За границами дозволенного - рецензия на фильм
Resilience
27 июля 2021
Документальный фильм За границами дозволенного – Наука о нашей планете ( Breaking Boundaries: The Science of Our Planet) показан на Netflix Original; производство Silverback Films, в сотрудничестве с Indikate Productions. Поставлен и снят Джоном Клейем; ведущий Дэвид Аттенборо; редакторы Филиппа Эдвардс и Стив Филлипс; музыка Ханны Картрайт и Росс Тоунс. Выпущен в июне 2021 г. Время показа: 73 мин. Просмотр детям допустим по разрешению родителей (TV-PG Rating)
Breaking Boundaries (в русском переводе «Разрушая границы: Научный взгляд на нашу планету) – документальный фильм, снятый с добрыми намерениями, но ошибочный, что касается экологического разрушения, вызванного индустриальным человечеством. Несмотря на то, что фильм затрагивает все ключевые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и правильно высвечивает важность индивидуальных акций по отношению к ним, фильм не дает возможности глубоко проанализировать ни одной сложной проблемы. Материал требует продолжения, целой серии подобных фильмов с разными участниками. Таким образом, фильм представляет собой упущенную возможность, тем более, что бесценный талант знаменитого натуралиста и ведущего Дэвида Аттенборо используется не в полной мере.
У фильма весьма удачное название. С одной стороны слово boundaries (границы) относится к точкам, за которыми воздействие человечества на данную природную систему провоцирует возникновение больших, нелинейных изменений, угрожающих устойчивости цивилизации. С другой стороны, оно указывает на границы нашего коллективного воображения, которые не позволяли задумываться о нашей бездумной погоне за бесконечным ростом в условиях конечного мира. Первые границы – планетарные, и состоят они из климата, полноты биосферы, критических биом, водного цикла, цикла питательных веществ, окисления океана, снижения озонового слоя, загрязнения атмосферы аэрозолями и выхода новых и/или токсичных соединений в окружающую среду. Вторые - не так легко определить, и состоят они предположительно из глубоко сидящих паттернах мысли, которые позволили нам логически обосновать свой расточительный образ жизни.
Другие плюсы фильма – впечатляющий набор сред обитания на нескольких континентах — и многочисленные конкретные примеры их взаимосвязанности среди кажущихся разрозненных элементов. Именно в этом, фильм больше всего напоминает известные документальные фильмы Аттенборо, именно здесь лежит гений Аттенбдоро, в его способности очаровывать нас примерами природной красоты и в то же время образовывать нас скрытой наукой.
Даже, если вы никогда не думали о мире в терминах из девяти границ, вам скорее всего знакома представленная информация о тупиках цивилизации, при условии, что вы проявляете некоторый интерес к тому, что происходит на планете Земля. И все же, фильму иногда удается превзойти простое перечисление фактов и цифр и вызвать у нас эмоциональный отклик на сцены разрушения. Мы видим отчаяние австралийской исследовательницы во время ее визита в обгоревшие леса, где раньше обитали птицы. В другом примере, исследователь кораллового рифа должен сдержать накатившие на него слезы, чтобы продолжить говорить о том, как климатические изменения убили его любимый Большой Барьерный Риф. Обе сцены волнуют по-человечески сильно.
Тема, которая получает наименьшее рассмотрение, это выход из кризиса. Только весьма кратко упоминается потенциальная роль возобновляемой энергетики, посадки деревьев, здорового питания и устранения отходов из производственных процессов. Хотя я приветствую упор на необходимость индивидуальных усилий — без которых невозможен никакой широкий переход к устойчивости — я хотел бы видеть расширение этой темы, а не простое ее упоминание.
Документальный фильм, к сожалению, не лишен отголоска того, что Джеймс Говард Кюнстлер называет техно-нарцисизмом, или чрезмерной верой в технологические способности нашего вида. Ключевым симптомом техно-нарцисизма является Ошибочность Точного Измерения, то, что Кюнстлер называет ошибочной верой в способность человека измерять нечто до самой последней детали, что [якобы] автоматически дарует ему контроль над тем, что измеряется. Мы видим эту ошибку в подобострастном отношении к одному из ключевых экспертов фильма, шведскому геологу Йохану Рокстрому из Потсдамовского института климата, в частности к рокстромовскому графику изменения глобальной температуры за последние 100,000 лет. Не покидает чувство того, что этот график выдается за талисман человеческой способности побеждать любую проблему, построенную в координатах x-y.
Тоже самое, конечно, относится ко всей конструкции из девяти планетарных границ. Фильм проводит мысль, согласно которой теперь, когда мы смогли установить границы и измерить свое положение по отношению к ним, все, что остается - это обрушить на них всю силу нашей всепобеждающей технологической мощи. В поддержку этого утверждения, нам напоминают о том, как человечество справилось с разрушением озонового слоя путем агрессивной акции по запрету CFC-газов. Эта история уже многократно повторялась и порядком надоела. Наша способность устранить отдельный класс химических соединений не говорит ничего о нашей способности отказаться от главного ресурса, приводящего в действие все аспекты современности (ископаемое топливо - ВП).
Я опять возвращаюсь к тому, как в фильме обходят понятие пределов. Вполне в согласии с общим заблуждением, влияние пределов Земли на экологическое состояние признается, вместе с игнорированием зависимости этих пределов от ресурсов, которые, как мы думаем, помогут нам вылезти из кризиса, в который мы себя закопали. Например, нам показывают вид солнечных панелей на холме, упомянув о возобновляемой энергии, но это, пожалуй, все, что касается возобновляемого топлива. Негласное предположение состоит в том, что технология позволит поднять долю возобновляемой энергии в мировом энергетическом миксе на новый уровень, и никак не зависит от стоящих на пути убийственных данных о плотности и масштабах замещаемой энергии.
Для меня, самый слабый пункт в Breaking Boundaries - его неисправимый техно-нарцисизм, звучащий в последнем припеве Аттенборо. Высказанный тоном мудреца—независимо от пустоты высказанного — он провозглашает, “ Сегодня мы можем действовать как сознание Земли, ее мозг, мыслить и действовать в одной ключе: обеспечить нашей планете вечное здоровое и гибкое существование; совершенный дом.” Но выживание Земли как системы поддержки жизни вряд ли нуждается в нашем интеллекте. Биосфера выдерживала вымирание многих видов и прекрасно с этим справлялась. И не нам обеспечивать оставшееся окошко для ее выживаемости, поскольку наш вид уйдет гораздо раньше, чем Земля закончит свой срок.
Но снова замечу: моя главная претензия к фильму - спрессовать целую серию важных материалов в одну тему. По крайней мере, фильм должен был бы растянуться до двух часов, с показом конкретной планетарной ситуации в первом часе и потенциальных решениях – во втором — как это было сделано в неизмеримо более важном фильме 2007 года What A Way To Go: Life at the End of Empire. (Жизнь в конце империи)*. На мой взгляд, он представляет собой компиляцию последних новостей и слоганов, а не серьезное исследование любой из поднятых, но так и не раскрытых тем.
________________________________________________
* Очень рекомендую найти и посмотреть этот фильм. - ВП
* * *
Комментарий ВП. Для тех, кто давно следит за тем, что происходит на Земле, фильм не представляется откровением. Но Фрэнк Камински безошибочно угадал настроение, к сожалению, даже одного из наиболее авторитетных и уважаемых натуралистов, Дэвида Аттенборо, которое можно назвать техно-нарцисизмом, или техно-оптимизмом. Вера в науку, мягко говоря, удручает, если не злит.
Цифры, графики, измерения – это конечно принадлежность науки. Но сами по себе, они не говорят, как нам жить (Этим занимается этика). Ожидается, что кто-то исправит все за нас, а мы подождем.
Подобное настроение разделяет большинство людей в мире и России.
Говоря словами одного из персонажей фильма: "I'm sorry, folks, but I think that time's up."
Фильм можно посмотреть на HDrezka.
Свидетельство о публикации №221072801004