Александр Александрович Блок, часть первая
Нет необходимости все это в очередной раз повторять и повторять.
Но писатель и поэт у каждого читателя , исследователя или знатока все же свой, оставляющий в памяти те или иные эмоции , ассоциации, чувства.
Творчество Александра Александровича Блока, как и его биография, известны всем со школьной скамье, но все же отношение, дружба и любовь к творчеству этого поэта, как и к любому другому творцу Слова,у каждого своё.
У каждого из нас есть такие , скажем, «тайные друзья», с которыми не расстаешься всю жизнь.
Одним из таких «тайных друзей» для меня является все творчество Александра Александровича Блока.
Зинаида Гиппиус, поэт, друг и супруга Мережковского, открывшая талант Блока и сделавшая творчество этого поэта доступным для широких масс читателей , писала о Блоке»
в двух разных линиях; многие, при мне, так и говорили с Блоком,— даже о «возвышенных» вещах; но у меня, при самом простом разговоре, невольно являлся особый язык: между словами и около них лежало гораздо больше, чем в самом слове и его прямом значении. Главное, важное, никогда не говорилось. Считалось, что оно — «несказ;нно».»
Так и всё творчество Блока пронизано некоей недосказанностью, которую может понять только вдумчивый и очень заинтересованный читатель.
Эта особенность, видимо, относится к творчеству любого великого поэта.
Пушковеды до сих пор, до второй четверти двадцать первого века , разбираются и спорят над некоторыми смысловыми словосочетаниями , встречающимися в творчестве Пушкина.
Серебряный век подарил миру целую плеяду удивительных звезд поэзии.
Никогда , ни в одну эпоху, не было столько выдающихся, неординарных звезд поэзии одновременно, оставивших свой неизгладимый след в литературе на века.
Это был настоящий «культурный ренессанс», как писал Николай Бердяев.
Мне всегда представлялось, что вершину этого звездного олимпа под названием Серебряный век занимало имя Александра Александровича Блока.
Правда , существует такое мнение , что в своё время Константин Дмитриевич Бальмонт был более известен и любим, чем Александр Блок.
В моём же читательском представлении , Блок всегда был более близок и любим.
Дон Жуан по жизни, большой любитель красоты и дам, видимо, ни один поэт не может обойтись без подобного вдохновения, Блок всегда возвращался к своей Прекрасной Даме, к своей жене и спутнице Любови, стихи о которой пронизывают все творчество поэта.
Весьма пророческие слова Блока о проживаемой нами сейчас действительности, хоть и утверждается Святым Писанием, что » пророков нет в отечестве моём»
«Возмездие «
Первая глава
«Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,..»
Кроме стихов, в творчестве Блока существует и пьеса «Роза и Крест» написанная в 1912—1913 годы, самое крупное драматическое произведение Блока, которое появилось из первоначального плана сценария балета и из набросков оперного либретто.
Это была новая веха на пути поэта-драматурга
Из всего творчества Блока я не понимаю и не люблю поэму «Двенадцать» об Октябрьской революции, одну из признанных вершин его творчества в русской поэзии в целом, рассорившая многолетнюю дружбу Зинаиды Гиппиус и Александра Блока .
Совершенно не согласна с тем, что поэма «Двенадцать» лучшее, что есть в творчестве Блока .
В моем представлении признанная всеми поэма «Двенадцать» худшие, что есть в творчестве поэта Алексанра Блока, хотя образы в произведении просматриваются вполне впечатляюще, интересно, четко и ясно.
Эту поэму я не любила ни интуитивно в юности, ни вполне осознанно в более зрелом возрасте.
Видимо, права была Зинаида Гиппиус, поспешившая обвинить поэта в измене, что в творчестве Александра Блока столько еще непонятой недосказанности, что этим предстоит заниматься нашим потомкам, исследователям творчества великого русского поэта Алексанра Блока
Свидетельство о публикации №221072700824
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
1903 г.
Марина Геннадиевна Куликова 29.01.2022 13:13 Заявить о нарушении
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Просто нет слов - ГЕНИЙ!!!
Михаил Патрик 29.01.2022 13:48 Заявить о нарушении
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине...
...Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
... Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка...
************************
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи... (по-моему небо бывает золотым, но в сети упорно пишут нёбо - забавно)
... И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Короче говоря:
"... Поэт, кабак, портвейн, аи,
Ин вино веритас, духи...
Вдали маячит незнакомка,
Трезва, надменна и легка,
И шепчут откровенно громко
Ея упругие шелка..."
Алексей Аксельрод 29.01.2022 15:08 Заявить о нарушении
Михаил Патрик 29.01.2022 15:47 Заявить о нарушении
Очень тронута вашими отношением к Блоку
Марина Геннадиевна Куликова 29.01.2022 16:05 Заявить о нарушении