Дорога через лес

               
               
1. Ждан
2. Бабушка
3. Помещик
4. Морская царевна
5. Железной горы Хозяйка
6. Ледяная Баба
7. Пчелиная Царица
8. Великая Ель

1. Ждан и бабушка.
Бабушка. Вот живем мы на берегу моря и оно нас кормит. Пусть и не слишком сытно.
Ждан. У нас есть все, что нужно. Рыбы я всегда наловлю. Наш огород даст нам все остальное. Да и коза у нас хорошая.
Бабушка. Ты правильно принимаешь жизнь. Есть дом и еда – и все у нас есть. А я спряду шерсть и ты отнесешь её в усадьбу нашего помещика. Он заплатит, купим муки, напечем лепешек с ягодой.
Ждан. Любую зиму проживем на картошке с нашего огорода.
Бабушка. Жаль огород у нас чуть больше одеяла. Пойди налови рыбки. Погода хорошая. День в самый раз для ухи.
Ждан. Я скоро вернусь и мы устроим славный обед.

2. Ждан и морская царевна.
Ждан. Рыба сегодня не клюет. А вот тростниковую дудочку я выловил. Сам такие делаю. Тра-ла-ла! Тра-ла-ла! Вот веселый мотив. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! А этот - грустный. Баю-бай! Баю-бай! А такой - сонный. Еще раз попробую. Понятно, других песенок ты не знаешь.
Морская царевна. Я – морская царевна . Ты не находил на берегу мою дудочку? Она поёт только три песенки. Когда она поёт:"Тра-ла-ла!" - все смеются. Когда она поёт: "Баю-бай!" - все засыпают. Когда она поёт: "Ой-ой-ой!" - все плачут.
Ждан.. Значит, это волшебная дудочка? Да, я нашёл её, но ни за что не отдам. Есть мне нечего, так хоть поиграю. Музыка не дает слышать голос пустого желудка.
Морская царевна. Будь осторожен с дудочкой. Она не только играет. Она привлекает приключения. Часто не те, которые ты хочешь.
Ждан. Вот как. Дудочка умеет колдовать? А ну-ка наколдуй, чтобы рыба от меня не уходила! Баю-бай! Баю-бай! Ого, столько рыбы я никогда не видел! Во что бы мне ее собрать? Надо было взять корзинку. Ой, птицы! Не ешьте мою рыбу! Утки, хоть немного оставьте! Воры! Кыш! Кто это стреляет в птиц?

3. Ждан и помещик.
Помещик. Такой охоты у меня в жизни ещё не было! А, это ты, Ждан. Как это тебе удалось подманить столько птицы?
Ждан. Да я вовсе не подманивал этих птиц. Я играл на своей дудочке рыбам, а птицам тоже захотелось послушать мою музыку.
Помещик. Да ты просто великий музыкант. Приглашаю тебя на обед. Поиграешь моим гостям да и сам поешь, сколько захочешь. Но смотри, приходи не раньше четырёх, а то птицу не успеют приготовить. Но и опаздывать не смей - я не люблю ждать.
Ждан. Я – Ждан, а не Неждан. Приду ровно в четыре.

4. Ждан  и бабушка.
Бабушка. Ждан, наловил рыбы?
Ждан. Наловить я ничего не наловил, кроме тростниковой дудочки. Ее искала морская царевна да я не отдал.  Усыпил ею рыбу, на нее слетелись утки, их подстрелил наш помещик.
Бабушка. Плохо дело. У нас остались четыре картофелины да ломоть хлеба.
Ждан. Я сегодня дома не обедаю. Господин помещик пригласил меня к себе на обед. Уж  постараюсь принести тебе кусок сыру с этого обеда.
Бабушка. Давно не едала сыра. Так хочется попробовать. Только не иди через прибрежный лес. Старики рассказывают, там живут странные и опасные создания. В давние времена встречались люди с Железной горы Хозяйкой, Ледяной бабой, Пчелиной Царицей и Великой Елью, владычицей леса. Ничего хорошего от таких встреч простым людям ждать не приходится. Лучше идти берегом.
Ждан. Вдоль моря далеко, а  я слишком голоден.
Бабушка. Поступай, как знаешь. Я буду ждать тебя, Ждан.

5. Ждан  и  Железной горы Хозяйка.
Ждан. Неужели тащиться по берегу, когда лесом дорога вдвое короче. Лучше пойду чрез прибрежный лес. Солнце светит, трава мягкая, тропинки так и зовут вперед. Вот идет какая-то старушка с тележкой.
Железной горы Хозяйка. Здравствуй, Ждан!
Ждан. Откуда вы знаете, как меня зовут?
Железной горы Хозяйка. Спросил тоже. Я в округе  всех знаю, да и кого как зовут.
Ждан. Вот удивительно, а я вас никогда не видел. Может вам помочь? Вроде тележка у вас очень тяжелая.
Железной горы Хозяйка. От помощи не откажусь. Хоть тут уже рядом. Видишь вход в пещеру, поросший мхом? Я здесь живу. Пойдём со мной. Угощу тебя по-царски. Ты помог мне дотащить тележку, а я не люблю оставаться в долгу.
Ждан. Вообще-то я тороплюсь, но интересно, как там внутри.
Железной горы Хозяйка. Вход в пещеру неказистый, зато внутри у меня настоящий дворец. Полюбуйся.
Ждан. Ого! Всё сверкает и блестит золотом, серебром и драгоценными камнями. Неужели вы здесь живёте?
Железной горы Хозяйка. Ну да, это мой чертог. Ведь я – Железной горы Хозяйка. Завтра справляю свадьбу моей младшей дочки. Все мои слуги так хлопочут о приготовлениях к свадебному пиру, что некому позаботиться о моём сегодняшнем обеде. Вот мне пришлось самой отправиться за припасами.
Ждан. Не обижайтесь, Хозяйка, но в тележке вроде бы какое-то железо.
Железной горы Хозяйка. Не какое-то, а листовое, самого высшего сорта. Оно гораздо вкуснее простой железной руды. Листовое железо - моя самая любимая еда. Особенно если его раскалить добела. Ну-ка признайся, приходилось тебе когда-нибудь есть листовое железо, да ещё раскалённое добела?
Ждан. Что-то не припомню такого.
Железной горы Хозяйка. Ну так сейчас ты узнаешь, что такое настоящая вкуснота. Смотри, вот я кладу в печь два железных листа. Через три минуты они будут совсем белые. Тогда лезь прямо в печь и откуси кусочек свежего раскалённого железа.
Ждан. Благодарю вас, ваше горножелезное величество. Но я бы предпочёл кусок свежевыпеченного хлеба и миску простокваши.
Железной горы Хозяйка. Ну ты и глуп, Ждан. Совсем ничего не понимаешь в настоящей еде. Полезай в печь, железо уже совсем готово!
Ждан. Нет уж! В печь я не полезу. Не очень-то приятно сгореть там, как щепка.
Железной горы Хозяйка. Что за вздор? Там совсем не жарко. Нормальная температура для раскаленного добела железа.
Ждан. Нет уж, прощайте!
Железной горы Хозяйка. Стой, глупый мальчишка!
Ждан. Не надо мне вашего железа, меня ждет обед!

6. Ждан и  Ледяная Баба.
Ждан. Бабушка недаром не советовала ходить через этот лес. Ну и страху я натерпелся с этой горной владычицей. Что-то похолодало вдруг. Среди лета – зима. Даже ледяная гора посреди зеленого леса. Дыра вроде входа. Вся в сосульках. Что там внутри? Хоть загляну на минутку. Ого, зеркала из блестящего льда, ковры из мохнатого инея, стены выложены снежными звёздами. Как красиво!
Ледяная Баба. Здравствуй, Ждан.
Ждан. И тут меня знают!
Ледяная Баба. Что-то ты неважно выглядишь. Высох, как обледенелый прутик.
Ждан. Чему тут удивляться. Со вчерашнего дня не ел ничего, кроме кусочка калёного железа.
Ледяная Баба. Какая гадость! Но горячиться не следует. Я – Ледяная Баба и настаиваю на полном хладнокровии. Потому и леплю из людей снежные шары. Крепкие, круглые, холодные и одинаковые. Из тебя я тоже сделаю снежный шар. Эй, Снежное Чучело! Окуни-ка этого мальчишку семь раз в ледяную воду да повесь его на крюк - пусть промёрзнет хорошенько!
Ждан. Постойте! Я и так уже промёрз с головы до пят. Дайте мне лучше кружку теплого молока и кусок жареной рыбки.
Ледяная Баба. Слишком ты горяч, слишком горяч! Эй, Снежное Чучело!  Дать этому мальчишке миску замороженной ртути и кружку лихорадки!
Ждан. Дудочка, выручай. Тра-ла-ла! Тра-ла-ла! Тра-ла-ла!
Ледяная Баба. Что за горячая музыка! Не хочу танцевать! Почему я не могу остановиться!
Ждан. Танцуйте, чтобы согреться!
Ледяная Баба. Я не хочу греться! Вон из моего дворца!
Ждан. С удовольствием!

7. Ждан  и Пчелиная Царица.
Ждан. Как здорово выбраться из этой ледяной глыбы. И снова оказаться в летнем теплом лесу. О, сколько пчел возле дупла. Попробую их прогнать. Можно съесть перед обедом в помещичьем доме немного меду. Ведь обед будет не раньше четырёх. Ой! Пчелы, не жальте меня, я не съем весь ваш мед.
Пчелиная Царица. Ждан, как ты посмел пугать мой народ? Пчелы - мои подданные. Я – Пчелиная Царица.
Ждан. Прошу простить меня, ваше царское величество. Я только хотел взять немного меда.
Пчелиная Царица. Бедный мальчик! Ты очень голоден?
Ждан. Как же мне быть сытым, если со вчерашнего дня я ничего не ел, кроме калёного железа и замороженной ртути.
Пчелиная Царица. Да уж, какая это еда. Эй, пчелиный народ! Быстро несите мальчику маковую росинку и комариную ножку! Пусть бедняга хоть раз поест досыта.
Ждан. Благодарю вас,  но лучше вы бы угостили меня лукошком земляники и кружкой молока.
Пчелиная Царица. Ну ты и нахал! Мало того, что явился в моё царство незваным и распугал моих веселых и трудолюбивых подданных. Так ещё смеешь спорить со мной. Эй, лесные пауки! Сюда! Принимайтесь за работу! Опутывайте мальчишку паутиной.
Ждан. Оставьте меня в покое! Я не могу пошевелиться!
Пчелиная Царица. Ах, как смешно! Человек в паутине! Никогда я так не веселилась!
Ждан. Перестаньте летать и жужжать! У меня от вас голова кругом идет!
Пчелиная Царица. Теперь лежи здесь, в траве и в паутине, пока сам не запросишь капельку росы и комариную ножку.
Ждан. Послушайте, веселый пчелиный народ, чтобы вы на меня не сердились, я готов съесть не то что комариную ножку, а даже кусок тростника. Пусть только кто-нибудь достанет его из моего кармана и сунет мне в рот.
Пчелиная Царица. Никогда не видела, как человек ест тростник. Эй, пчелы, поднесите ему эту тростниковую трубочку к губам. Вот тебе твой тростник! Ешь его!
Ждан. Перед едой я хочу немного поиграть. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Пчелиная Царица. Мы не хотим плакать!  Мы любим веселье и смех! Перестань! Прекрати играть!
Ждан. Я не хочу, чтобы все ваши подданные горевали. Если вы освободите меня, я прикажу моей дудочке развеселить вас. А не освободите - так вечно и будете лить слезы.
Пчелиная Царица. Больше всего на свете мы любим наши танцы в воздухе, а эта ужасная дудочка заставляет нас плакать.
Ждан. Тра-ла-ла! Тра-ла-ла! Пляшите! Радуйтесь и веселитесь! А мне пора идти. До свидания, маленький народ! Танцуйте на цветах, да не забывайте о моей дудочке!
Пчелиная Царица. Не забудем тебя никогда! Но и в гости не ждем.

8. Ждан и Великая Ель.
Ждан. С Железной горы Хозяйкой, Ледяной Бабой и Царицей пчел я познакомился. Интересно, чем угостит меня Великая Ель, хозяйка леса? Вот на краю болота лежит огромная ель. Возле нее полно ягод. Надеюсь, это просто ягоды - не пляшут, не говорят, не плачут и не смеются.
Великая Ель. Кто осмелился потревожить меня после обеда? А, это ты, Ждан. Как ты сюда добрался? Это мои владения. Я – Великая Ель. 
Ждан. Да, болото – славное царство. Но я тороплюсь.  Просто хотел съесть немного ягод по дороге.
Великая Ель. Ягоды! Вздор и чушь. Если ты голоден, ешь мох. Я прикажу лешим доставить тебе семь возов моха. Вот это будет настоящее лесное гостеприимство.
Ждан. Спасибо, конечно, но я с большим удовольствием съел бы воз мёда или киселя. Хоть бы и один.
Великая Ель. Мед? Кисель? Да я из тебя самого сделаю кисель. Эй, совы и орлы! Хватайте этого мальчишку и тащите на обед для своих птенцов.
Ждан. Я не хочу становиться обедом! Я сам иду на обед! Дайте мне хоть сыграть напоследок! У меня есть замечательная дудочка! Баю-бай! Баю-бай!
Великая Ель. Ах, как хочется спать! Как мне надоели глупые людишки, что мешают спать в болоте. Спать! Всем спать! Птицы, спать!

9. Ждан и помещик.
Помещик. Добро пожаловать, Ждан. Ты опоздал к обеду. Все уже угощаются моей утренней охотничьей удачей.
Ждан. Как же не опоздать, я уже четыре раза побывал на званых обедах и наелся калёного железа, замороженной ртути, комариной ножки в утренней росе и несколько моховых возов.
Помещик. Что-то слишком много. Как бы тебе не умереть от обжорства. После таких редких лакомств вряд ли ты захочешь обыкновенной жареной утки. А чтобы тебе не было скучно смотреть, как мы пируем, поиграй нам на своей дудочке. Ты мастер, я видел сам.
Ждан. Это будет потруднее, чем есть калёное железо и замороженную ртуть. Ну, если желаете - развлеку вас и ваших гостей. Что же мне сыграть? Наверное, вот эта мелодия подойдет моему настроению. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Помещик. Ох, как печально. Твоя музыка не слишком подходит для веселого сытного обеда. Мои гости просто залились слезами. Лучше садись с нами за стол и поешь утки.
Ждан. И сыра тоже. Составлю вам компанию, раз уж просите. Да и домой поспешу. Устал я ходить по гостям.

10. Ждан и бабушка.
Бабушка. Ну, как, Ждан, хорошо поел в гостях у помещика?
Ждан. Да, бабушка, обед был роскошный. А все-таки дома с тобой обедать гораздо веселее. Потому я особо не задержался. Но обещание не забыл и принёс тебе кусок хорошего сыру.
Бабушка. Какой молодец! Сам поел и бабушку не забыл.
Ждан. Да, возвращался я берегом. Пришлось пройти лишних пять километров. И всё равно длинный путь вдоль берега моря оказался в три раза короче, чем короткий путь через прибрежный лес.
Бабушка.  А я что тебе говорила. Кроткий путь – не всегда самый лучший.


Рецензии