Зазеркалье, гл. 26. Послесловие Вероники

     – Будущее укрыто даже от тех, кто его делает... – задумчиво повторила Вероника заключительную фразу романа и встав из-за стола подошла к окну, за которым вместо бескрайнего простора полей уже успели вырасти корпуса новых многоэтажек.

     – Все меняется... А в моем романе разве не так? – вздохнула она. - Я хотела, чтобы Петру, в награду за боль и тяготы войны, были подарены нежданная встреча, а с нею - любовь, счастливая жизнь. И что же? В сюжете все так сошлось, что я вынуждена была убить главного героя. И ничего с этим поделать было нельзя – забрав однажды, война больше не отпустила его. У жизни свои законы и они совсем не согласуются ни с нашими мечтами, ни с нашими желаниями. Тем более, с фантазией автора.

     Зинуля, пройдя сложный путь духовного перерождения, превратилась едва ли не в одного из самых ярких персонажей.
     Андрей изначально мыслился лицом случайным, эпизодическим, однако вопреки моему желанию занял в романе главенствующее место.
     Дмитрий, военный разведчик, воин, вдруг раскрыл неожиданные для всех грани своей души и едва не уничтоженный войной талант незаурядного музыканта, покорив этим сердце Анны...
     Анна... В ее судьбе отразилась и моя, и одновременно не моя, вымышленная жизнь. Это Анна совершила в романе поступок, на который оказалась неспособна тогда, давно, в своей жизни я – Вероника. Анна спасла и утешила в смертной тоске старика, который так был похож на моего деда Евдокима, о котором много лет назад, в юной жизненной круговерти так мало думала я...

     О ком же хотелось мне рассказать? О своей героине Анне или о себе? – задала она вопрос своему отражению в зеркале. – Две судьбы в романе переплелись неожиданно настолько тесно, что отделить их друг от друга вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь мои герои, все без исключения, действовали так, как действовала бы и я сама в предлагаемых обстоятельствах, проживая жизнь того или иного персонажа. Каждый писатель, в конце концов, пишет и о себе, не только наделяя героев некоторыми своими качествами, но попутно открывая и в себе самом нечто новое, ранее неизведанное.

     По мере написания, герои мои преображались, облекались в дух и плоть, пока вдруг судьба, уготованная для них моим воображением, совершенно не перестала согласовываться с их характерами. И они стали жить, руководствуясь своей собственной логикой, а не логикой придуманной для них мною. Да и весь сюжет перевернулся с ног на голову. Упорно не желая подчиняться первоначальному замыслу, мои персонажи дружно устроили «бунт на корабле». Планы, планы... Разве можно предвидеть, что ждет тебя за следующим поворотом, предвидеть где, когда и как завершится твой жизненный путь?
     Предвидеть... О, нет, конечно же, это невозможно. Неизбежно произойдут какие-то события, способные до основания разрушить все планы и увести тебя в совершенно непредсказуемом направлении. Так произошло и с моими героями.

     Веронике подумалось, что если бы герои романа в точности следовали движению ее «дирижерской палочки», ни на шаг не отступив от предназначенного для них пути, дойдя в конечном итоге до заранее предначертанной им судьбы и развязки, то роман превратился бы в мертворожденное, неживое повествование. В этой «сконструированной» истории не осталось бы живого дыхания жизни, а один лишь перенесенный на бумагу авторский вымысел.
     – Да, герои моего романа весьма превзошли автора... – иронически хмыкнула Вероника, – вежливо поблагодарив за свое рождение, они отвели ему скромное место наблюдателя за тем, как ведут себя настоящие, живые люди. Люди, которым так часто приходится делать нелегкий выбор, совершенно не ведая, что ждет за очередным поворотом судьбы.

     И вот ведь в чем дело – пока я описывала некие вводные жизненные обстоятельства своих персонажей, сюжет развивался послушно следуя моим намерениям. Однако недолго. И причина столь недолговечного послушания была видимо в том, что следовала я именно «намерениям», а не четко продуманному плану. Не были мною спланированы заранее ни развитие действия, ни кульминация, ни развязка, ни эпилог. А ведь таковы правила.
     Но правила придумывают люди, мало того, из любых правил всегда есть исключения.
К тому же, как говорила австрийская писательница Мария Эбнер Эшенбах: «Исключения не всегда подтверждают правило – они могут предвещать другое, еще никому не известное правило» – усмехнулась Вероника.

    «Роман – это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы» – так писал Стендаль. Но так ли это? Всегда ли правдиво отражение? Вряд ли... Ведь оно может лгать. При желании можно так расположить источник света, что отражение лица будет выглядеть прекрасным, или же напротив – уродливым. А дорога с непролазной грязью и лужами, в свете луны покажется волшебной тропой покрытой блестящими самоцветами.
Или вот хотя бы сейчас... – Вероника прошлась по комнате и вновь остановилась у зеркала.

      – Что же вижу я здесь? – пристально вгляделась она в своего двойника, - себя? Но тогда где же главное – мои мысли, чувства, моя душа, наконец? В зеркальном отражении передо мной лишь их обертка, пустой фантик. А где же я настоящая?

     Вот и разгадка, – осенило ее, – настоящая правда – она «за зеркалом»! Она внутри меня, разглядеть ее можно лишь в моих поступках и в том, как отражаются их последствия на судьбах других людей. В том числе и на моей собственной.

     Да, настоящая правда за зеркалом... – еще раз повторила Вероника. Она вдруг вспомнила, как терзался когда-то один ее близкий друг мыслью о невозможности понять себя, как настойчиво пытался разрешить извечную загадку – где же он настоящий, где заканчивается его «я» и начинается «я» другого человека.
     В эту минуту ей показалось, что сейчас она как никогда близка к ответу на этот вопрос. Окинув мысленным взором судьбы своих литературных героев, она всем своим существом ощутила неразделимую связь с ними и поняла, что великое множество самых разных «я» не может существовать друг без друга. В соприкосновении этих миров рождается всё – и низменное, и великое, разгораются войны, или расцветает жизнь.

     – И все это зависит от степени развития души. Так произошло и с моими литературными героями, – глядя в глаза своему отражению, проговорила она вслух. – Вот и получается, что главная цель жизни каждого из нас – стремление к совершенству.

     Ей вдруг стало понятно, отчего герои ее романа, для которых казалось бы заранее была предопределена дальнейшая судьба, вышли из повиновения и выбрали для себя совершенно иные пути. Нет, они не стали другими людьми, однако пройдя через множество жизненных испытаний каждый из них раскрыл в себе неожиданные и доселе неведомые даже ему самому грани души.

     Каждый человек ежесекундно, ежечасно становится перед выбором – каким путем идти. И ветвятся, ветвятся варианты наших судеб, подобно стремящимся ввысь молодым побегам.

    – Вот оно, «дерево решений», как назвали бы это математики, – улыбнулась Вероника своему отражению в зеркале, – а если говорить о человеческих судьбах – «дерево вариантов и возможностей». Подобно этому ветвистому «дереву», герои моего романа неуклонно стремились ввысь, создавая прекрасный сад судеб, наполненный ароматом подлинной жизни. А ведь именно о подлинной жизни мечтает написать каждый стремящийся к правде автор.

     От этой мысли, в душе Вероники что-то неуловимо переменилось – ушло беспокойство, озабоченность будущим, явилось доверие к жизни. И с легкой душой проводила она в далекий и неизведанный путь своих героев, зная, что когда-нибудь обязательно вновь встретится с ними.
                КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ

Начало третьей части ОБНЯТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ
http://proza.ru/2022/02/10/1063

Предыдущая глава http://proza.ru/2021/07/05/1061


Рецензии
Любой настоящий роман есть живое «дерево вариантов и возможностей». Иначе - он лишь авторская "конструкция", схема. "Зазеркалье" - именно живое, настоящее и потому захватывающее повествование. Оно не отпускает тебя и после того, как перевернута последняя страница. Ты сжился, сроднился с его героями и они стали частью твоего мира.

Еще совсем почти ребенком я прочитал "Отверженных" Виктора Гюго. С тех пор не перечитывал. Мало что осталось в памяти из подробностей, имен и конкретных фактов. Но сами образы, дух, переживание происходящего живут во мне по сей день. В какой-то мере этот роман сделал меня таким, какой я есть сегодня. Наряду с другими оставшимися со мной книгами.

Почему я это говорю? Потому что Ваши "Отражение в зеркале" и "Зазеркалье" тоже останутся с читателем, поселятся в его душе, даже если забудутся какие-то подробности и имена. А это значит, что у романа есть живая душа. Очень хотелось бы, чтобы к ней прикоснулось как можно больше людей.

Спасибо, Светлана, за Ваше замечательное творчество.

Дмитрий Новиков Винивартана   10.01.2022 21:31     Заявить о нарушении
"У романа есть живая душа"... Дмитрий, эти Ваши слова для меня высшая награда!
Ведь роман не был сочинён, или придуман, он был выстрадан и рождался так, как рождается дитя - в муках и в радости.
Теперь он ушел в свободное плавание, унося с собой частичку моей души. И мне, как Вы написали выше - "Очень хотелось бы, чтобы к ней прикоснулось как можно больше людей".
Спасибо за то, что это сделали Вы, Дмитрий! Спасибо за высокую оценку!

Светлана Лескова   11.01.2022 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.