Тесные связи Киевской Руси с Западной Европой

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В X - XII столетиях, в средние века («Термин «Средние века» введён в науку итал. историком Ф. Бьондо (ум. 1463), согласно которому эта эпоха длилась с разгрома Рима готами в 410 до захвата Константинополя турками в 1453 году … » (Большая Российская энциклопедия)) княжества и государственные образования того времени в Западной и Восточной Европе были тесно связаны между собой, через взаимодействие правящих династий, через браки, союзы и договора.

«Наиболее показательна связь Рюриковичей с Капетингами. Генрих I, был мужем дочери Ярослава Мудрого Анны. Сын Анны Людовик Толстый приходился двоюродным братом Владимиру Мономаху. Внучки Анны вышли замуж: старшая за Балдуина I – короля Иерусалимского королевства, младшая за Боэмонда Антиохийского. Родственные связи Рюриковичей с императорами Священной Римской империи Германской нации и Византийскими достаточно полно освящены, поэтому на них даже не стоит отвлекаться.» (Д. Зенин «Тамплиер Андрей Боголюбский»)

А.В. Пыжиков в своей книге «Славянский разлом» отмечает: «..Русские летописи как бы «стесняются» касаться всего, что связано с западным влиянием. Так, поражает полное молчание о крестовых походах, буквально потрясших христианский мир, как в католической, так и в православной проекции … Если ориентироваться на летописный комплекс, то создается впечатление об изолированном существовании Киевской Руси от Запада. Хотя княжеские династические браки свидетельствуют, как раз о её плотном вовлечении в католические дела».

Александр Владимирович говорит и о полном отсутствии упоминаний в русских летописях о итальянской колонизации Причерноморья и Приазовья сначала венецианцами, затем генуэзцами. О чем свидетельствуют большое количество архивных данных сохранившихся на Западе (договоров, расписок, заметок)

Приведем примеры из работ историков и исследователей о Европе того времени.
«О тесных связях Руси сначала с королевством Восточных Франков, а потом со Священной Римской Империей Германской Нации, свидетельствуют: РАФФЕЛЬШТЕТТЕНСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ УСТАВ (памятник - 906 - 907 гг.), местечко под названием RUZARAMARCHA (русская марка) на востоке Баварии, в нескольких километрах от города Пассау, женитьба сына Святослава Игоревича Ярополка на внучке императора Оттона I в 970 году.

Фактическое действие этого закона в истории отечества нашего в третьей четверти Х века следует понимать как полное установление вассалитета всей титулованной сеньоральной знати по отношению к третьему поколению основателя династии Рюрика. Русь уже в Олегово время входила в европейскую семью народов, объединенную вассальной системой франков. В последней четверти Х века Рюриковичи вошли родственные отношения с правящими династиями христианских империй Германской и Византийской.»( из работы Д. Зенина «Тамплиер Андрей Боголюбский» http://www.regels.org/Tamplier.htm)

Академик историк славист Михаил Николаевич Тихомиров в своей книге, “Древняя Русь рассказал о том, что «История Антиохии и Иерусалима (L'histoire de J;rusalem et d'Antioche), созданная в 13 веке, описывая Первый крестовый проход, указывает, что в сражении против сельджуков под Никеей в 1097 году особенно отличились рыцари из Норвегии, Польши и Руссии (de Russie). В результате указанной битвы, крестоносцы помогли грекам вернуть под свой контроль этот, захваченный до того мусульманами город, расположенный не очень далеко от Константинополя. Позже, во время того же похода, русскими уже где-то в Сирии была основана крепость ..»( «Русские рыцари в Первом крестовом походе и древние следы русских в Сирии.» https://oldrus.livejournal.com/430163.htm..)

Князь Северо-Восточной, Белой Руси Андрей Боголюбский старший сын Юрия Долгорукого, у исследователей его биографии и жития Владимира Карпеца, Вячеслава Манягина, Дмитрия. Зенина и других есть гипотеза, о том, что А. Боголюбского несколько лет не было на Руси. В эти годы он участвовал во Втором крестовом походе. Историк В. Карпец пишет: «В одном из старообрядческих вариантов жития князя о нём говорится: «Многая леты в Святая Земли Иерошаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и безкорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий ».

Исследователь высказал предположение, что: « В период 1140-1150 годов (об этом периоде в жизни князя русские летописи молчат и не говорят о участии русских князей в крестовых походах) молодой князь Андрей действительно был в Иерусалиме, где встречался со многими европейскими государями, в том числе Мануилом Комнином, Фридрихом П Барбароссой, Генрихом П Плантагенетом, Людовиком VlI Французским. Все они были там в 1147-1149 годах во время Второго крестового похода. Почти все состояли с ним в родстве или свойстве, причем Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и праправнук Ярослава Мудрого, был старейшим не только по возрасту, но и по родословию. Рюриковичи уходили глубже в историю, чем европейские после каролингские династии, обретшие власть только благодаря Папам. Именно тогда все эти государи - каждый начинают решительный поворот к централизации своих владений, а Фридрих Барбаросса бросает вызов самому папскому престолу. Случайно ли? Похоже, речь действительно шла об общем континентальном имперском замысле, опирающемся, конечно, на христианство, но свободном от того, что «папа» (и вообще епископат) делает королей. Также случайно ли, что жизнь всех этих монархов, кроме французского Людовика, оборвалась трагически?»

Д. Зенин отмечает, что: «Сведения о том времени только объявляются скудными – на самом деле их более чем достаточно. Н. М. Карамзин писал:"...Многие знатные Киевляне и Новгородцы находились тогда в Иерусалиме... сие обстоятельство не мешало витязям Российским искать опасностей и славы под знаменами Христова воинства...". Не менее интересно и то, что все наши былинные богатыри посещали Иерусалим. Былины о Василии Буслае прямо указывают на причину паломничеств. Так Василий Буслай в море встречает мужиков корабельщиков, и на их вопрос, какая нелегкая занесла его в эти края, отвечает: "А плаванье то мое, да не охотное, смолоду, было много убито, пограблено, пора к старости и ответ держать".
Именно сразу же после освобождения Иерусалима крестоносцами в нем был основан РУССКИЙ мужской монастырь Богородицы. Оскар Егер, по поводу участия Руси в Крестоносном движении, в конце XIX в. писал: "Эта особенность (религиозные различия) была не настолько велика, что бы такие общеевропейские движения, как крестовые походы, не находили своего отголоска, тем более что толпы русских паломников в XI в. из года в год непрерывно направлялись в Иерусалим на поклонение святым местам из Руси".

К сожалению, в силу крайней тенденциозности нашей официальной историографии, трудно с полной определенностью сказать, с чьей легкой руки одна из ярких страниц прошлого нашего отечества, была аккуратно вычленена из исторической памяти в массовом восприятии.»

Отметим интересную гипотезу Дмитрия Николаевича Зенина о причинах возвышения Москвы и Московского княжества, для развития были нужны средства и они поступили от тамплиеров: «Правильно вложенные и массированно примененные, эти сокровища (как сами тамплиеры, с их умениями и навыками, материальные и финансовые средства ордена) на глазах одного поколения изменили политическую карту Руси. И если до ликвидации тамплиеров процесс легализации Москвы как общего центра Града Божьего шел медленно и незаметно, то благодаря притоку избытка сил и средств, Москва совершила качественный скачок. Одним махом превратилась в столицу церкви и государства!» (Из работы Д.Н. Зенина «Все дороги ведут в Рим» http://samlib.ru/z/zenin_d_n/roma.shtml)

Нам историки говорят о сборе дани в орду московскими князьями, часть дани оставалась после платы в Москве, на что она и развивалась, но попробовали бы московские князья утаить от баскаков хотя бы толику средств от хана, да и князья других княжеств молчать не стали бы.

Топонимика клинской земли говорит о тех давних событиях, приведем примеры. На севере Клинской земли была река правый приток Шоши со странным названием Таратынка, она еще до революции была судоходной. По одной версии фамилия Таратынов, по мнению лингвистов происходит от искаженного прочтения с латинского на русский и обратно. Звук «С» и «Ц» обозначался латинской «С», которую читали как «Т». Таратынов означает Сарацынов. Значит и название реки Таратынка - Сарацинка. Во времена крестовых походов христиане называли сарацинами всех мусульман. От них могли прийти на клинскую землю необычные названия. (подробнее в моей статье «Название притока тверской Шоши Таратынки от сарацин?») Возможно название реки Таратынка могло возникнуть во времена Андрея Боголюбского, который, как говорится в одном из старообрядческих вариантов жития князя, принимал участие в крестовом походе.

По - нашему мнению название исчезнувшего сельца на юге нашей земли – Нурбожи, может быть связано с этими же событиями. На арабском языке «нур» означает свет, светлый. У арабов, турок, татар знатных людей именовали, например, Нур ад-Дин-Махмуд, эмир Дамаска с 1154 г., Нур Девлет, хан Крыма, как и в обращении в императорской России - ваша светлость, ваше сиятельство. Значит «Нурбожи» - светлый Бог?

Подведем итог, связь киевских князей Рюриковичей с Западом очевидна, поэтому рядом с исконными русскими городами Северо - восточной Руси появлялись города дублеры, а при Долгоруком города круглого типа, перенятые с Запада для контроля и своего утверждения в междуречье Оки и Волги. (подробнее в моих статьях «Особенность городов, построенных Юрием Долгоруким для контроля над Северо – Восточной Русью» и «Летописные города Северо – восточной Руси – поздние города дублеры. Экспансия с запада?» )


Рецензии