За кулисами театров

Последнее время в СМИ то и дело публикуются репортажи о скандалах в том и другом театре Москвы. Удивительно вот что происходит в столице страны, которая прославилась высокой культурой, особенно театральной.  В скандалах замешаны очень многие актеры, которых долгие годы уважали зрители, считали их образцами добродетели и порядочности. И удивляются, что это оказалось не так. 

Не очень хочется писать об этих событиях, но коль о них пишут в СМИ, говорят в кулуарах, решил не отстать и я.  Прочитал о всех таких событиях в СМИ и обобщил их в этой заметке.  Все это происходило в последние  годы.

МХТ им.Чехова
Олег Табаков был назначен худруком после смерти Олега Ефремова в 2000 году. Не все гладко и в этой истории у МХТ. Табаков сразу взял курс на обновление репертуара - помимо классики он сделал ставку на современные постановки. Сменил труппу и привлек новых актеров. Конфликт с актерами был, но что в итоге?

При Табакове открылась третья сцена, была сделана масштабная реконструкция основной сцены так, что театр стал самым технически оснащенным в Москве. За 18 лет при Табакове на посту худрука популярность МХТ росла каждый сезон - в постановках играли лучшие актеры и режиссеры, каждую премьеру ждали с нетерпением, на спектаклях были аншлаги, а билеты раскупали практически на все спектакли уже за месяц. Во всех театральных рейтингах МХТ был на первом месте.

Ведущий драмтеатр страны переживает нелегкие времена - между труппой и худруком Сергеем Женовачом возник конфликт. На самом деле он длится два года, но пандемия обострила ситуацию до предела.

Сергея Женовача Минкульт назначил худруком в 2018 году после смерти Олега Табакова. Кстати, до этого худруков в МХТ выбирал коллектив в лице «старейшин театра». И в 2018 году они были ЗА Хабенского.

Женовачу достался очень успешный театр с ведущими актерами и режиссерами, аншлаговыми спектаклями, тремя сценами и большой труппой. К сожалению, последние два года новый худрук Сергей Женовач медленно хоронит дело Табакова. Недавно выяснилось, что театр два года существовал на оставшуюся после Табакова прибыль и теперь "проел" ее всю. А спектакли Женовача приносили только 30% кассы. 

На  взгляд театральных критиков  Женовач как режиссер и худрук выпускает спектакли средние, скучные, и он избегает острых углов в своих работах. Такая же политика началась в МХТ.

Вместо того чтобы продолжать детище Табакова, он начал снимать с репертуара спектакли (уже снято больше 10). Популярные, а не убыточные или старые, для него они были слишком злободневные. Поссорился с режиссерами Богомоловым и Молочниковым. Спектакль Молочникова «Светлый путь» уже снят, очередь за остальными. Спектакли Богомолова единственные делают кассу театру, но и они частично сняты, часть наверняка снимут после нового сезона.

Два года премьеры не гремели, актеры были не задействованы. Спектакли, которые выпустил за это время Женовач, делали только 30% кассы. Новая метла мела по-новому, но куда-то не туда.

На сборе труппы 11 июля Женовач объявил, что оптимальное число артистов в труппе 50 - 60 человек и он уберет из репертуара еще спектаклей. Актеры взбунтовались.

Сложно остаться в стороне от происходящего в любимом театре. В театре начался застой. Женовач не тянет. Он режиссер малых форм. МХТ - театр особый, масштабный. Его актеры сплошь звезды. Женовач пришел в успешный сложившийся коллектив, где устанавливает свои порядки, перечеркивая все достижения. МХТ нужен худрук-лидер, знающий кухню театра изнутри и имеющий авторитет у труппы.

Многим зрителям жаль видеть, как театр из новатора и лидера превращается в заштатный, что не задействованы прекрасные актеры. Снято с репертуара 17 отличных спектаклей, популярных у зрителей, а поставлено 5 посредственных.

В этой ситуации есть два варианта - либо уйдет Женовач, либо уйдет труппа. И если они уйдут в другой театр, то МХТ ждет полный упадок.

По следам неутихающего конфликта в МХТ им.Чехова  вспоминаем аналогичные истории в других театрах. Случаев, когда новый худрук и труппа не находят общий язык, много. Часто это приводит к смене актеров и политики театра, но всегда ли это плохо? Разбираемся

МХАТ им.Горького;
В 2018г Эдуард Бояков был назначен новым худруком вместо Татьяны Дорониной. Она была на посту с 1987г! В последние годы театр называли архаичным, о нем помнили разве что пожилые театралы. Устарело все техническое оборудование - никаких обновлений в театре не делали с 90х! Важный показатель - театр никогда не принимал участие в фестивале «Золотая Маска» из-за несоответствия стандартам качества, хотя каждый год выпускал премьеры! Поэтому смена худрука требовалась давно.

Пока что началась новая программа «Открытые сцены МХАТ» для привлечения молодых зрителей.  Скоро обещают ремонт здания. Но скандал с актерами у Боякова все равно вышел некрасивый. Некоторые судились с театром за незаконное увольнение и выиграли.

Бояков - человек прогрессивных взглядов, бывший руководитель театра «Практика», «Политеатра», многих фестивалей современной драматургии, получил в руководство самый застойный театр. Потребуется не один год, чтобы сделать его актуальным и популярным.

Надо сказать, что страсти вокруг театра продолжают подогреваться очень многими известными российскими деятелями искусства: актёрами, влиятельными спикерами. Недовольство связано с тем, что новым худруком театра в декабре 2018 года был назначен театральный режиссёр, педагог и продюсер Эдуард Бояков, а его предшественница, народная артистка Татьяна Доронина, и ряд актёров, были не согласны с этим решением. В театре произошёл конфликт, который привёл к уходу из труппы ряда актёров, в адрес нового руководства посыпались упрёки едва ли не в рейдерском захвате МХАТа.

Однако сама Доронина на контакт с прессой не пошла, но зато пошла на контакт с президентом России Владимиром Путиным. 21 ноября в Кремле Путин наградил народную артистку орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, а затем Доронина беседовала с главой государства порядка 40 минут. После этого многочисленные СМИ стали публиковать различные догадки о том, как проходила эта беседа. Некоторые писали, будто президент был удивлён словами Дорониной, что отразилось на его лице. Однако уже после этого ни Доронина, ни кто-либо из поддерживающих её деятелей так и не рассказали, о чём же шла беседа. Параллельно с этим нападки на новое руководство театра усилились, а в СМИ появилась информация о госпитализации Дорониной.

«Гоголь-центр»
Московский драматический театр им.Гоголя существовал с 1925г, был известен как театр реалистичного искусства, в здании на Казакова он находится с 1943 года. В 2012 году Департамент культуры без конкурса назначил нового худрука Кирилла Серебренникова. Он сразу начал расформирование театра и превращение его в центр современного искусства. Все спектакли были сняты, театр закрыт на ремонт, актерам предлагали уволиться.

Труппа взбунтовалась, обращалась к министру культуры Капкову, широко освещала в СМИ несправедливые увольнения, актеры даже вышли на митинг! Что в итоге? Серебренников по-прежнему худрук - Депкульт от своего назначения не отказался несмотря на все протесты. Театр стал другим, но не менее популярным. Хотя в театральной среде отношение к «Гоголь-центру» и его худруку осталось двоякое. Правда, против Серебрянникова возбудили уголовное дело за нецелевое использование финансовых средств.

Театр им.Е.Вахтангова
В 2007 году новым худруком был назначен Римас Туминас вместо Михаила Ульянова, управлявшего 20 лет. Сразу начался конфликт - литовского режиссера не приняли «старые» актеры, но поддержали молодые. Недовольные актеры писали письма в Минкульт.

Изначально Туминас приходил в театр на два-три сезона, в итоге до сих пор у руля. За это время он сделал театр успешным, открылись Новая и Симоновская сцены (там сделан такой стильный ремонт!). В театре сильная труппа, отличные спектакли и интересные режиссеры. Театр постоянно ездит на гастроли по России и миру. Он вышел в лидеры, в том числе по окупаемости, что для государственных театров редкость. Доходы от показа спектаклей за десять лет выросли в 5 раз! Так что это назначение явно пошло театру на пользу.
Театры трясет. Карантин накалил ситуации в «Современнике», «Ленкоме» и Пермском театре оперы и балета

«Современник»;
Виктор Рыжаков стал новым худруком театра после смерти Галины Волчек в 2019г. Театр давно был в застое и нуждался в свежей режиссуре. Рыжаков предложил планы на три сезона, новые постановки. Труппа его приняла. ;

Конфликт с ним возник у бывшего соратника Волчек - Сергея Гармаша. Он входил в коллегию театра и явно метил в руководство выше. Недавно Гармаш демонстративно уволился из «Современника» и написал открытое письмо, в котором раскритиковал новую политику Рыжакова. Он обещал Волчек сохранить память о ней и «не допустить сделать из театра модное место», а Рыжаков, по его мнению, этому не способствует. Также он уверяет, что в труппе раскол. Что странно, ведь Рыжаков ни с кем не конфликтует.
;
Актеры не видят причин для скандала. Лия Ахеджакова и Чулпан Хаматова уже рассказали журналистам, что в театре все хорошо и Рыжакову они доверяют, а вот Гармаш просто не смог смириться с новой политикой. Но последний спектакль с участием Ахеджаковой не принят зрителями, которые требует снять его из репертуара.
;
«Ленком»
Накаляется противостояние директора театра Марка Варшавера и актрисы Александры Захаровой, дочери покойного худрука Марка Захарова.;

Не секрет, что Александра Марковна сама мечтала сесть в кресло худрука. Но кроме Певцова, никто не поддержал этого решения. Актриса очень боялась, что новый человек может повлиять на ее карьеру, отняв роли, на которые ее назначил отец. Поэтому Захарова была рада назначению Варшавера, считая его своим человеком. Но вскоре стало очевидно, что он не собирается сохранять титул "ленкомовской принцессы".

Общение Варшавера и Захаровой зашло в тупик. Наследница режиссера намекает, что ее пытаются выжить из театра. Варшавер это отрицает, говоря о том, что не снял ее ни с одного спектакля. Мало того, он предлагает Захаровой новые роли, но она отказывается. Худрук считает, что это связано с ее желанием играть молодых девушек. При жизни отца актриса всегда избегала возрастных ролей.

Недавно стало известно, что Захарова наотрез отказалась играть в восстановленном спектакле "Поминальная молитва". Ей была предложена роль Голды, матери семейства. Варшавер рассказывает, что сначала она дала свое согласие, но через три дня резко изменила свое мнение. Никаких объяснений не последовало.

Варшавер отмечает, что Захарова в штыки воспринимает все нововведения и часто говорит: папа этого не хотел, при папе было не так. Худрук не скрывает, что мысли о переменах в театре давно зрели в его голове. Но он не считал возможным возражать Марку Захарову, даже просто не хотел его расстраивать. К слову, спорить с мэтром большинство актеров побаивалось. Сказать все как есть ему могли два человека - Збруев и Броневой.

Сторону Александры Захаровой приняла только Людмила Поргина. Но она уже много лет не выходит на сцену, а в последнее время тоже активно конфликтует с Варшавером. Вдова Караченцова считает, что новый руководитель разваливает захаровский "Ленком". Но это единственное такое мнение. Большинство актеров благодарит Варшавера за то, что вывел их из тени, дав возможность играть.

Дмитрий Певцов, который всегда был за Захарову, высказывается очень аккуратно. Он считает, что самое страшное - это внутренний конфликт в театре. Когда творческая составляющая тонет в бесконечных разборках. Актер даже не стал скандалить по поводу своего исключения из худсовета "Ленкома".

На вопрос, одобрил бы Захаров сегодняшнюю жизнь "Ленкома", Варшавер ответил так. "Я не получаю от него сигналов из космоса. Но сделаю все возможное, чтобы сохранить интерес к нашим постановкам". Худрук отмечает, что проводит на работе по 20 часов сутки и будет вести подобный образ жизни пока позволяет здоровье.

В театре вывесили приказ о вводе новых актеров в некоторые спектакли. Так вышло, что дублировать хотят Захарову и Певцова - двух бессменных звезд Ленкома. И если ввод Игоря Миркурбанова в «Юнону и Авось» и «Королевские игры» вместо Певцова и Шкаликова - это скорее вопрос разных темпераментов. То ситуация с Захаровой иная. Пока Марк Захаров был жив, его дочь была неприкосновенна, ей всегда доставались главные роли. Хотя актерский талант Захаровой весьма неоднозначный, на взгляд критиков и актеров, но и на худрука она явно не тянет. Так как ее поддерживает Дмитрий Певцов, не удивительно, с Марком Варшавером у них противостояние.
 ;
«Пермский театр оперы и балета»;
Свой пост оставил худрук балетного коллектива Алексей Мирошниченко. Он был во главе труппы с 2009 года. Новым руководителем пермского балета назначен Антон Пимонов.

Сообщение об уходе Мирошниченко появилось в тот момент, когда труппа находилась в отпуске. Причина – туманные «по личным обстоятельствам». Но видимо решение было принято давно. Слухи об уходе Мирошниченко ходили около года, когда из театра ушел его соратник Теодор Курентзис. Он помогал Мирошниченко руководить театром с 2011 года.

Примечательно, что смена руководства в пермском театре происходит на фоне решений о реконструкции исторического здания и строительства второй суперсовременной сцены.
 
Алексей Мирошниченко – легендарный балетмейстер для Перми. Из 47 постановок – 20 его. В 2016 году журнал Dance Europe назвал Пермский балет (наряду с балетом Мариинского театра) лучшими танцевальными компаниями года, а Алексея Мирошниченко — лучшим руководителем 2016 года. Его знаковые балеты – современные версии «Золушка» («Золотая маска – 2018»), «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Уход такого руководителя для театра - серьезная потеря. Надеемся, что новый худрук Антон Пимонов сможет поддержать высокую планку пермского балета.

Продолжаем рассказывать о конфликтах худруков и актеров в театрах. Битвы за храмы искусства разгораются нешуточные.

Театр на Малой Бронной.
Интересная ситуация с этим театром, где худруки надолго не задерживаются. Конфликты между руководством и труппой сопровождают этот театр с 1980-х. Кто только не был его главным режиссером - Дунаев, Лазарев, Яшин, Женовач, Житинкин, Дуров, Трушкин, Голомазов. В среднем они менялись каждые два года, не находя общего языка с труппой. Леонид Трушкин ушел через год и так сказал о театре: " Дело в том, что я не могу быть здесь полезным — меня пригласили к «больному», но «больной» оказался «покойником». Театры, к сожалению, как и люди, умирают."

После него с 2010 года Сергей Голомазов "воскрешал покойного" - новые постановки были популярны, на некоторое время у театра началось возрождение. Он даже вошел в десятку лучших в Москве. Но с 2013 года начался конфликт с труппой, они жаловались, что в спектаклях задействована в основном молодежь. Этот конфликт привел к уходу Голомазова, и с 2019 году назначен новый худрук - Константин Богомолов. Он привел за собой много новых режиссеров и актеров. После недавнего конфликта в МХТ Чехова, скорее всего, к команде Богомолова примкнет еще много новых лиц. Посмотрим, что удастся сделать ему. Сейчас здание театра на ремонте, а в репертуаре уже есть интересные премьеры.

Театр на Таганке тоже пережил немало конфликтов.
Основатель и самый известный худрук Таганки - Юрий Любимов. Ему театр обязан популярностью и репутацией авангардного. Но эта острота спектаклей привела к его увольнению в 1983 году и лишению гражданства. Назначенный Анатолий Эфрос (кстати пришел после конфликта в Театре на Малой Бронной) не полюбился труппе - они объявили ему бойкот. В 1989 году  в театр вернулся Юрий Любимов.

Перестройка отразилась на судьбе Таганки - часть актеров из-за непонимания в 1993 году ушла и основала свой театр «Содружество актеров Таганки». Между двумя театрами выросла "стена". В 2010 году у Любимова возник конфликт с труппой, так как он хотел перевести всех на новый тип контрактов, в итоге ему пришлось уйти из театра. После него улаживал конфликт Валерий Залотухин. Часть постановок Любимова сняли с репертуара, часть он сам запрещал играть. С 2015 году театром руководит Ирина Апексимова. Она пытается сохранять авангардный статус театра. Ситуация на Таганке постепенно налаживается.


Рецензии