Бхагавад-гита. Глава 5. Стихотворный перевод

Глава 5
Йога Отрешения

Арджуна сказал:

Отрешение от действий
восхваляешь Ты, о Кришна,
также йогу превозносишь.
Лучше, что? Скажи мне прямо.

Шри Бхагаван сказал:

Отрешение и йога
к высшему ведут блаженству.
Но из них двух йога действий
отрешенье превосходит.

Должно знать, в том, кто отрёкся,
ненависти нет, желанья,
двойства нет, Могучерукий.
Счастлив от оков свободный.

Что отличны друг от друга,
глупый говорит, не мудрый.
Тот, кто одного достигнет,
плод получит их обоих.

Отрешеньем достигают
той же цели, что и йогой.
Кто единство это видит,
тот воистину провидец.

Истинного отрешенья
трудно достигать без йоги.
Погрузившись в йогу, мудрый
Брахмана достигнет вскоре.

Йогой кто себя очистил,
покорил себя и чувства,
тот, чья суть со всем едина,
действиями тот не связан .

Не считает, что он видит,
слышит, нюхает и ходит,
прикасается и дышит,
спит и говорит, вкушает,

отдаёт и принимает,
глаз открывши, закрывает, –
укрепившись в йоге, знает:
орган чувств с предметом связан.

Тот, кто в Брахман направляет
действия, без притязаний,
тот грехами не запятнан,
как вода не мочит лотос.

Телом, разумом и мыслью,
органами чувств свершают
йоги действия во имя
чистоты, отринув связи.

Йогин , кто плоды отринул,
шанти  – высший мир – обрящет;
а иной к плодам стремится –
он своим желаньем связан.

Кто отрёкся от деяний,
в высшем счастье пребывает
он в девятивратном граде , –
не причина, не вершитель.

Ни деяний, ни последствий
не создаст Владыка мира.
Не связует дел с плодами;
это делает природа.

Грех ничей не принимает
Всемогущий. Благость тоже.
И неведеньем покрыто
знанье – в заблужденьи люди.

Тот, неведенье кто знаньем
о себе сумел разрушить,
того знание как Солнце
озарит, и То  проявит.

То познав, в себе увидя,
утвердясь, к Тому стремяся,
безвозвратно он уходит,
знаньем все грехи развеяв.

Знаньем, скромностью украшен,
в брамине, слоне, корове,
в том, собак кто ест, в собаке
видит он одно и то же.

Круг рождений прекращают
в этой жизни, чей ум ровен.
Брахман – без вины, волнений.
Потому в Нём пребывают.

Не ликует, достигая,
не тревожась в неприятном,
сам в себе, вне заблуждений,
зная Брахман, в Нём прибудет.

К внешнему кто не привязан,
в Атмане  находит счастье,
с Брахманом внутри единый,
счастьем вечным тот наполнен.

Наслажденья от касаний
внешнего – источник бедствий –
преходящи, Каунтейя.
Им не радуется мудрый.

Кто способен побужденья
одолеть желаний, гнева,
прежде чем покинуть тело, –
йогин, человек счастливый.

Изнутри себя кто счастлив,
наслаждаясь, озарённый,
этот йог Брахмо-нирвану ,
Брахмо-бытие достигнет.

В Брахмо бытие имеют
светлые, без загрязнений,
без сомнений, кто устойчив,
кто для всех желает блага.

Без желаний и без гнева,
благостны, чей ум обуздан,
те близки к Брахмо-нирване,
кто в себе себя постигли.

Чувства к внешнему отринув,
взгляд к бровям своим направив,
уравнявши вдох и выдох,
проходящие сквозь ноздри;

так удерживая чувства,
ум и разум, подвизаясь,
без желанья, страха, гнева,
навсегда свободным станет.

Я – итог всех жертв, обетов ,
всех миров Я Повелитель,
в каждом сердце пребываю.
Знай Меня – покой обрящешь .


Рецензии