Око Земли

Око Земли
­­Когда в репродукторе раздался женский голос, объявивший, что проходящий поезд №106 «Москва – Ярославль» опаздывает на полтора часа, я не огорчился, а просто подумал; «Надо же! И как он умудрился так опоздать на коротком пути в двести километров между Москвой и Ростовом Великим?»

Потом мне стало тревожно: а вдруг случилось что-то страшное: В такую дождливую погоду поезд мог сойти с рельсов или столкнуться со встречным составом. И именно из-за этой мысли я не ушел в здание вокзала с холодного перрона, по которому уже побежали ручьи.  Мне казалось, что такая аварийная ситуация должна вызвать на станции суету и беспорядок. Например, начнется снаряжение специального поезда с санитарными вагонами, а все встречные поезда будут останавливаться здесь.

Но все оставалось спокойным. Неторопливо проследовал по направлению к Москве товарняк с лесом, за ним прошмыгнул без остановки скорый из Воркуты.
Я почувствовал, что мой тонкий плащ уже не в состоянии спасти меня от косых струй дождя и ветра, и решил все-таки уйти в вокзал. Но в это время в репродукторе щёлкнуло и снова раздался всё тот же бодрый голосок: «Через пять минут на первый путь прибывает пассажирский поезд №106 Москва – Ярославль. В связи с опозданием поезда стоянка будет сокращена».

Лена не сообщила мне, в каком вагоне она едет, и я стал под фонарем, чтобы она могла меня заметить. Я ожидал, что с поезда будет сходить много людей, и я могу не увидеть. ее в этой толпе..
Но сошла только она одна. Молодо спрыгнув со ступенек вагона, остановившегося прямо напротив меня.
Я бросился к ней, схватил одной рукой тяжелый рюкзак, который она умудрилась опустить прямо в лужу, а другой обнял её за плечи.
В это время в голове поезда как-то печально и глухо закричал тепловоз, вагоны дрогнули и медленно поползли мимо нас. А Лена вдруг поцеловала меня. Точно так, как целовала когда-то неопытного мальчика Юру на первом курсе института.
У меня закружилась голова, и я сделал шаг назад , боясь, что могу упасть прямо под колеса набиравшего ход поезда.
- Тебе неприятно, что я тебя поцеловала? - с удивленной улыбкой спросила Лена.
Отвечать на этот вопрос, произнесенный таким холодным и чуть насмешливым тоном, показалось мне неуместным, и я честно признался:
- Просто почему-то закружилась голова.
Я вскинул на плечо рюкзак, взял её за руку и сказал:
- У меня на площади машина. Побежали, а то ты сейчас промокнешь до ниточки.
Лена послушно побежала вслед за мной, а, нырнув в уютное нутро «Жигулей», сразу спросила:
- Это твоя машина?
- Нет,- ответил я, дрожа от холода и возбуждения, - Я не стал бы покупать для себя фургон, на борту которого крупно написано «Почта России».
- А я и не заметила, - тихо сказала она. - А почему ты ездишь на нем, на этом фургоне?
- Потому что я работаю водителем районного узла связи. Развожу почту по окрестным сёлам, а один раз в неделю езжу в Ярославль, доставляю туда своего начальника, у которого там семья.
- И сколько ты за это получаешь?
- Пятнадцать тысяч рублей.
- И неужели тебе этого хватает на жизнь? – сходу удивилась она.
- А у меня есть еще одна статья дохода, я получаю гонорар за свои труды, которые публикуют некоторые журналы.
- Неужели у нас еще есть журналы, которые публикуют научные статьи по грамматике русского языка?
- Не знаю. Я уже давно не занимаюсь наукой. А мои труды - это стихи и рассказы.
- Даже так?! – воскликнула она и попыталась в полутьме взглянуть мне в лицо: не шучу ли я. – Впрочем, чему я удивляюсь? Я помню, что еще студентом ты писал чудные стихи, и почти все посвящал их мне.
Она помолчала, видимо, вспоминая те студенческие годы, когда я посвящал ей свои стихи, потом спросила:
- А куда мы едем?
- В гостиницу, - ответил я, с трудом разглядывая дорогу за сеткой усилившегося дождя.
- А почему не к тебе?.
- Потому что я снимаю на окраине города каморку, в которой едва помещается одна кровать и стол.
- Понятно, - с безнадёжной грустью отозвалась она. – А гостиница приличная?
- Очень приличная. Она находится прямо на территории ростовского Кремля, и название у неё чудесное «Дом на погребах»!
- Да я тебя не о достопримечательностях спрашиваю, а об условиях, в которых буду жить!
- Все удобства пятизвездочного отеля: две комнаты, ванная, телевизор , холодильник и кондиционер. Вас это устроит, мэм?
- -И во сколько мне этот номер обойдется?
- Всё уже мною оплачено.
- Это на твои-то пятнадцать тысяч? Ты ведь будешь потом месяц голодать!
Я остановил машину и взял её за руку:
- Давай не будем об этом, хорошо? Ты знаешь, как я ждал этой встречи? Мы не виделись с тобой. пятнадцать лет. А ты сходу начинаешь расспрашивать об удобствах в гостинице, и попрекаешь меня моим мизерным заработком. Я же знаю, что ты просто хочешь доказать мне, как безнадежно мы с тобой с тех пор изменились, повзрослев. Если не сказать, состарившись. Ничего у тебя не получится: я остался прежним Юркой Акимовым, который таскал тебя в горы и читал тебе стихи о своей любви.
- Прости, - тихо сказала она и прижала мою руку к своей щеке. – Видимо, изменилась одна я. И не видимо, а точно.

Мы подъехал к Кремлю, когда его ворота уже были закрыты. Я посигналил, и паренек в форме охранника, принялся отпирать замки, крича:
- Здравствуйте, Юрий Петрович! Вы к нам переночевать?
- Нет. Саша, - ответил я, остановив машину под аркой. - Я привез к вам свою однокурсницу Елену Яковлевну. Она будет жить целую неделю в «Доме на погребах». Так что вы уж присмотрите за ней, чтобы она, не дай бог, не пошла купаться на озеро и не полезла на колокольню Успенского собора звонить во все колокола.
- Будет сделано, Юрий Петрович, - серьёзно ответил Саша и заглянул в машину. – А у вас все однокурсницы такие красивые?
.– Нет, только я одна, - тоже очень серьезно сказала Лена. – Юрий Петрович всем хочет показать, какая красавица любила его в молодости.
Охранник рассмеялся и помахал нам рукой.

Проехав метров двести, мы остановились у резного крыльца гостиницы
- Прямо, боярские хоромы какие-то, - сказала Лена, и было непонятно, нравятся они ей или нет.
Войдя в номер, она прошлась по обеим комнатам, заглянула в ванную и включила телевизор
- А тут и в самом деле прилично, - скупо похвалила она свое временное жилище.
Потом прилегла на широкую кровать с огромными подушками, устало раскинув руки.
- Ты будешь ночевать здесь? – спросила она. – В соседней комнате есть удобный диванчик.
- Нет, мне надо отогнать в гараж машину и попросить своего напарника, чтобы завтра он заменил меня. Утром я приду к тебе, и мы проведем весь день вместе. Я еще посижу немножко, и ты расскажешь мне о свой жизни без меня.
- Хорошо, - согласилась она, - А ты за это время вскипяти чай и достань из рюкзака бутерброды. Вообще-то, я стараюсь не наедаться на ночь, но я ничего не ела с самой Москвы и изрядно проголодалась. С чего мне начать свой рассказ?
- С приезда в поселок Диксон, о котором ты писала мне с таким восторгом.
- Мой восторг угас, как только начался учебный год. Учеников в школе было совсем мало, от пяти до десяти человек в каждом классе, но встретили они меня совсем не так, как я ожидала. Ты помнишь нашу преддипломную практику в осетинском селе, когда детвора за мной толпой ходила: «Елена Яковлевна, а завтра у нас будет ваш урок? Елена Яковлевна, а в воскресенье мы в поход пойдем?». Здесь было все иначе: настороженность и ожидание, что я сделаю им что-то плохое. А с коллегами дело обстояло еще хуже. Женщины люто невзлюбили меня за то, что директор сразу, как говорится, глаз на меня положил. Мужчины, а их, кроме директора, было всего двое, физик и физрук, посчитали, что я клюнула на ухаживания пожилого уже директора, и нашли меня развратной. И теперь представь себе мое состояние. Состояние неопытной девушки, которую любили все. А, главное, меня любил ты, самый умный и красивый юноша в нашей группе. А для меня, вообще, - лучший во всем мире...  Мне было очень плохо. И в это время, где-то в ноябре, появился он, мужчина из рассказов Джека Лондона, мужественный, независимый и спасающий женщин, попавших в беду.. Он подошел ко мне во время какого-то застолья и сказал; «Лена, выходите за меня замуж». И я ответила, не задумываясь: «Хорошо». Потому что мне было совсем плохо.  Наша свадьба состоялась в день Нового года. Как раз в тот день, когда я получила от тебя телеграмму: «Лечу к тебе»… Хорошо, что ты не прилетел…
- Чтобы прилететь к тебе, мне надо было сначала добраться самолетом из Петропавловска - на -.Камчатке до Москвы, оттуда до Норильска, а потом случайным вертолетом – до Диксона. И я должен был уложиться в две недели зимних каникул. Но Бог меня хранил уже в самом начале: рейс до Москвы был отменен из-за непогоды.
- Бог хранил нас обоих. Я не знаю, что бы было со мной, если быты вдруг явился прямо на мою свадьбу…Где-то спустя месяц Сергей случайно прочел твои письма ко мне и сказал, как-то обреченно и грустно: «Я не понимаю, как ты могла выйти за меня замуж после этого». И я ему ответила честно, потому что уже знала, что не люблю его: «Я и сама не понимаю…».

Я подал ей чашку чая и бутерброд с сыром. Она жадно глотнула горячий чай и сказала:
- Я изменила ему через четыре месяца после нашей свадьбы. Сергей отправился в свой очередной поход по тундре, а меня пригласила на день рождения моя школьная коллега. Напротив меня за столом сидел красивый моряк и ел меня глазами. Порой он даже улыбался мне во всю широту своего чувственного рта, и я дрожала от омерзения, когда видела там блестящую золотую фиксу. После застолья он пошел провожать меня и полез целоваться в первой же подворотне. И я не сопротивлялась, потому что мне было всё равно… Не спрашивая разрешения, он зашел в мою квартиру, повалил меня на кровать и, не сказав и слова, сделал все, что хотел…
- Зачем ты мне это рассказываешь?
- Потому что ты попросил меня рассказать, как я жила без тебя…
- Но почему ты решила рассказать мне именно об этом? Как я понял, ты уже не любила своего мужа, когда этот моряк начал охмурять тебя. И выходит, что ты изменила не Сергею, а мне… И теперь сообщаешь мне об этом, словно я - просто твоя сокровенная подружка, с которой ты делишься всеми секретами твоей повседневной жизни.. Не думая о том, что делаешь мне больно…
- А если мне хочется, чтобы тебе было больно?
- Почему?
- Не знаю… Хочется, и всё… Ладно, ты иди. Уже поздно, а тебе еще надо выспаться перед завтрашним днём.
Я послушно встал и надел ветровку: дождь за окном шумел всё сильнее. и сильнее. Кода я был уже у двери, она вдруг сказала:
- Подожди, я провожу тебя. А заодно посмотрю на ночной ростовский Кремль. А то я выскочила из машины, и даже по сторонам не взглянула.
Она накинула на голову плащ, и мы вышли на высокое крыльцо гостиницы. Справа слева от нас величественно возвышались кремлёвские соборы, подсвеченные фонарями и прожекторами.
- Ух ты! – сказала она. – Красота-то какая!.
- Пойдем, я покажу тебе моё заповедное место. Такого ты еще ни видела.
Я взял её за руку и повел по узкой мощенной дорожке. .
- Смотри! – сказал я, пройдя метров пятьдесят меж мокрых кустов.
- Куда смотреть-то?
- Себе под ноги.
- Ну и что? Вижу камыш и какую-то лужу.
- Это не лужа, а маленькое озерцо с удивительно чистой водой. Я называю его «Оком Земли». Ясным утром в нем отражается синь небес с белыми облачками, днем в нем можно увидеть солнце, а ночью – звезды. А сейчас, даже в такую ненастную погоду, в нем можно видеть отражение собора. Видишь? Озерцо вскипает от капель дождя, и, глядя на это , мы забываем и о ненастье, и о наших несчастьях. Когда я приехал в этот город, то целый месяц жил здесь в сторожке у ребят, так как у меня не было денег, чтобы снять квартиру. И каждой ночью я приходил к этому озерцу и подолгу глядел на отраженные в нём звёзды.
- И о чем же ты думал тогда?
- О тебе, конечно.
- И что же ты думал обо мне?
- Я жалел, что тебя нет рядом, и ты не можешь видеть всего этого…
Лена помолчала, зябко дрогнула плечами и сказала как-то отчужденно и недоверчиво:
- Ужас какой-то! У него нет денег, чтобы заплатить за квартиру, а он смотрит на звёзды в воде и жалеет, что с ним  рядом нет женщины, которая предала его… Как был ты упёртым романтиком, так им и остался!
Потом, резко повернувшись на месте, она ушла в темноту, даже не попрощавшись.

Далеко за полночь добравшись до своей квартиры на окраине города, я упал на жесткую кровать, успев перед сном сказать себе : «Ты сам во всём виноват, Акимов».

Утром, которое было на удивление солнечным, я вылил на себя кадку воды из колодца, побрился и пошел пешком через весь город к Кремлю. У его стен уже запестрели палатки торговцем сувенирами и прочим товаром, якобы имевшим отношение к древним ремёслам Ростова Великого. Раздувались паруса из льняных рубашек и сарафанов, на головах манекенов красовались цилиндры и купеческие фуражки, высокие сапоги – ботфорты манили своей средневековой изящностью..

Под аркой ворот охранники, сидя за длинным столом, пили чай с сушками.
- Садитесь, Юрий Петрович, позавтракайте с нами! – закричал мне Сашка.- И свою однокурсницу пригласите. А то она, гляжу, скучает в одиночестве.
- И где ты её выглядел?
- А возле вашего «Ока Земли». Поди, уже час сидит, горюнится.

Лена не заметила, как я подошел. Она смотрела вниз, на голубую гладь озерца, и лицо её было задумчивым и грустным.
Под моей ногой хрустнула веточка, Лена вздрогнула и, обернувшись, улыбнулась мне:
- А, это ты… Чего так поздно?
- Шел пешком через весь город. Ты еще не завтракала?
- Нет.
- Так пошли в кафе.
- Не хочу. Питаться в кафе – вредно для здоровья. Пойду вскипячу в номере чай и достану из холодильника бутерброды.
- Лучше я сбегаю за горячими пирожками. Здесь недалеко. Тебе какие: с капустой, ливером или яблоками?
- А они большие?
-Нет, совсем маленькие, но очень пышные.
- Тогда мне один с капустой и два с яблоками.

Вкусно позавтракав замечательными ростовскими пирожками, мы вышли из душного номера и снова присели у озерца.
- Давай обсудим план осмотра достопримечательностей на сегодняшний день,- сказал я.
- Я его уже его составила без обсуждения, - ответила мне Лена тоном, не терпящим возражений. - Мы посидим здесь до полудня, потом пойдем искупаемся в озере, а когда стемнеет, снова придем сюда. Посмотрим на звезды в твоем «Оке Земли», а в три часа ночи я уезжаю в Москву. Билет я уже заказала по телефону. Место, правда, плацкартное, но как-нибудь четыре часа перебьюсь.
- Но я заказал гостиницу на неделю! – почти закричал я.
- Я уже оплатила отказ от бронирования, не беспокойся.
- Но почему ты уезжаешь? Тебе не понравилось здесь?
- Очень понравилось… Потому и уезжаю. И вернусь сюда, как я рассчитываю, через неделю. Мне надо продать в Москве свои два ресторана и квартиру.
- У тебя есть в Москве рестораны? – едва выговорил я.
- Да, причем, оба в самом центре. Поэтому проблем с их продажей не будет. А ты за это время присмотри здесь квартиру.
- Так ты хочешь приехать сюда навсегда?
- А ты разве не догадался?
- А как же муж?
- Я не живу с ним уже десять лет. Если я скажу тебе, почему мы расстались, тебе снова будет больно. Теперь я хочу вернуться к тебе. Если ты, конечно, не возражаешь…
- Я не возражаю, - как-то растерянно и неуклюже ответил я.
И чтобы исправить свое замешательство, добавил:
- Потому что я люблю тебя.
Её реакция на моё признание в любви была холодноватой и прагматичной:
- Я была в этом уверена, потому и решилась на такую резкую перемену в своей жизни. В этом городе можно купить хорошую квартиру?
- Лучше дом. Здесь продаются замечательные старые дома с резными наличниками и маленькими комнатушками на чердаке.
- Как хочешь. Мне только надо, чтобы там были все удобства и чтобы ты взял на себя все заботы по ремонту этого старья.
- А чем ты собираешься заняться?
- Я буду готовить для нас с тобой завтраки, обеды и ужины, поддерживать порядок в доме и выращивать редиску на приусадебном участке. Если тебя это не устраивает, я могу пойти работать в школу. Впрочем, у тебя есть время подумать об этом по пути на пляж. Правда, в гостинице мне не советовали купаться здесь, но я просто обязана окунуться в воду самого древнего и самого мистического озера Неро.

Мы вернулись с озера, когда уже начало темнеть. Поужинали блинами в ресторане прямо на территории Кремля и сидели до двух часов ночи у «Ока Земли», глядя на звёзды в чистой воде и вспоминая прошлое.
Ровно в два часа Лена вызвала такси, и мы, забрав из номера вещи, пошли к выходу из Кремля.
Ворота были не замкнуты. Видимо, охранники, дежурившие уже вторые сутки, забыли сделать это. Стараясь не шуметь, мы вышли из ворот.
- Я не хочу, чтобы ты меня провожал, - сказала она, когда вдали замелькали фары такси. - Ведь я уезжаю не насовсем. Я скоро вернусь. И прости меня, пожалуйста, если сделала тебе больно своей глупой откровенностью. Ты ведь не разлюбишь меня за это, правда?
- Я буду любить тебя, что бы не случилось, - ответил я.
Она улыбнулась:
- Я помню, как ты сказал мне точно эти слова на втором курсе.

Подъехала машина, Лена поцеловала меня и поспешно нырнула в салон.
Автомобиль сердито заурчал, дернулся и исчез в темноте. А я еще долго стоял у ворот Кремля, глядя ей вслед

Под аркой, положив голову на стол, спал Сашка.
«Молодых всегда заставляют дежурить ночью», – подумал я .
Я дотронулся до Сашкиного плеча, и он испуганно вскочил.
Потом, как всегда, широко улыбнулся и спросил:
- Чего это вы так поздно, Юрий Петрович?
- Да вот однокурсницу провожал на ночной поезд.
- А почему она так быстро уехала? Вы как будто говорили, что она неделю будет здесь жить.
- А она скоро вернется, уже навсегда…
Теперь Сашка уже рассмеялся, звонко и задорно:
- А я сразу догадался, что она не просто ваша однокурсница, а невеста
- Ты очень догадливый…  Можно, я у вас в сторожке переночую?
- Еще бы! Даже нужно! На новом месте, говорят, снится жених невесте… И наоборот… .





.


Рецензии