За границами дозволенного - рецензия на фильм

Фрэнк Камински

Resilience
27 июля 2021

Документальный фильм За границами дозволенного – Наука о нашей планете ( Breaking Boundaries: The Science of Our Planet)  показан на  Netflix Original; производство Silverback Films, в сотрудничестве с  Indikate Productions. Поставлен  и снят  Джоном Клейем; ведущий  Дэвид Аттенборо; редакторы Филиппа Эдвардс и Стив Филлипс; музыка Ханны Картрайт и Росс Тоунс.  Выпущен в июне 2021 г.  Время показа: 73  мин. Просмотр детям допустим по разрешению родителей (TV-PG Rating)

Breaking Boundaries (в русском переводе «Разрушая границы: Научный взгляд на нашу планету) – документальный фильм, снятый с добрыми намерениями, но ошибочный, что касается экологического разрушения, вызванного индустриальным человечеством.  Несмотря на то, что фильм затрагивает все ключевые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и правильно высвечивает важность индивидуальных акций по отношению к ним,  фильм не дает возможности глубоко проанализировать ни одной сложной проблемы. Материал требует продолжения, целой серии подобных фильмов с  разными участниками.  Таким образом, фильм представляет собой упущенную возможность, тем более, что  бесценный талант знаменитого натуралиста  и ведущего  Дэвида Аттенборо используется не  в полной мере.

У фильма весьма удачное название.  С одной стороны слово boundaries  (границы) относится к точкам, за которыми воздействие человечества на данную природную систему  провоцирует возникновение больших, нелинейных изменений, угрожающих  устойчивости цивилизации.  С другой стороны, оно указывает на границы нашего коллективного воображения, которые не позволяли задумываться  о нашей бездумной погоне за бесконечным ростом  в условиях конечного мира.  Первые границы –  планетарные, и состоят они из  климата, полноты биосферы,  критических биом, водного цикла,  цикла питательных веществ, окисления океана, снижения озонового слоя, загрязнения атмосферы аэрозолями и выхода новых и/или токсичных соединений в окружающую среду.   Вторые - не так легко определить, и состоят они  предположительно из глубоко сидящих паттернах мысли, которые позволили нам логически обосновать свой расточительный образ жизни.
 
Другие плюсы фильма – впечатляющий набор сред обитания на нескольких континентах — и многочисленные конкретные примеры их взаимосвязанности среди кажущихся разрозненных элементов.  Именно в этом,  фильм больше всего напоминает известные документальные фильмы Аттенборо, именно здесь лежит гений  Аттенбдоро,  в его способности очаровывать нас примерами природной красоты и в то же время образовывать нас скрытой наукой.

Даже, если вы никогда не думали  о мире  в терминах из девяти границ,  вам скорее всего знакома представленная информация о тупиках цивилизации,  при условии, что вы проявляете некоторый интерес к тому, что происходит на планете Земля.  И все же, фильму иногда  удается превзойти простое перечисление фактов и цифр и вызвать у нас эмоциональный отклик на сцены разрушения.  Мы видим отчаяние австралийской исследовательницы во время ее визита в обгоревшие леса, где раньше обитали птицы.   В другом примере, исследователь кораллового рифа должен сдержать накатившие на него слезы, чтобы продолжить говорить о том, как климатические изменения убили его любимый Большой Барьерный Риф.  Обе сцены волнуют по-человечески сильно.
 
Тема, которая получает наименьшее рассмотрение, это выход из кризиса.  Только весьма кратко упоминается потенциальная роль возобновляемой энергетики,  посадки деревьев, здорового питания и устранения отходов из производственных процессов.  Хотя я приветствую упор на необходимость индивидуальных усилий — без которых невозможен никакой широкий переход к устойчивости — я хотел бы видеть расширение этой темы, а не простое ее упоминание.

Документальный фильм, к сожалению, не лишен отголоска того, что Джеймс Говард Кюнстлер называет техно-нарцисизмом, или чрезмерной верой в технологические способности нашего вида. Ключевым симптомом техно-нарцисизма является  Ошибочность Точного Измерения,  то, что Кюнстлер называет ошибочной верой в способность  человека измерять нечто до самой последней детали, что [якобы] автоматически дарует ему контроль над тем, что измеряется. Мы видим эту ошибку в подобострастном отношении к одному из ключевых экспертов фильма, шведскому геологу Йохану Рокстрому из Потсдамовского института климата, в частности к рокстромовскому графику изменения глобальной температуры за последние  100,000 лет.  Не покидает чувство того, что этот график выдается за талисман человеческой способности побеждать любую проблему, построенную в координатах x-y.

Тоже самое, конечно, относится ко всей конструкции  из девяти планетарных границ. Фильм проводит мысль, согласно которой теперь, когда мы смогли установить границы и измерить свое положение по отношению к ним, все, что остается - это обрушить на них всю силу нашей всепобеждающей технологической мощи.  В поддержку этого утверждения, нам напоминают о том, как человечество справилось с  разрушением озонового слоя путем агрессивной акции по запрету CFC-газов.  Эта история уже многократно повторялась и порядком надоела.   Наша способность устранить отдельный класс химических соединений не говорит ничего о нашей способности отказаться от главного ресурса, приводящего в действие все аспекты современности (ископаемое топливо - ВП).

Я опять возвращаюсь к тому, как в фильме обходят понятие пределов. Вполне в согласии с общим заблуждением,  влияние пределов Земли на экологическое состояние признается, вместе с игнорированием зависимости  этих пределов от ресурсов, которые, как мы думаем, помогут нам вылезти из кризиса, в который мы себя закопали.  Например, нам показывают вид солнечных панелей на холме, упомянув о возобновляемой энергии,  но это, пожалуй, все, что касается возобновляемого топлива.  Негласное предположение состоит в том, что технология позволит  поднять долю возобновляемой энергии в мировом энергетическом миксе на новый уровень,  и никак не  зависит от стоящих на пути убийственных данных о плотности и масштабах замещаемой энергии.

Для меня, самый слабый пункт в Breaking Boundaries -  его неисправимый техно-нарцисизм, звучащий в последнем припеве Аттенборо.  Высказанный тоном мудреца—независимо от пустоты высказанного — он провозглашает, “ Сегодня  мы можем действовать как сознание Земли, ее мозг, мыслить и действовать в одной ключе:  обеспечить  нашей планете вечное здоровое и гибкое существование; совершенный дом.”   Но выживание Земли  как системы поддержки жизни вряд ли нуждается в нашем интеллекте.  Биосфера выдерживала вымирание многих видов и прекрасно с этим справлялась. И не нам обеспечивать оставшееся окошко для ее выживаемости,  поскольку наш вид уйдет гораздо раньше, чем Земля закончит свой срок.

Но снова замечу: моя главная претензия  к фильму -  спрессовать целую серию  важных материалов в  одну тему.  По крайней мере, фильм должен был бы растянуться до двух часов,  с показом конкретной планетарной ситуации в первом часе и потенциальных решениях – во втором — как это было сделано в неизмеримо более важном фильме 2007 года What A Way To Go: Life at the End of Empire. (Жизнь  в конце империи)*.  На мой взгляд, он представляет собой компиляцию последних новостей и слоганов, а не серьезное исследование  любой из поднятых, но так и не раскрытых тем.

________________________________________________
* Очень рекомендую найти и посмотреть этот фильм. - ВП

*  *  *

Комментарий ВП.   Для тех, кто давно следит за тем, что происходит на Земле, фильм не представляется откровением.  Но Фрэнк Камински безошибочно угадал настроение, к сожалению, даже одного из наиболее авторитетных и уважаемых натуралистов, Дэвида Аттенборо,   которое можно назвать техно-нарцисизмом, или техно-оптимизмом.   Вера в науку, мягко говоря, удручает, если не злит.
Цифры, графики, измерения – это конечно принадлежность науки.  Но сами по себе, они не говорят,  как нам жить (Этим занимается этика). Ожидается, что кто-то исправит все за нас, а мы подождем.
Подобное настроение разделяет большинство людей в мире и России.
Говоря словами одного из персонажей фильма: "I'm sorry, folks, but I think that time's up."

Фильм можно посмотреть на HDrezka. 
   


Рецензии