Крещение Руси

«Вера в Боге просиявших, Святых князей-предков наших.
Вера вечна, вера славна, Наша вера Православна!»
(Святитель Николай Сербский,
 гимн веры «Вера вечна»)

          Православная Церковь 28 июля по новому стилю/15 июля по старому, вспоминает 1033-ю годовщину великого события для России и всего русского народа – Крещения Руси. В 988 году Древняя Русь оказалась скрепленной религиозным единством, начало которому положил равноапостольный великий князь Владимир и святая купель вод Днепра.

          Великий князь Владимир Святославович правил на рубеже X-XI веков. Крещение всея Руси явилось в большей степени заслугой самого Владимира, который во святом крещении получил христианское имя Василий и силой Благодати Духа Святого  преобразился духовно. Именно поэтому Православная Церковь причислила Владимира князя Киевского к лику святых равноапостольных мужей.

          Опираясь на исторические факты, приведенные в лекции по истории русской Церкви историком и журналистом, доктором церковной истории Владиславом Петрушко,  представляем вниманию читателей неординарный образ князя Владимира Киевского.

          В начале своего правления князь Владимир получил Русские земли, уже как поле языческого идолослужения, которое,
в момент прихода к власти Владимира, достигло своего апогея. Он пришел к власти в качестве лидера старейшин – жреческой верхушки язычества, которые в своем озлоблении на зарождающееся христианство, возлагали исполнительную миссию на народную толпу, отличающуюся животным фанатизмом.  Но, будучи, человеком незаурядного ума, удивительной интуиции и глубокой религиозности, Владимир понимал, «что язычество в своих прежних формах уже несостоятельно».

          Бывший ревнитель ячества, выступает в роли реформатора многобожия. Он осознанно приходит к мысли, что русские племена, объединенные единодержавной властью, нуждаются в религиозном единстве. Конечно, можно было объединить всех насилием, но эта крайняя мера привела бы к скорой гибели великой державы. Владимир все-таки пытается достичь единства для своего народа иным путем.

          Вторая половина Х века: различные племена, а это были не только варяги и славяне, но и финны, поклонялись своим местным идолам. Было заимствование, но  единообразия в этих языческих верованиях на Руси никогда не было. По повелению Владимира все языческие идолы были собраны воедино в одно языческое капище, во главе которого стоял кумир – бог огня и грома Перун. Реформа языческого верования произошла около 983 года, но действительно оказалась несостоятельной. Народ,
и без того темный и запуганный своим языческим мифическим многобожием, не принял новые и созданные искусственно для племен божества.

          Еще до своего крещения, в пору своего языческого правления, будущий креститель Руси, познал всю бездну языческого служения. Как некогда было с равноапостольной великой княгиней Ольгой до ее крещения, внуком которой был князь Владимир, в душе его происходит духовный переворот. Неожиданное внутреннее перерождение наступает от четкого понимания безысходности предпринятой им реформы язычества, что и «стало для него не только политической, но и личной духовно-нравственной проблемой».

          Сомнение в язычестве у Владимира возникло от крайности языческой безнравственности, что и усиливало состояние духовного тупика. Владимир был великий политик, но в вопросе выбора своей веры и веры своего народа, он руководствовался именно личным духовным поиском. Глубоко религиозная его натура, жаждала истины, и он становится на путь поиска новой веры не только для себя, но и для всего русского народа, предводителем и защитником которого он являлся.

          Спустя время, поиск истинной веры по разным странам, приводит послов русского князя на богослужение в собор Святой Софии в Константинополе. И тому пример, когда церковное искусство и благолепие нового доселе невиданного мира, повлияло на души русских подданных. В состоянии восторга, ошеломленные послы прибыли к князю Владимиру и поведали о своём путешествии в Византию.
 
          В дополнение, свидетельствует преподобный Нестор Летописец, Владимир был потрясен беседой с монахом-философом, пришедшим из Византии. Миссионер-чернец показал русскому князю икону Страшного Суда, как исход земной жизни грешников и праведников. Это исторический пример того, как икона оказала воздействие в выборе христианской веры, и стала проповедью – «умозрением в красках». Отзывы русских послов о христианской вере и личное сильное эмоциональное впечатление от общения с византийским старцем-подвижником и проповеди художественного образа-иконы, оставило неизгладимый и благоприятный след в душе правителя Руси.

          Поражает культурный кругозор Владимира. В глубине души, он уже принял «православную греческую культуру как эталонную для Руси». Но, все же, не торопится принять крещение, обдумывая и взвешивая все – «за» и «против».

          Для Византии наступил сложный мятежный период. Братья-соправители – императоры Византии обратились за военной помощью к язычнику князю Владимиру. Наградой за помощь было обещано отдать в жены сестру императоров – Анну, но при одном условии, что Владимир примет христианскую веру. Помощь была оказана, и враг был разбит. Но, князь не принял крещение, хотя внутренне был готов сделать этот шаг, но будучи хорошим стратегом и политиком поддался искушению политического расчета. Вследствие чего и получил отказ, как язычник с аморальным прошлым.

          Князь Владимир, был все-таки больше политик и ставил в первую очередь в решении религиозного вопроса политическую сторону. Он идет войной на греков, решая действовать силой под предлогом, полученного отказа от византийских императоров отдать ему в жены принцессу Анну. Победа далась князю с трудом. Овладев крымским форпостом Византии – Херсонесом, Владимир требует выдачу Анны, в обмен на возвращение Византийскому государству покоренного им Херсонеса. В сознании князя Владимира, все еще – язычника, по-прежнему преобладает политический расчет. И только неизбежное вмешательство Промысла Божия расставляет все по своим местам.

          Узнав о прибытии в Херсонес принцессы Анны, Владимир преждевременно предвкушал победу. Как некогда, ревностный гонитель христиан Савл был поражён неожиданной слепотой, и после своего чудесного исцеления, впоследствии стал учеником Господа – апостолом Павлом, так и ныне «произошло чудо вразумления» с язычником князем Владимиром: он внезапно ослеп. Таким образом, Господь не допустил брак язычника-князя с христианкой Анной и дал вразумление Владимиру, что для него пришло время навсегда покончить со своим ветхим языческим прошлым и стать на путь Истинной веры Нового Завета.

          Князь Владимир принял Таинство Крещения и прозрел не только физически, но и духовно. Благодать Духа Святого преобразила Владимира, а освященные воды смыли с его тела всю скверну прежней языческой жизни. Из крещальной купели вышел совершенно новый человек-христианин Василий – будущий Креститель всея Руси князь Владимир Красное Солнышко. После крещения, перед святым алтарем, таинство венчания приняли две христианские души: русский князь Владимир, во святом Крещении Василий и Анна Византийская. Так был обретён мир между двумя великими державами.

          Святой равноапостольный великий князь Владимир просветил свой народ Таинством Крещения и избавил его не только от «ветхого» состояния – языческой тьмы, но и привел к свету единой Христианской веры.

          Единство Церкви заключается в тождестве веры, а, следовательно, и в верности Духу истины, созидающему Церковь Христову и пребывающему в ней. Таким образом, с великим Крещением Руси братские народы Великой, Малой и Белой Руси, обрели основу для своего духовного единства.

          «Народ Русский просветила, Святой Русью окрестила.
          Вера вечна, вера славна, Наша вера Православна!»

         
          Светлана Павлова
      
          28.07.2021

          Иллюстрация из интернета.
          Автору фото, спасибо.
      


Рецензии