Дочери А. С. Пушкина -Судьбы..

Н.А. Пушкина -дочь поэта - история  жизни


23 мая (4 июня) 1836 года на своей даче на Каменном острове (это исторический центр Петербурга в дельте Невы), супруга Александра Сергеевича, Наталья Гончарова, родила дочку, Наталью Александровну Пушкину.

Таша так и не узнает своего отца – Александр Сергеевич погибнет на дуэли, когда ей будет всего лишь восемь месяцев и шесть дней от роду.

Незадолго до кончины поэта, Наталья Гончарова, по просьбе мужа, приведёт к раненому супругу всех детей, держа на руках маленькую улыбающуюся Ташу, дабы он мог благословить их.

Это благословление будет последней прижизненной встречей великого поэта со своими детьми.



В 1841 году опека над имуществом и детьми Пушкина, назначенная императором Николаем I, выкупает у сонаследников Михайловское, и в том же году Наталья Николаевна с детьми и своей старшей сестрой, Александрой Николаевной, едет в принадлежавшее теперь только её семье имение Пушкиных.

В Петербурге дружескую «опеку» Наталье Николаевне и её детям (и здесь тоже не обошлось без «нежных» чувств) всесторонне оказывает князь Вяземский Пётр Андреевич. Его «забота» будет продолжаться вплоть до замужества Гончаровой с генералом Ланским в 1844 году.

Водились Пушкины с царями или история младшей дочери великого поэта (часть 2) Александр Сергеевич Пушкин, Нассау, Длиннопост
Так что же наша Таша?



Наталья Александровна выросла в семье Ланских, получив прекрасное домашнее воспитание.

Во время венчания её матери Натальи Николаевны с генералом Ланским, она, будучи восьмилетним ребёнком, знакомится с 16-летним сыном главы 3 жандармского отделения Николаем Орловым. Дети подружатся, а когда Таша подрастёт, то молодой человек сделает ей предложение руки и сердца. Наталья с радостью примет его, так как и сама была влюблена в Орлова. Но, союзу двух юных сердец не суждено было свершиться - их свадьбу расстроит отец жениха, посчитав такой брак мезальянсом (неравным) и недостойным его сына.


(фото: граф Николай Орлов  и Наталья Пушкина)

Водились Пушкины с царями или история младшей дочери великого поэта (часть 2) Александр Сергеевич Пушкин, Нассау, Длиннопост
И что в итоге?



А в итоге, учитывая, что Наталья Александровна унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его вспыльчивый, страстный и гордый характер, то уже 18 февраля 1853 года, вероятно в порыве юношеского гнева и в отместку своему возлюбленному графу Орлову (да и всему этому несправедливому миру в целом, наверное), не достигнув еще и семнадцати лет, Наталья Пушкина обвенчалась с подполковником Апшеронского пехотного полка Михаилом Леонтьевичем Дубельтом.


(фото: Михаил и Наталья Дубельт)

Водились Пушкины с царями или история младшей дочери великого поэта (часть 2) Александр Сергеевич Пушкин, Нассау, Длиннопост
И аккурат через два года после замужества Натальи, 18 февраля 1855 года (вот же ж, других дат, видимо в истории не оказалось), после смерти своего отца - Николая I, на престол всходит Александр II.

Но коронация нового царя откладывается почти на полтора года – в России, как всегда, проблема… Как думаете с чем? Ну да, с ним… с Крымом, с чем же ещё! (вот уж извечный камень преткновения).

Россия в это время ведёт войну с Османской империей и её союзниками: Англией, Францией и Сардинским королевством (бывшее Савойское Герцогство, которое исчезнет с карты спустя 5 лет после этой Крымской войны, будучи «раздербаненным» и разделённым на части между Францией и Италией).

Лишь после подписания мирного (не очень лицеприятного для России, но в тот момент - уж лучше так) договора в Париже, было принято решение о коронации.

На коронацию были приглашены даже «вчерашние» враги, поэтому само мероприятие проводилось с особым шиком, размахом, роскошью - дабы поправить и без того пошатнувшийся (да какой там «пошатнувшийся» - просто рухнувший) престиж Российской империи на мировой арене.



(фото: коронация Александра II)
Водились Пушкины с царями или история младшей дочери великого поэта (часть 2) Александр Сергеевич Пушкин, Нассау, Длиннопост
И вот, 26 августа 1856 года, в Успенском соборе Московского Кремля, венчался на царство новый император государства Российского – Александр II, будущий царь-реформатор, отменивший в 1861 году крепостное право (для сравнения: крепостное право, например, в том же Люксембурге отменили также во времена русского князя Александра, но Невского, аж в 1241 году).

Кстати, по случаю коронации, были даже помилованы декабристы, а также участники польского восстания 1830–1831 годов (ну, кто смог дожить, конечно же).



Ввиду грандиозного размаха мероприятия, в числе приглашённых оказался и Николай Вильгельм Нассау, как представитель правящего дома Герцогства Нассау.



И вот, на балу в честь нового русского императора, его взгляд (а потом и сердце) прикуёт к себе молодая русская дворянка, черноглазая, кудрявая брюнетка – Наталья Александровна Пушкина-Дубельт, весело кружащая в танце.



Еле скрывая своё смущение, принц попросил представить его этой юной красавице и их взгляды встретились.



Да, это будет любовь с первого взгляда и на всю жизнь! С каждым новым танцем, с каждой секундой, что они проведут вместе в тот вечер – это чувство будет только усиливаться в их  молодых сердцах.



Не имея никаких шансов на взаимность от замужней женщины, после коронации, Николай Вильгельм вернётся в свои земли, к брату Адольфу, а Наталья Александровна… Наталья Александровна будет жестоко избита своим мужем, Михаилом Дубельтом, как женщина, опорочившая честь, проведя весь вечер с другим мужчиной, на глазах у всех. После этого «нравоучения» друзья и близкие Натальи Александровны отмечали, что на её теле были «…явные следы шпор сапог этого негодяя…»

Сама же Таша, впоследствии в своих мемуарах, напишет, что несмотря на разразившийся скандал, устроенный её мужем, она ни разу не пожалела о том вечере.

Дубельт…

Сейчас бы его окрестили «мажором» или представителем «золотой молодёжи» - сын начальника штаба корпуса жандармов, а затем и управляющего III Отделением канцелярии императора, Михаил Леонтьевич Дубельт, был человеком с очень тяжелым характером. Вседозволенность, распущенность и «крышевание» папеньки привели к естественному исходу - он делал долги, пил, кутил, бешено ревновал и избивал жену.

Брак с Дубельтом был с самого начала, с помолвки, странным и не предвещающим ничего хорошего.

Но, несмотря на всё это, он быстро продвигался по служебной лестнице: в 1856 году он был уже флигель-адъютантом, а в 1861 году после «удачного» усмирения крестьян в Ярославской губернии получил чин генерал-майора.

В этом же году, после пьяного дебоша Дубельта, когда он, схватив жену за волосы, жестоко избил её головой о стенку, Наталья Александровна, несмотря на восемь лет брака и уже троих детей, принимает твёрдое решение развестись.



Вместе с детьми она переезжает к своей тётке (сестре  матери), Александре Николаевне Фризенгоф (Гончаровой), в поместье её супруга – барона Густава Фризенгофа, служащего Посольства Австрии в России, в Бродяны (венгерский вариант) или Бродзяны (словацкий), расположенного на территории современной Словакии (сейчас там музей Пушкина). Там же находится и её мать – Наталья Николаевна.

Дубельт, изначально согласившийся на развод, неожиданно передумал и прибыл «в гости» к родственникам в Бродзяны, где и дал волю своему необузданному характеру.

Лишь «настойчивая» просьба барона Фризенгофа, подкреплённая кулаками его слуг, смогла убедить молодого дебошира в необходимости удалиться восвояси.



Начался длительный и унизительный для Натальи Александровны бракоразводный процесс, который негативно скажется не только на ней самой, но и на здоровье её матери. Современники Гончаровой утверждают, что именно с развода дочери, который дался тяжело для всей семьи Пушкиных, она стала постепенно «увядать».



Лишь в 1864 году Наталья Александровна получит «высочайшее соизволение» от русского императора о возможности свободно передвигаться и проживать отдельно от мужа (данный документ хранится в музее Пушкина). Да, это ещё не развод, но это разрешение позволяло начать строить себе новую жизнь.

Наталья Пушкина отправляется на поиски работы и нового дома для себя и своих детей, ибо возвращение в Россию невозможно, из-за неадекватных поступков Дубельта.



Перебиваясь случайными заработками, поискав пристанище и работу в Италии, Швейцарии, Франции и Австрии, она неожиданно получает приглашение посетить замок в Висбадене.


Приглашение… от него… Приглашение от красавца – немца, покорившего тогда, на балу у императора Александра II, её сердце.



Она не могла не поехать. Если голова и требовала отказаться от предложения (в конце концов, фактически, она ещё была женой Дубельта и носила его фамилию), то сердце… Сердце несло её прямо к нему. Отбросив в сторону предрассудки, Наталья приезжает в родовой замок Нассау в Висбадене, чтобы уже остаться там навсегда!!!



А вот и он…

Он всё знает. Всё!!!



Все эти годы… Все эти годы, не смея вмешиваться со своими чувствами в её непростую жизнь, когда она была чужой женой, он ждал и надеялся, он ждал ту единственную, отказывая соединять себя узами брака с другими красавицами известных домов и знаменитых фамилий.

И он дождался. Теперь, нет – прямо сейчас, прямо с этого момента, всё будет по-другому…

Они говорили весь день, глаза в глаза, не смея прикоснуться друг к другу, опасаясь нарушить атмосферу этого счастья. Их счастья…

А в конце беседы он, подавляя, насколько это было возможно, своё волнение, сделает ей предложение.

А она кротко ответит – да! Сто раз – да! Она заслужила свой кусочек счастья!

Шёл 1866 год.

Они больше не расставались… Никогда…



Бракоразводный процесс Натальи Александровны завершится 18 мая 1867.



Через год, в ночь с 1-го на 2-е июня 1868 года, в Женеве, появится на свет их первая дочь – Софья Николаевна, графиня Меренберг, будущая графиня де Торби и жена Великого князя Михаила Романова.



Но это ещё не всё для 1868 года.

1-го июля, в Лондоне, Наталья Александровна и Николай Вильгельм зарегистрируют свой брак по католическим канонам, а 19-го августа, в Женеве – по православным.



По замужеству, с Величайшего Позволения Прусского императора, семья Нассау дарует Наталье Пушкиной титул графини Меренберг, по названию фамильного замка близ Висбадена.



(фото: Наталья Меренберг с мужем Николаем Нассау;  графиня Меренберг Н.А. )

Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии» и символ русской литературы вообще, оставил после себя не только стихи, но и семью. Своих детей и жену он очень любил и, в отличие от многих великих творцов, считавших земные дела и быт низменными и недостойными, открыто признавал, что в семейной жизни обрел счастье. «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться», - писал поэт своему ближайшему другу Павлу Нащокину. Потомки Пушкина пошли разными путями. Сыновья стали военными, жизнь старшей дочери несколько не сложилась, но вот судьба Натальи Александровны, младшей, оказалась настолько яркой и неординарной, что впору только удивляться, как по ее жизнеописанию еще не сняли десятка-другого фильмов! Ей и посвящен данный очерк.

Маленькую Наталью в семье называли «Бесенок Таша». Веселая и озорная девчушка, с которой сложно было справиться взрослым, воспитывалась матерью и няньками. Отца она не помнила - ведь поэт умер, когда его младшей дочери едва исполнилось 8 месяцев. Образование девочка получила хорошее и к отрочеству отлично владела как немецким и французским, так и русским. В 16 Наталья закончила пансион и начала выходить в свет. И тут произошла первая катастрофа, коих в жизни ее еще будет немало. Девушка влюбилась в молодого Николая Орлова, графа, сына практически всесильного главы Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и шефа Корпуса жандармов А. Ф. Орлова. Говорят, что чувства ее встретили взаимность, но на пути к счастью молодых непреодолимой преградой встал могучий отец графа. Для него красота и искренность девушки значения не имели. Дочь какого-то сочинителя не могла рассчитывать на брак с Орловым! И глава охранки отослал сына за границу.

Я ВАС ЛЮБЛЮ, ХОТЬ Я БЕШУСЬ...
Видео удалено или не является публично доступным
Молодая Наталья Александровна

Надо сказать, что Наталья Александровна пошла в отца не только внешностью, но и характером. Гордая, страстная, непреклонная и порывистая, девушка никак не могла простить растоптанной любви - простить не только Орлову, но и обществу, допустившему подобное. И, в отместку всем, кто помешал ей, она приняла предложение Михаила Дубельта. Забавно, но отец его был генералом жандармского корпуса - а, значит, подчиненным отца Орлова! Как-то фатально не везло Наталье Александровне на отпрысков чиновников этого ведомства...

И мать юной упрямицы, и отчим - генерал Ланской - были в ужасе от такого ее шага и всячески пытались Наталью отговорить. Ужасаться было чему - Дубельт-младший был известен своим неукротимым нравом, а в совокупности с его страстью к картежничеству, можно было ждать беды. Целый год Наталью осаждали родственники, взывая к ее благоразумию. Однако в конце концов они сдались - аргументом послужила брошенная упрямицей матери фраза, что та желает «замариновать» ее, как сестру (Мария Александровна по меркам того времени вышла замуж очень поздно - в 28 лет).

Старшая дочь Пушкина, Мария Александровна

Брак молодых не задался с самого начала. Михаил не мыслил жизни без карт и часто проигрывался в пух и прах. 28 тысяч серебром - приданое жены - были им промотаны очень быстро, и в семье Дубельтов воцарились скандалы. Жену-красавицу жандармский сын ревновал бешено и не гнушался рукоприкладством. Однако даже в таких адских условиях Наталья Александровна не унывала, проявив потрясающую крепость духа. Как она, при таком-то муже, смогла успешно выносить и воспитать троих детей, образцово содержать дом, присутствовать на балах и не подавать виду - одному богу известно. Однако от матери Наталья скрыть ничего не могла, и горести дочери, говорят, стоили вдове Пушкина седых волос и здоровья. Тем не менее вечно такое длиться не могло. Брак супругов распался, причем неугомонный Дубельт не давал жене покоя даже за пределами России, гоняясь за ней по Европе. К счастью, и это прошло.

В Германии исстрадавшаяся Наталья Александровна наконец-то нашла покой, а чуть позже - и настоящее счастье. С принцем и настоящим дворянином - не только по рождению, но и по духу - Николаем Вильгельмом Нассауским она познакомилась еще когда ей было 20, в 1856 году. Брак не помешал их краткому роману, как не смогли затушить в Наталье чувства и те чудовищные скандалы, которые закатывал ей Дубельт, уже бывший тогда ее мужем, после отъезда Николая. И вот, спустя годы, принц и дочь Пушкина встретились вновь...

Принц Николай Вильгельм Нассауский

На этот раз ничто не мешало их счастью. Неравенство общественного положения, трое детей, бывший муж - всё это не имело для принца никакого значения. Морганатический, то есть неравный, брак Николая и Натальи был на редкость успешен. Конечно, принцессой она стать никак не могла, но стараниями родни за Натальей Александровной был закреплен титул графини Меренберг. Родственники Николая Вильгельма к ней благоволили, что для подобных случаев является весьма редким явлением, однако нельзя было не заметить того, как счастлив был с нею принц. Дети - в браке с Николаем Наталья Александровна родила еще троих - и любимый муж полностью преобразили жизнь дочери Пушкина.

Причиной последнего масштабного скандала, в центре которого оказалась Наталья Александровна, стали личные письма ее отца. Их ей отдала мать, чтобы в час нужды дочь Пушкина смогла хоть как-то исправить своё бедственное положение. Этот «спасательный круг» ей так и не понадобился. Однако значительно позже Наталья Александровна всё-таки решила их опубликовать, не ради денег, а чтобы донести мысли и слог своего отца до людей. Посредником своим она выбрала Ивана Сергеевича Тургенева, который счел это делом чести. Однако реакция публики на публикацию писем Пушкина в журнале «Вестник Европы» за 1878 год оказалась совсем не такой, как ожидалось. Многие сочли этот шаг вопиющим вторжением в частную жизнь поэта. Сыновья Пушкина, возмутившись, даже хотели вызвать Тургенева на дуэль!

Законы княжества Нассау запрещали Наталье Александровне после смерти покоиться бок о бок с мужем. Дочь великого поэта, до конца жизни сохранявшая ясность мысли и неукротимый нрав, нашла своеобразный способ обойти это ограничение. Она завещала, чтобы после смерти ее прах был развеян над гробницей мужа, что и было в свое время выполнено. Так от этой великой женщины нам не осталось даже могилы - только картины и воспоминания современников. Но такова была сила ее личности, что их оказалось достаточно для того, чтобы память о ней осталась жить на века!

Трагичная и счастливая судьба младшей дочери Пушкина не оставит никого равнодушным! Поделись этим очерком с друзьями, дай и им возможность заглянуть в такой далекий от современного человека XIX век!


Рецензии