Одиссея немного необычная американская школа
Начало
Никакой многозначности, загадки в заголовке этой статьи нет, он – о необычной американской школе «Одиссея».
Зная лишь адрес школы, ее трудно найти. Уединенное здание самого что ни есть сельского типа стоит у склона довольно крутой горы. Кругом высоченные деревья, с дороги дом практически не виден. Трудно представить, что в таком крохотном здании размещается современная школа, причем – не в какой-то глуши, а в высоко интеллектуальной северной оконечности Силиконовой долины. Однако это так. «Одиссея» – средняя школа (middle school), в ней всего три класса: по одному шестому, седьмому и восьмому. В каждом из них, в начале учебного года было, соответственно: 9, 10 и 13 учеников. Во многих американских и российских школах в любом классе намного больше учеников. Школа – частная, недешевая. Но среди частных школ, расположенных в этой округе, и не самая дорогая.
Программа школы соотнесена с общими требованиями обучения в США и конкретно в Калифорнии, вместе с тем и по предметам, и по содержанию, и по всей системе общения между учениками и учителями она если не уникальная, то «штучная», далекая от того, что условно можно назвать стандартом. В школу был большой конкурс, включавший тестирование по математике и английскому, а также длительное собеседование с детьми и родителями. Необходимо было представить характеристики от учителей и директоров тех школ, где дети ранее занимались. Обязательны были рекомендации от бывших выпускников школы или их родителей. Из сказанного ясно, что ежегодно не просто формируется новый класс, но культивируется школа-семья. Есть еще один важный принцип: основатель и директор школы целенаправленно создает многокультурную семью: ученики представляют богатую этническую, расовую и языковую композицию.
Уроки начинаются в 8:15 и заканчиваются в 15:30, их продолжительность – от 30 минут до часа с четвертью; она варьируется в зависимости от предмета. В полдень – 45-минутный ланч; как обычно в Америке, каждый ест то, что любит и что приносит из дому. Есть микроволновая печь, так что еду можно разогреть. Ребята едят в небольших компаниях, стараются управиться побыстрее, чтобы успеть побегать на небольшом поле перед школой.
Программа школы синтезирует в себе классические и современные представления о том, чему и как надо учить ребят. Решаются две задачи: максимально развивать способности учеников и научить их самостоятельно работать. В шестом классе, в котором училась Лиза, еженедельно были четыре урока математики, два – письма и два – литературы. Три занятия в неделю – японский; выбор руководством школы этого языка обусловлен тем, что он в корне отличен от английского и формирует у ребят принципиально новую языковую логику. Еженедельно – три урока по циклу «естественные науки» (Science): основы физики, химии, биологии; акцент делается на изучении научных методов. Столько же отводится гуманитарным наукам (Humanities): комбинированный курс, включающий географию, историю, философию, культуру. Кроме того, учащимся предстояло в течение года проанализировать ряд великих идей и факторов, которые их породили. Это биографии 12 величайших философов, астрономов, политиков, деятелей культуры и общественных лидеров.
Современные американские шестиклассники, как правило, неплохо знают WORD и PowerPoint, почти все мастерили свои сайты, могут разместить видео на веб-канале Youtube.com. Возможно, поэтому в расписании лишь один урок в неделю – компьютер, прежде всего это ответы на вопросы, не лекции. Реально же работа на компьютере происходит на всех уроках.
Еженедельно в расписании были аэробика, танцы, плавание (всех возят в расположенный недалеко бассейн) и хор. Есть еще такой необычный урок, как «понимание себя». Ученики встречаются небольшими группами с преподавателем, оценивают свое состояние по шкале от «1» (совсем плохо) до «10» (все прекрасно) и обсуждают волнующие лично их проблемы. Например, много уроков на дом, как со всем справиться. Классного руководителя, как в российских школах, нет, есть два учителя-предметника – мужчина и женщина, выполняющие функции консультантов, или советников соответственно, для мальчиков и девочек. У каждого ученика есть личный журнал, куда он записывает свои ощущения и переживания; он может лично обсуждать свои проблемы с консультантом. В конце сентября консультанты посетили своих учеников дома, чтобы знать, в каких условиях они живут, как обустроено их рабочее место.
Многонациональна не только семья учеников, но и преподавательский корпус. Учитель японского и компьютера родился в Японии, окончил там школу и колледж, а в Сан-Франциско получил степень магистра по преподаванию японского как иностранного, в Америке говорят – «как второго языка». Компьютер также не только его хобби, но и профессия. «Понимание себя» ведет афроамериканец – социолог и психолог. Математику в начале года преподавала немка, учившаяся в Германии и во Франции, имевшая магистерские степени по математике и физике, преподававшая в Швейцарии на немецком и французском языках. Во второй половине года ее сменила учительница индианка.
На сайте школы, где рассказывается об учителях, есть фото особого участника воспитательного процесса; он представлен как Spiritual Advisor (консультант по душе). Это – Юки, пятилетний желтый лабрадор директора. Собака ходит по классам, дети с ней играют; действительно, для них это прекрасная психологическая разрядка.
Уроки кончаются в 15:10, но по домам расходиться, вернее – разъезжаться, нельзя. Минут за десять ученики убирают школу, у каждого – свои обязанности: кто-то подметет двор, кто-то выносит из урн скопившуюся за день бумагу, бутылки из под воды, жестяные банки из под соды, кто-то стирает все с учебных досок. Потом – на 5–7 минут все собираются на улице (в этой части Калифорнии зимы нет и дожди – достаточно редки): учителя и ученики; кто сидит на скамейках вдоль стен, кто прямо на дощатом покрытии, кто стоит. Директор подводит итог дня, учителя напоминают детям самое важное. И общее – «до завтра».
Уроков на дом задается очень много, и их надо делать. На занятиях – все на виду, за спинами одноклассников не очень спрячешься. Естественно, у всех детей есть дома компьютеры и все необходимые приставки, но всем раздали лэптопы «Apple» и принтеры. Шестиклассникам – новые, старшим – те, которыми они пользовались ранее. Компьютеры приходится ежедневно возить в школу, они используются на занятиях, и отвозить домой – на них делаются домашние задания. Кроме того, там записаны некоторые обучающие программы, например, шестиклассники осваивали работу на клавиатуре компьютера вслепую. Есть один важный момент: все компьютеры автоматически отключаются в 9 часов вечера, детей приучают не сидеть над уроками ночами. Но можно немного поработать до школы, компьютерная сеть открыта с 6 утра.
Замечу, американцы, в том числе и дети, много чувствительнее чем россияне к подавлению свободы личности, ее прав. Но никто не воспринимает ограничение на время работы компьютеров, посещение преподавателями семей, обсуждение наболевшего с консультантами как контроль или как подавление личной свободы. Во всем этом видится приветствуемое разумное. В США нет российской практики оглашения оценок, получаемых учениками, каждый знает лишь свои достижения. Нет и родительских собраний, когда одних детей публично восхваляют, других – зло ругают, а третьих – не замечают. Родители и учителя все обсуждают наедине. В частных школах родители и учителя контактируют очень тесно.
После летних каникул занятия начались 25 августа 2009 года, но уже в первые дни сентября все ученики и учителя отправились в двухнедельное путешествие. Без родителей. Детям не было разрешено даже брать с собою мобильные телефоны. Директор несколько раз за все это время высылал родителям электронные послания.
Сначала была шестичасовая поездка на четырех микроавтобусах – за рулем сидели преподаватели – на север штата, в небольшой городок Этна (Etna), в котором проживает менее 800 человек. Там, в живописном горном месте, на берегу озера расположен известный в Америке кэмп (лагерь), в котором летом отдыхает молодежь. Почти неделю ребята жили в «спартанских» условиях, ночевали в спальниках, работали на ферме, участвовали в приготовлении еды, купались в озере, осваивали приемы экстремального туризма.
В один из вечеров при свечах состоялась церемония принятия шестиклассников в школьную семью. Центральным моментом этой процедуры было представление каждой новой девочке двух ее «сестер» из 7 и 8 классов, и мальчику – «братьев». Это очень эффективный инструмент формирования мягкого микроклимата в школе.
Затем была двухчасовая поездка дальше на север в городок Эшланд (Ashland), штат Орегон. Этот город, в котором живет менее 20 тысяч человек, широко известен в США и во многих странах проводимыми там с 1930-х годов ежегодными «Орегонскими шекспировскими фестивалями». Они проходят с февраля по октябрь, и обычно их посещает около 100 тысяч туристов. На спектакли продается свыше 350 тысяч билетов. В городе есть также музыкальный и драматические театры и университет. Это – один из центров американской театральной культуры.
Все затраты на путешествие включены в оплату школы, ничего сверх. Родителей лишь просили дать детям по 20 долларов, чтобы купить себе один ланч. В тщательно составленной для родителей инструкции по подготовке детей к поездке было сказано: цель путешествия – образование, не шоппинг; чем больше денег вы дадите им, тем меньше они будут практиковаться в принятии решений о покупках.
Подготовка к поездке на «Шекспировский фестиваль» началась летом. В наборе книг, который был вручен и тем, кто уже учился в школе, и новичкам, были: «Макбет», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Генрих IV». До отъезда на фестиваль все ученики под руководством директора школы Стефанa Смуинa, преподающего литературу, углубленно читали Шекспира. Ученики обращаются к нему уважительно и просто: «Стив».
Продолжение «Одиссеи». Первые полгода пути
Полгода обучения и наблюдений – недостаточный срок для анализа изменений объема знаний и личностных качеств учащихся. Тем не менее, первые выводы могли быть сделаны. Сейчас на нескольких примерах постараемся раскрыть специфику учебной и воспитательной системы, культивируемой в школе. Ясно одно: она нацелена на формирование самостоятельности и самоконтроля учеников, их трудолюбия, умения принимать решения обучение правилам поведения в коллективе. Один из девизов школы: «Мы учим тому, что надо делать, когда не знаешь, что делать».
С учетом того, что на утреннем фривее и ведущих к нему улицах часто случаются «пробки», у значительной части учеников на дорогу в школу уходит от получаса и более. Вставать приходится рано, уроки начинаются в 8:15. Все опоздания фиксируются, и совершающие их регулярно «нагружаются» некоторыми дополнительными заданиями. Радостным бывает практикуемый во многих американских школах «день пижамы» (pajamas day), когда дети приходят на занятия в том, в чем они обычно спят. Во-первых, можно поспать на пять минут больше, во-вторых, день проходит веселее.
Весьма многообразны и нестандартны отношения между учениками и преподавателями. В шестом классе есть два учителя, выполняющие функции наставников (advisers). При необходимости каждый из учеников может поговорить с наставником. Кроме того, все ученики ведут тетради, в которые они могут записать то, что их волнует; в любом случае за неделю должно быть записано не менее трех страниц наблюдений, впечатлений. В назначенный день ученик должен передать дневник наставнику. При необходимости тот найдет время для специального разговора с учеником, если же в этом нет смысла, просто оставит дневнике свои комментарии.
Классная работа и домашние задания делаются на разрозненных листах бумаги. После того как учитель проверит сделанное, листы вкладываются в папки с тремя разъемными кольцами. В папках есть разделители, помогающие ориентироваться в хранимом материале. Такие папки ведутся почти по каждой учебной дисциплине. Во время занятий в школе надо иметь все эти папки и учебники, потому некоторые из ребят пользуются ранцами, которые одновременно можно катить на колесиках Кроме того, у каждого есть лэптоп, сумочка с едой (в школе нет буфета), а в дни занятий в бассейне и пакет с купальными принадлежностями. Непросто, но дети к этому привыкли.
Начиная со второго семестра шестиклассники, как и учащиеся старших классов, один день в неделю встречались со своими наставниками в ресторане или кафе; туда и обратно их отвозили преподаватели. Такой ланч проходит в середине дня и с учетом времени на дорогу занимает около полутора часов. Ланч не только еда и не только общение. Ученики учатся разумно тратить деньги. Каждый сам знакомится с меню и делает заказ официанту. При этом необходимо уложиться в выделенные родителями 12 долларов, включая налог на покупку и обязательные чаевые.
Есть еще два важных направления в формировании самостоятельности и ответственности школьников. В первом полугодии два-три ученика шестого класса в сопровождении секретаря школы еженедельно ездили на ближайший рынок и покупали на школьные деньги продукты, из которых ученики старших классов готовили что-нибудь для всей школы, например печенье, фруктовый салат.
Раз в месяц каждый шестиклассник в паре с семиклассником должны были затратить два-три часа на «доброе дело». Одни ездили в приют для бездомных животных, чтобы помочь ухаживать за котятами, щенками. Другие – отправлялись на фермы, чтобы помочь в присмотре за домашним скотом. Лиза ездила в одну из государственных (public) школ, чтобы помочь делать уроки отстающим. При этом дети сами решают все организационные вопросы: звонят, чтобы уточнить день приезда, заранее предупредить, если возникают какие-то «накладки», договариваются с родителями, чтобы кто-либо отвез их из школы на место волонтерства и потом забрал их.
Выше рассказывалось о двухнедельной поездке всех учеников и учителей в сентябре в спортивный кэмп и на известный в стране Орегонский шекспировский фестиваль. Это был «ударный» социо-культурный момент начала учебного года. Подобными событиями следующих месяцев были подготовка спектакля, в котором участвовали все ученики, и самостоятельная работа каждого учащегося по избранной им теме.
В основании спектакля лежал фантастический сюжет; основное действие протекало в наше время, но были вставки, относящиеся к прошлому. Разучивание ролей и первые репетиции проходили на еженедельных уроках театра. Расписание было составлено так, что на этом уроке присутствовали одновременно ученики всех классов. Затем шла подготовка спектакля, включавшего много музыки и песен, она проходила на большой, близкой по размерам к профессиональной, сцене одной из государственных школ; зрительный зал вмещал до 500 человек. К спектаклю была подготовлена программка с указанием действующих лиц и имен исполнителей. На представлении присутствовали все учителя, много родителей, родственников и друзей. Это, действительно, был праздник для всех.
Теперь о главном деле – самостоятельной работе над проектом, выполняемом не в рамках какого-либо школьного предмета, а по более свободной тематике. В декабре каждый из учеников школы обсуждал с наставником тему своего проекта и составлял план работы. После рождественских каникул все приступили к работе, для этого на пять недель было изменено расписание уроков. Ребята учились до 12 часов, потом – ланч, и затем каждый работал в школе самостоятельно. Собирал через Интернет информацию, читал принесенную с собой литературу по проблематике проекта, обсуждал задуманное с наставником. При этом предполагалась не только «лабораторная» работа, но и «полевая». Другими словами, ученик мог уехать из школы, чтобы приобрети практический опыт. Скажем, решивший сделать проект по истории икебаны записывался на курсы, посещал несколько занятий. Одна из девочек изучала технику китайской живописи тушью на рисовой бумаге, поэтому она осваивала это искусство в специальной студии. Другая ученица решила изучить проблему выживания в экстремальных условиях. Несколько дней с отцом они провели в специальной школе под Лос-Анжелесом, где осваивали это искусство. Были проекты по созданию мультфильмов, сценическому гриму, индийской красочной (временной) татуировке, художественной фотографии животных и многое другое. Каждый ученик, помимо сотрудничества со своим школьным наставником, находил себе советчика и эксперта среди профессионалов. С первым работа шла достаточно плотно, со вторым – две-три встречи.
Лиза решила изучить историю цирковой трапеции и трюков, которые делаются под куполом цирка. Она прочитала литературу по теме и взяла несколько уроков в Сан-Франциском цирке у работающих там артистов. Безусловно, все делалось со страховкой, но полеты – не во сне, а наяву. И удовольствие – тоже настоящее. К тому же – формировалось умение преодолевать страх.
Итоги работы были представлены на выставке, которая проходила в помещении одного из банков, расположенных на центральной улице городка Сэн-Матео. Каждый ученик монтировал свой стенд, на котором были тексты и фотографии; многие демонстрировали на своих лэптопах видео. Те, чей проект состоял в овладении искусством выпечки кексов или приготовления китайской лапши, угощали посетителей выставки. На специальных бланках можно было оценить проект, можно было в знак благодарности за работу положить в «кружку» деньги. Все пожертвования школа направила в один из местных благотворительных фондов.
Замечание старшего соавтора. Всегда сложно сказать, каким был бы одиннадцатилетний школьник, если бы он полгода учился в другой школе, осваивал бы иную программу. Ведь в этом возрасте дети быстро меняются, и многое в них определяется заложенной в них генетической программой, семейным воспитанием, чтением, телевидением и другими обстоятельствами. Но прошедшие полгода учебы в «Одиссеи» стимулировали в моем младшем соавторе ускоренное взросление. Это проявляется в ростках самоанализа и повышении чувства ответственности, в приобретении навыков обсуждения сложных вопросов и умении аргументировать свою точку зрения.
Итоги годичной «Одиссеи». Послание от сенпаи к кохаи
Задача формирования навыков учебы, особенно – самостоятельной, явно – была одна из первостепенных. Как правило, домашнее задание по каждому из предметов включает в себя письменные ответы на серию вопросов, приходится много читать и писать эссе на самые разные темы, часто – свободные. Несдавший вовремя домашнее задание должен сделать его позже. Но такая практика не приветствуется, кроме того «провинившийся» может быть лишен традиционной пятничной поездки в одно из ближайших кафе, где обычно ребята в полдень днем завтракают со своим наставником. Уроки часто завершаются короткими тестами по пройденной теме, в конце первого семестра и по итогам года экзамены по всем предметам. Кроме того, в течение года ребята выполнили самостоятельно несколько междисциплинарных проектов, предполагавших сбор информации и ее обобщение, изобретательство, подготовку стендов для презентации результатов. Достижения в аэробике и сценическом фехтовании демонстрировались на специальном шоу перед родителями.
Знания учеников оцениваются на трех уровнях: «выше среднего», «среднее» и «ниже среднего». Эти оценки отвечают российским «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Младшему автору этого текста больше всего нравятся японский язык, литература и фехтование. Успешно идет и математика. Поэтому, другому автору, математику по базовому образованию, было разрешено давать ей дополнительные задачи, которые она решала самостоятельно на уроке математики, предварительно выполнив задание, которое учитель предлагал одноклассникам. По этим четырем предметам и по ряду других ученица заработала «выше среднего», но в отличницы не «выбилась». Есть несколько оценок не высшего уровня. Конечно, важно знать, что стоит за оценками, каков багаж знаний и умений. Не стоит торопиться, вскоре и это прояснится.
В заголовке этого раздела статьи стоят два японских слова: «кохаи» и «сенпаи». Эти слова знают все ученики школы. Словом кохаи ученики третьего года обучения (8 класс) называют тех, кто учится после них. Соответственно, те называют самых старших учащихся словом сенпаи. Для тех, кто учится в школе второй год, младшие – будут кохаи, старшие – сенпаи.
По итогам года все бывшие шестиклассники должны были обратиться к новым шестиклассникам, чтобы помочь им войти в единую семью. Ниже приводятся фрагменты из эссе, написанного «внучкой» сразу после перехода в 7-ой класс, когда по отношению к новичкам школы она уже стала сенпаи. «Дедушке», кажется, что написанное четко свидетельствует о том, что за год, она, благодаря прежде всего урокам литературы, практике написания эссе и изучению механизмов самопознания, заметно повзрослела и научилась формулировать очень непростые рецепты жизни.
Что делать, когда не знаешь, что делать, было самым трудной задачей в течение первого года обучения в Одиссеи, во всяком случае, для меня. К примеру, вместо того, чтобы сразу задавать преподавателю вопрос, подумай внимательно, может быть, ты частично можешь ответить на него сам. Если это так, то постарайся, отталкиваясь от этого, ответить на весь вопрос. Подумай, нет ли вопроса, на который ты не можешь ответить. Вот тогда и спрашивай учителя.
Все в нашем классе ошибались, но в конце концов все сложилось успешно. Наша главная ошибка заключалась в том, что мы «по обложке книжки судили о ее содержании». Плохой или хороший человек, мы решали при первом знакомстве друг с другом. Чтобы говорить о том, какой человек, ты должен его лучше узнать. Поверь мне, тогда ты не будешь расстраиваться.
Первый успех нашего класса был в самом начале учебного года, когда мы все выехали в кэмп, чтобы лучше узнать друг друга. Сначала мы прошли через систему игр-тестов, показывающих наши навыки работать совместно. Затем был финальный тест, называемый «стена». Ученики Одиссеи ежегодно ездят в этот кэмп, но до нас никто до стены так и не добрался. Это была высокая, свыше двух метров абсолютно гладкая деревянная стена, и мы должны были все преодолеть ее. Мы сделали это. Надеюсь, и ее преодолеете.
За год мы не только подружились всем классом, но и нашли внутри класса лучших друзей.
Хочу, чтобы ты был счастлив, так как годы обучения в Одиссеи пробегут быстро. Ты будешь падать и подниматься. Ты испытаешь успех и поражения. Учись у прошлых, настоящих и будущих ошибок. Сейчас мы уже не просто кохаи, это звание мы передаем вам. Мы – сенпаи для вас, но кохаи – для тех, кто будет учиться в третьем классе.
Как же ребята преодолели стену? Оказывается, они додумались, как поднять на сцепленных руках одних учеников, чтобы они залезли наверх и потом подтягивали сверху других. Они видели проблему лишь в том, чтобы помочь последнему из ребят; ведь и его надо было подсадить. Оказалось, учитель был рядом с ребятами, слушал их обсуждения, и когда они наткнулись на эту проблему, он сказал им, что на обратной стороне стены есть ступеньки, потому нет проблемы со спуском. И те, кто стену преодолеет, могут вернуться и подсадить тех, кто помогал им.
Нетривильный путь к коллективному действию был найден. Совместное решение задачи о том, что делать, когда не знаешь, что делать, было найдено. Ребята уверены, что они никогда не забудут эту стену.
Свидетельство о публикации №221072800153