Пожары

Самый мой первый пожар я запомнил на всю жизнь. Мне было лет шесть когда мой дружок Серега Рацлов – решил развести костерчик рядом со стогом соломы который соскирдовали впритык к сараю. Серега не стал заморачиваться насчет дров, а просто вытащил охапку соломы из стога и, оттащив на пару метров в сторону, подпалил ее. Ветер тут же подхватил пламя и бросил целый сноп искр в скирд соломы. Огонь занялся сразу. Серега хотел было потушить пожар своими силами, но чем сильнее он старался, прихлопывать пламя лопатой, тем яростнее оно разгоралось. Осознав, что с пламенем ему не справится, Серега просто напросто удрал и спрятался в нашем переулке. Мы же с братом в это время возвращались с речки и, увидев густые клубы дыма, поднимающиеся столбом у дома Рацловых, со всех ног бросились туда. Вот тогда я впервые и на всю жизнь осознал истинную силу огня. Приехавшие пожарные и прибежавшие соседи еще долго боролись с бушевавшим огнем, заливая его водой. Были протянуты шланги с двух домов. Поливался в основном сарай, чтобы не дать огню перекинуться на него. Но стихия огня была сильнее и раскаленный шифер, взрываясь с пушечным грохотом, разлетался в разные стороны, словно осколки гранаты. Сарай спасти не удалось, как бы люди ни пытались.
Наша бабушка обнаружила Серегу Рацлова когда он тайком выглядывал из нашего переулка. Она подошла к оградке и окликнула его:
- Чего прячешься? Иди - помогай тушить….
Серега дернулся от неожиданности и тут же заревел. Бабушка вышла из ограды и подошла к нему:
- Пошли, не бойся.
Она взяла его за руку и повела домой. После этого случая все взрослые долго и нудно вдалбливали в наши головы, что – спички детям не игрушка. До кого-то это сразу дошло, но были и такие у которых все слова пролетали сквозь уши, не задевая стенок.
Еще один случай произошел с Игорьком. Да-да с тем самым Игорьком Бобиченко, с которым мы «спасали» дядю Васю. Однажды мы сидели в беседке, спасаясь от адской жары. Был самый разгар июля. Мужики как всегда играли в домино, а мы решали куда лучше пойти купаться – «под Классины» или «под памятник». Игорек деловито сновал туда-сюда, все время исчезая между сараек, в которых у людей хранились дрова, уголь и всяческий инвентарь. Один раз он выскочил с прохода, разделявшего сарайки, и быстрым шагом направился к дому. Мы позвали его купаться, но он только отмахнулся от нас и, почти бегом, скрылся в подъезде. Вскоре он появился, держа в руке большую железную кружку воды. Играющий в козла дядя Гриша увидев воду обрадовано воскликнул:
- О, Игорек! Дай ка водички попить!
Игорек подбежал к нему и, протягивая кружку, возвестил:
- На – пей. Только всю не выпивай…. Мне еще пожар тушить.
Дядя Гриша кивнул:
- Хорошо.
 И начал пить. Дядя Вася протянул руку:
- Мне тоже оставь глотнуть.
Но Игорек протестующе замахал руками:
- Я вам потом попить вынесу…, а сейчас пожар потушить надо!
Мужики переглянулись:
- Да какой пожар – то?
Игорек указал в сторону сараек:
- Там…! Сарайка горит!
Все повернулись в ту сторону и увидели как над крышами сараек поднимается зловещий черный дым.
Мужики побросали домино и, как один, ринулись туда. Сарайка – строение небольшое, поэтому потушили сравнительно быстро. Просто разломали горящие стенки и растащили по сторонам. Уголь загореться не успел, но все равно было страшно. Если бы ветерок был немного посильнее, то – беда…. Сгорели бы все постройки в этом ряду. Спасло полное безветрие и слаженность мужиков. Пока суть, да дело - Игорек смылся. Куда он делся – никто не знал, и лишь спустя некоторое время, стало известно, что он проводил опыты с увеличительным стеклом и соляркой. От этого и заполыхала стена сарайки. Помнится тогда ему здорово влетело, но Игорек ко всему отнесся философски, мол - не влетает тому, кто ничего не делает и продолжал пакостить.


Рецензии