn ritual meals in connection with circumcision, wedding, etc.

The second option is "Gaskala", an educational movement of the Jewish intelligentsia of Germany, Poland, and Russia in the 18-19 centuries, which resolutely went beyond the Halakha in the search for new ways outside the world of the historically established Jewish tradition. The participants of the movement opposed the idea of national and religious exclusivity of Jews, fought against Hasidism - an openly mystical trend in Judaism-sought greater integration into European society, the dissemination of scientific knowledge and useful professions among Jews. This prepared the ground for a mass departure from Judaism of representatives of the upper strata of Jewry in Western and Central Europe; it was not possible to raise the masses of "peripheral" Jewry in any significant way.

Thus, the Polish Jewish community met the growth of German Hitlerism with two options: an insignificant part, the "upper" part of the community timely and correctly, if not aware, then felt the growing threat; the "upper" lacked motivation and did not have the means to quickly educate the rest of the mass to dodge the "games" of fascist and Bolshevik threats. As a result, there was a catastrophic beating of Polish Jewry.

A conceptual, without specifics, lesson from that history: in a situation where signs of a growing large-scale confrontation are seen ,the " grassroots "(popular," electoral") Jewish masses should have motivation and readiness 1.to see ADEQUATE behavior that leads out from under threat; 2.to choose people who are motivated and able to save the community as leaders; 3.to control the community leadership to lead the ENTIRE community to dodge increasing threats.

In the current situation, there are, in my opinion, clear signs of a growing large - scale confrontation among the giants-Islamism/Jihadism, the "West", China, and other variants.

3. Conclusion

There are enough signs of the readiness or potential ability of socially advanced Jews to surrender the rest of the mass, leading themselves away from threats, and even with obtaining benefits for themselves. As it happened in the 30-40s of the last century, when the "smart" Jews in Europe promptly escaped from the areal of the WW2 - with valuable archives, equipment, specialists, etc., they settled down well with this and enriched the new sheltering states. There are signs of a possible repetition of such a development of events with the Jewish community of Israel.

Positions on the scheme of the relationship system:

1 - Polish authorities
2 - Introducing the semblance of Jewish Self-government
3 - Taxes
4 - “The Vaad of the Four Lands”, the central organ of Polish Jews, is a functional analogue of the Parliament
5 - "lands"
6 - "districts"
7 - "cities, towns"
8 - Organizational structure
9 - Material resources
10 - "parnas" – the elected head of the community
11 - The chief rabbi of the city
12 - Rector of the local yeshiva
13 - Organizational tools
14 - Guidemarks
15 - Information about the environment: the structure of mutual causations; state; trends; probabilities
16 - Manifestations of functioning
17 - Distribution of taxes
18 - Collecting money to bribes to officials
19 - Halachic problems
20 - Economic issues of community functioning
21 - Social issues of community functioning
22 - Court cases
23 - The ordinaryJewish mass


Рецензии