Об умении дагестанцев прощать

В минуты удачи,
В часы торжества
О чём наши мысли, слова?
О Родине.
Кто связан и счастьем с тобой,
И бедой –
Тому и во тьме
Ты сияешь звездой,
О, Родина…

                Р. Гамзатов

Люди с древнейших времён отдавали жизни и здоровье ради защиты родных краёв, ценили интересы Родины выше личных пристрастий. Ведь Родина – это не просто слово. Родина или же Отечество, как мы иначе её называем, – это то, что нас сближает с далёкими предками, что объединяет с современниками, что предрекает нашу родственность с будущими поколениями. Поэтому для нас, дагестанцев, связь с Отчизной, с тем, что напоминает нам о нашем детстве, юности, взрослости, чрезвычайно дорого. Истинный патриот легче расстанется с собственным здоровьем и жизнью, чем допустит, чтобы кто-то причинил боль родной земле.
Французский писатель, мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо писал: «Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан – дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста».
Философ Жан-Жак Руссо был прав, чтобы вырастить из маленьких граждан патриотов, нужно направлять их по пути любви к родному краю с детского возраста. А дагестанцы считают себя истинными гражданами своей земли, сынами своей Отчизны. А потому мудрые аксакалы Страны гор делали и делают всё возможное, чтобы в республике росли патриоты своего края, чтобы не возникали межэтнические конфликты, а если они возникнут, чтобы не приводили к разрыву добрососедских отношений, к неоправданной мести. Чтобы не допустить неприязни между земляками и сохранить мир на родной земле, аксакалы учат подрастающее поколение не действовать слепо чтобы из-за своей слепоты не краснеть перед окружающими людьми; преодолевать в себе чувства эгоизма, чтобы не допускать поспешных поступков.
Вот пример из жизни мудрых дагестанцев, которым удалось предотвратить затяжные конфликтные ситуации.
«Горянка-мать, у которой в автокатастрофе погиб сын, обняла молодого парня, скорбящего по поводу смерти ее первенца, и прошептала: «Акай, не вини себя в том, что погиб мой сын. В этой катастрофе вместе с моим любимцем мог погибнуть и ты. Но тебе не суждено было погибнуть. Погиб мой Салман – это судьба. Хотя и был за рулём во время автокатастрофы, ты моему сыну зла не желал, намеренно не сделал ничего, чтобы он погиб. Вы вместе росли, дружили, вместе работали, вместе мечтали на свадьбах танцевать. Что же делать, если не суждено мне сыграть свадьбу моему Салману. Аллах подарил мне сына, Аллах помог мне его, сироту, вырастить, сосватать за него невесту. Аллах же забрал его у меня в самом цветущем возрасте... Оттого что ты истязаешь себя, мне сына уже не вернуть… Нужно иметь мужество, чтобы достойно принять удары судьбы».
Американский писатель Марк Твен писал: «Люди, у которых свое горе, умеют утешать других». Дагестанцы, пережившие не одно горе, воспринимают чужие горести близко к сердцу. И, как никто другой, понимают, что жизнь быстротечна и не предсказуема, поэтому справляются с горем и сами, и учат справляться с ним других. 

***
Другой пример из поступков мудрых дагестанцев. «Подросток, спрятавшись за стогом сена, решил тайком от отца прикурить сигарету. Брошенная спичинка опалила близлежащие былинки. Язычки пламени быстро перекинулись к стогу сена. Как известно, сухое сено даже при лёгком ветерке зажигается мгновенно. Воспламенившийся огонь охватил соседскую веранду. А дальше по электрическим проводам от огня запылал и весь дом. Пока пожарники добирались из райцентра до высокогорного села, соседи своими силами стали тушить огонь, заливать водой вынесенную во двор обугленную мебель, ковры, одежду. 
Узнав о беде, владельцы дома примчались с сенокоса, но было уже поздно. Хозяин дома, увидев закопченные стены недавно построенного дома, в ярости кинулся с лопатой в руках на виновника несчастья. 
Хозяйка дома преградила ему путь: «Ради Аллаха, пощади его родителей: Таллан у них – один-единственный и долгожданный сын! Не делай их несчастными!»
Это ли не образец благородства и высочайшей силы воли! Той силы воли, которая не дала пробиться вражде между соседями!

***
Дагестанским матерям дороги дети, чьими они ни были. Дороги, как свои родные, так как природное чутьё им подсказывает, что никто не застрахован от ошибок, никто не может предвидеть будущее. Поэтому любая рассудительная мать, любая разумная женщина старается не допустить беды в настоящем и избежать её в будущем. 
Вот третий пример из бытия мудрых дагестанцев.
Два друга – два соседа поссорились из-за неразделенной любви. Ссора переросла в драку, а драка – в поединок.
– Я тебя, поддонок, на куски разрежу, – размахивая кинжалом, – кричал Шакир.
– Если только сможешь, – ловко уворачивался Шарип, будто собирался биться не на жизнь, а на смерть. – Только попробуй!
Вдруг широкоплечий Шарип стал притеснять высокорослого Шакира. Казалось, вот-вот прольётся чья-то кровь, вот-вот слетит чья-то горячая голова.
Увидев подобные драки, родственники противоборствующих сторон обычно заступаются за своих близких, видя виноватых в их недругах. Но между дерущимися юнцами протиснулась дородная горянка, загородила своим телом туловище Шакира – противника сына – и взмолилась:
– Сынок, остепенись! Не трогай его!
– Мама, уйди: он оскорбил мою честь! Такое оскорбление смывают только кровью.
– Можно, сынок, смыть любую обиду и без крови. 
– Мама, не чуди, уйди с дороги!
– Нет, сынок, не уйду. Пока я жива, не допущу, чтобы ты хотя бы царапину нанёс своему бывшему другу.
 – Мама, за что ты защищаешь его? Он же меня, твоего сына, оскорбил…
– Всё равно, сынок, остановись!  Я не хочу, чтобы его родственники страдали так, как страдала бы я.
– Я всё равно убью его!
– Сынок, сначала убей меня. Только через мой труп доставай своего друга…
Глядя на неумолимую мать, молодой парень понемножку утихомирился. Успокоившись, он вложил кинжал в ножны. Виновато улыбнувшись, он обнял маму и прошептал:
– Спасибо, мама, за мудрый поступок: я был неправ. Добиваться взаимности, когда твой обожатель влюблён в другого человека – неразумно. Насильно мил не будешь.
***
 Самые непоправимые ошибки у людей случаются в минуты недальновидной горячности, если говорить языком юристов, в состоянии аффекта. Хорошо, если человек может не терять рассудка в минуты гнева.
Конфуций писал: «Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии».
Да, Конфуций был мудрым мыслителем. Но неписанные дагестанские традиции не менее мудры. Они советуют: «Прояви доброту и к своему недругу, и он сожалеет о причиненных тебе неприятностях. Ищи пути примирения к сердцу того, кого ты ненароком обидел. Постарайся понять и своего обидчика».
Подобные неписанные традиции помогали дагестанцам, подавить в себе гнев, не устраивать резню или побоища. Народная мудрость Дагестана гласит: «Твори добро и здоровайся и с тем, кто с тобой поссорился. Если после трехкратного твоего приветствия он не ответит приветствием, только тогда ты вправе сказать, что сделал все возможное, чтобы восстановить мосты к примирению».
На самом деле, умение дагестанцев прощать, их навыки учитывать чужое мнение, их способность логически мыслить помогали предотвратить многие надвигающиеся беды.
Вот ещё пример из жизни дагестанского народа, когда мудрые аксакалы Страны гор проявляют выдержку и силу воли, чтобы не накалить напряжённую обстановку ещё больше.
«Казим на старости лет решил научиться водить машину. Однажды он, не управившись с тормозами, наехал на соседскую деревянную ограду.
Услышав резкий скрип поломанных досок, Ахират, хозяйка дома, в ужасе развела руками и стала проклинать незадачливого водителя:
– Чтобы ты сдох, старый хрыч! Чтобы ты сорвался с обрыва в пропасть! Если не можешь отличить дорогу от ограды, зачем садишься за руль?
Казиму стало неловко из-за случившегося, он отремонтировал ограду соседки, извинился перед ней.
Вскоре с командировки вернулся Ризван, сын Ахират. Обмывая в кафе своё возвращение и покупку нового КАМАЗа, парень напился с друзьями.
Доев всё, что было подано на стол, забрав недопитые бутылки с собой, он сел за руль КАМАЗа. Доезжая до дома, он расслабился и, поглаживая живот, похожий на бурдюк, наполненный сывороткой, уснул за рулём.
Огромная машина, предоставленная сама себе, поехала по инерции и с грохотом снесла стену летней кухни Казима.
Пожилой горец, вспомнив проклятия соседки в его адрес и, увидев горянку, выбежавшую в безумном страхе за сына, улыбнулся:
– Мы с тобой квиты, Ахират. Теперь, если сможешь, попробуй проклясть своего сына, виновника аварии».
Прекрасно, если человек может без раздражения воспринять причинённый ему ущерб, ибо неизвестно, какой сюрприз преподнесёт человеку судьба, от каких непредвиденных действий пострадают окружающие его люди.
Гениальный французский писатель и географ Жюль Верн писал: «Жить означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом, создавать свое человеческое достоинство».
Это правда. Жизнь состоит не только из одних радостей и счастливых минут. Детям и взрослым в жизни приходится и огорчаться, и решать нелёгкие проблемы. При этом им не раз доводится ссориться и мириться. И всё же люди, желающие оставаться людьми, сохраняют свою совесть в чистоте, не причиняя боли таким же людям, как и они сами. 
Не зря дагестанские мудрецы наставляют подрастающее поколение: «Что бы в жизни ни случилось, горцы должны прощать друг другу и не причинять другим боль, так как конфликты, ссоры или драки, возникшие по соседству однажды, порождают новые конфликты и вражду. А от вражды одни беды». 
«Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий – это понимание врагов, потому что понимание – разом прощение, оправдание, примирение», – писал русский писатель и публицист Александр Иванович Герцен. Дагестанские мудрецы тоже наставляют: «Нужно прощать и недружелюбных соседей, если не хочется наживать врагов», потому что недружелюбие спит до поры до времени, а потом, словно вулкан, способно извергаться и лавинами уничтожать всё на своём пути.
Эрнест Жозеф Ренан писал: «Люди гораздо меньше ошибаются, когда сознаются в своём незнании, чем если воображают себя знающими всё то, чего они в действительности не знают».
Дагестанские аксакалы советуют молодым, помнить о том, что умение держать себя в руках, выработанная годами, сила воли, развитая в повседневных тренингах, помогают человеку, предотвратить зло и устранить необходимость горько раскаиваться.
Создатель трактата «Рассуждение о науках и искусствах» Жан Жак Руссо писал: «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку».
А дагестанские аксакалы рекомендуют помнить о том, что быть гуманным – обязанность каждого человека, потому что люди – самые благоразумные создания природы, которым нужно соблюдать традиции родного края и считаться с изменениями, происходящими в мире вместе с изменчивым временем. 
Великий русский мыслитель Михаил Пришвин писал: «Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше».
Таковы и горцы-аксакалы, проживающие в Дагестане. Вот пример, свидетельствующий об их мудрости.
«У горца-аксакала спросили:
– Скажи-ка, уважаемый Магомед, есть ли у тебя радость в жизни: ты похоронил жену и детей, у тебя почти не осталось друзей. В тягость ли тебе такая одинокая жизнь?
Старец ответил:
– Жизнь никогда и никому не бывает в тягость до тех пор, пока он чувствует, что нужен людям.  Да, я вынес много горя, но есть и у меня своя радость. Радость от того, что живу на свете не зря. Например, позавчера мне удалось помирить поссорившихся соседей-молодоженов – их трогательная благодарность за советы переполняют сегодня мою душу.
Вчера мне удалось утешить скорбящего знакомого, потерявшего сына. Его признательность за наставления воодушевляет и меня.
А сегодня приласкал сирот, подарив им обновки. Их безмерно счастливые лица побуждает меня помогать близким и дальним родственникам. Пока могу радовать горемычных, подавать руку помощи изможденным, кормить беззащитных голодных животных, я чувствую себя нужным человеком на земле.
Окружён ли человек многочисленными потомками или обделён ими, он может жить полноценной жизнью, если к нему приходят люди за советом, за решением своих насущных проблем. Раз я ещё нужен людям, раз тянутся они ко мне, я не почувствую себя одиноким.
А бездушный человек – это другое дело. К черствому человеку люди при его жизни забывают дорогу. Возможно, человек, позабытый близкими по духу и крови людьми, чувствует себя отвергнутым или сиротливым, но не я».
Возможность дарить людям радость, не жалеть доброты, проявлять собственное благородство доставляет человеку высшую радость. Жизнь любому человеку дорога до тех пор, пока он способен пробуждать в душах окружающих людей дремлющие чувства великодушия.
Ф. Э. Дзержинский писал: «Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выро-дившимися, слабовольными эгоистами». Тому немало примеров и в жизни Республики Дагестан. Вот один из них.
«Старая мать, возвращающаяся с магазина, катит тачку с мешком муки. Встречные знакомые сочувствуют ей:
– У тебя же дома есть молодые сыновья. Что же ты не попросишь их помочь тебе?
– Им стыдно перед знакомыми людьми катать тачку, как когда-то стыдно было их отцу – ходить на водопой с ослом. Сыновья – уже не дети. Они видят, что их сверстники разъезжают на иномарках, а у них пока нет личного транспорта. А мне такая работа привычнее. Я не люблю утруждать кого-либо, если могу обойтись без посторонней помощи».
Мать – всегда мать. Но аксакалы, учитывая традиции народов Дагестана, советуют: «Нужно стесняться не работы на виду у знакомых людей, а своей бездушности в отношении самого святого существа – матери. Ей нужно предлагать помощь, если даже она в ней не нуждается.
В хорошем ли мама самочувствии или плохом, она всегда большую часть забот по дому берёт на себя, оберегает детей от трудностей, старается сделать всё возможное для их счастья. Не замечать её забот, не отвечать ей взаимностью за все её хлопоты, не облегчать ей жизнь –  неблагодарное дело.
Заботясь о матери, мы не столько подаём ей руку помощи, сколько помогаем сами себе, формируя в себе благородные чувства признательности. Чем больше мы заботимся о родителях, тем больше хороших примеров мы подаём своим детям».
В Дагестане шутят: «Вырастить десять детей легче, чем поставить на ноги одного-единственного ребенка в семье». Если в семье подрастает единственный ребенок, все внимание окружающих людей обращено к нему, единственному. Все заботы и хлопоты, все затраты и почести посвящены ему. Таким образом, иной ребенок в силу своей исключительности вырастает или вундеркиндом, перед которым с детства стоит цель: сделать карьеру; или же он, один-единственный ребенок, становится эгоистом, циничным индивидуалистом.
А у ребенка же, подрастающего в многодетной семье, больше развиты чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки. Где крепки родственные узы, где нет места всепоглощающему эгоизму, где развито умение и желание жертвовать (в допустимой мере) своими интересами ради счастья близких людей, там и высока взаимоподдержка.
Несомненно, не бывает правил без исключений. И в семье не без урода, как говорится в русской пословице. В любой семье может быть недопонимание между разными поколениями или членами семьи. У любого народа могут быть свои отщепенцы и представители, достойные самого искреннего восхищения. А потому дагестанские аксакалы рекомендуют подрастающему поколению жить в атмосфере коллективизма, дружелюбия и умения жить интересами общества. Человек, умеющий в трудную минуту подставить плечо другому, уверенный в том, что может опереться в такую же минуту на плечо другого, не может быть одинок или несчастлив.   
Великие мыслители древности предлагали своим последователям самые простые и в то же время верные способы выхода из конфликтной ситуации. Вот одно из изречений из знаменитого сборника «Стезя добродетели»: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого». Поэтому дагестанские старцы учат наследников избавлять себя и близких от ситуаций, которые могут в дальнейшем помешать спокойному течению жизни.
Много ли надо человеку, чтобы на его душе было легко? Наверное, немного: всего лишь доброжелательность, искреннее желание оставаться человеком. Ведь даже сочувствие, выраженное от души, способно сотворить чудо: оно может снять с души человека тяжесть его горя, развеять его сомнения в мирном решении его проблем, обнадёжить его, верить в могучую силу слова. А сочувствие больше всего мы встречаем в семье, в кругу близких по крови и духу людей. Зная об этом, аксакалы Дагестана всегда наставляли молодое поколение: «Человек, создавший семью, несёт ответственность за каждый миг совместной жизни. Муж, любящий жену, не омрачит её лица. Отец, любящий своих детей, не подаст им плохой пример. Сын, любящий своих родителей, не заставит их опускать головы из-за непристойного поведения. Человек, чувствующий себя Человеком, не запятнает свою честь».


Рецензии
Уважаемая Айша!
С интересом, соглашаясь с каждым словом, прочитала Ваш труд.
В каждой фразе - наука, как правильно жить. Велика мудрость народа гор, велика в целом мудрость всех народов Земли, велика мудрость религий, учений, и мы читаем, читаем, соглашаемся, но - увы - как мало из нас живёт по этим правилам.
"Много ли надо человеку, чтобы на его душе было легко?" - спрашиваете Вы и отвечаете, что немного. Да, когда жизнь висит на волоске, то ничего из того, что волновало прежде, не имеет никакого смысла.
Очень хорошая статья, много мудрых мыслей и советов, примеров из жизни, что вздрогнула, прочитав и подумала, а ведь всё верно. Ничего нового, но нам надо постоянно помнить, что ты - Человек! И перечитывать подобные работы.
Спасибо. Мне очень понравилось, как Вы написали.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   28.07.2021 12:05     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за отзыв. Рада тому, что соглашаетесь с каждым словом.
Вам творческих успехов!

Айша Курбанова 3   28.07.2021 18:45   Заявить о нарушении