О кузюках, кержаках, челдонах и нагайбаках

     Бабушка зашла в дом с миской, в которой были свежие картошка, морковка, свёкла и лук.
     - Сейчас буду суп варить, - сказала она, - а тебе, Вася, опять неожиданная работа на огороде: придётся забор чинить.
     - Что, снова к Хорошилову за цветами кто-то ночью залезал? - спросил дед.
     - Да, доску выломали и картошку потоптали, - посетовала бабушка.
     У соседа росли красивые цветы. Он где-то доставал семена, луковицы, клубни и никогда ни с кем из соседей ими не делился. Оно и понятно: зачем ему конкуренция на рынке?
     Дед вздохнул и пошёл в чулан за инструментами.
     - Да уж, не повезло нам с соседом…
     Через несколько минут мы с дедом уже были в огороде. Он достал молоток, гвозди и начал прибивать доску.
     - Это кто-то один и тот же сюда повадился ходить, - сказал дед.
     - Почему ты так думаешь? – спросила я.
     - Да потому что одну и ту же доску всё время отдирают…
     Сосед ходил по своему огороду и тоже что-то налаживал, изредка посматривая на нас из-под насупленных бровей.
     Был он, в отличие от щуплого и невысокого деда, высоким, коренастым - что называется, «косая сажень в плечах», с окладистой бородой и напоминал Карабаса-Барабаса.
     Меня удивляло то, что этот Карабас-Барабас и его жена никогда ни с кем из соседей не разговаривали, держались особняком.
     - А почему они ни с кем не общаются? - поинтересовалась я как-то у бабушки.
     - Да потому что они - кержаки, а мы - кузюки.
    «Какие-то новые слова», - подумала я и переспросила бабушку:
     - Кто-кто?
     Бабушка улыбнулась и повторила:
     - Они – кержаки, а мы - кузюки.
     - А кто это?
    ***
     Знаний о национальностях, религиях в семь-восемь лет у меня было ещё маловато…
     Слышала я о том, что мамина двоюродная сестра вышла замуж за украинца и уехала в Киев. Прекрасно помнила о том, как муж бабушкиной сестры, чуть подвыпив, бил себя в грудь кулаком и говорил: «Я - пермяк».
     Никто никогда из родных ни слова не говорил ему в ответ, и только жена смеялась:
     - «Пермяк - солёные уши».
     - Да, и горжусь этим, - отвечал он.
     - А кто такой «пермяк» и почему у него солёные уши? – спросила я как-то я маму.
     - Национальность это такая. Мы вот - русские, а он - пермяк. Пермяки добывали соль и носили её в мешках на плечах, соль попадала на уши, они краснели и распухали.
     Я внимательно рассматривала дядю Лёню. Странно: уши как уши, такие же, как у всех…
     Знала я о том, что у Вадима (маминого брата) друг Володя был белорусом. В классе со мной учились ребятишки со смуглыми лицами и чёрными, как смоль, волосами – татары.
     А вот у отца на часовом заводе начальником был американец (родом из штата Алабама) - Кеннет Эдвардс.
     Дед хвалил врачей-евреев за профессиональные знания и тактичное обращение (он часто лежал в больнице), а вот о жителях Литвы, после поездки на курорт в 1962 году, он говорил: «Не любят они русских».
     Не любили русских и в Башкирии: так говорила старшая сестра бабушки, которая однажды ездила в Уфу. Я слышала о том, что когда-то уральские земли принадлежали башкирам, а потом эту территорию активно начали заселять русские. «Может быть, поэтому они и относятся плохо к нам», - думала я.
     Так что кое-какое представление о национальностях у меня было.
     Но вот кузюки и кержаки… Кто же это?
     ***
     - Значит, мы не русские, а кузюки? - удивилась я.
     - Да русские мы, русские, - улыбнулась бабушка. – Кузюками с незапамятных времён называли тех, кто работал на заводе. «Кузюк» - сокращённо «казённый уральский завод». А мы их потомки - значит, тоже кузюки.
     «Так, с кузюками всё ясно»…
     - А соседи - не русские?
     - И соседи русские, только вера у них другая.
     - Как это, вера другая?
     - Старообрядцы они.
     - А кто это такие?
     - Молятся двумя перстами, а не тремя и в церковь нашу не ходят...
     А однажды мама моей школьной подруги сказала, что её дед гордо именовал себя челдоном, что означало, как он говорил: «человек с Дона».
     В институте вместе со мной учились нагайбаки – представители малочисленного народа Челябинской области…
     Вот так постепенно расширялись мои знания о разных народах, об их обычаях, о религиях.
     Огромна наша страна по территории и многонациональна. Более 190 народов проживает в ней. И каждый народ старается сохранить свои традиции, обычаи, сказания и легенды.

     Примечание:
     Существует несколько версий происхождения слов «кузюк» и «челдон».

     На фото возле памятника «Счастливый кузюк» автор (22.05.2021)

     После прочтения этого рассказа одна знакомая написала мне в "Одноклассниках", что мама её была гуранка.
     Оказывается, гураны — это народность в Забайкалье, которая образовалась в результате смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, даурами, маньчжурами.


Рецензии
Век живи - век учись. Сколько интересного узнала из Вашего рассказа, Наталья! Хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы и не слышит в ответ: вырастешь, узнаешь, а слышит объяснение.
Спасибо за рассказ и интересное фото.

Галина Марчукова   02.08.2021 15:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.