О кузюках, кержаках, челдонах и нагайбаках
- Сейчас буду суп варить, - сказала она, - а тебе, Вася, опять неожиданная работа на огороде: придётся забор чинить.
- Что, снова к Хорошилову за цветами кто-то ночью залезал? - спросил дед.
- Да, доску выломали и картошку потоптали, - посетовала бабушка.
У соседа росли красивые цветы. Он где-то доставал семена, луковицы, клубни и никогда ни с кем из соседей ими не делился. Оно и понятно: зачем ему конкуренция на рынке?
Дед вздохнул и пошёл в чулан за инструментами.
- Да уж, не повезло нам с соседом…
Через несколько минут мы с дедом уже были в огороде. Он достал молоток, гвозди и начал прибивать доску.
- Это кто-то один и тот же сюда повадился ходить, - сказал дед.
- Почему ты так думаешь? – спросила я.
- Да потому что одну и ту же доску всё время отдирают…
Сосед ходил по своему огороду и тоже что-то налаживал, изредка посматривая на нас из-под насупленных бровей.
Был он, в отличие от щуплого и невысокого деда, высоким, коренастым - что называется, «косая сажень в плечах», с окладистой бородой и напоминал Карабаса-Барабаса.
Меня удивляло то, что этот Карабас-Барабас и его жена никогда ни с кем из соседей не разговаривали, держались особняком.
- А почему они ни с кем не общаются? - поинтересовалась я как-то у бабушки.
- Да потому что они - кержаки, а мы - кузюки.
«Какие-то новые слова», - подумала я и переспросила бабушку:
- Кто-кто?
Бабушка улыбнулась и повторила:
- Они – кержаки, а мы - кузюки.
- А кто это?
***
Знаний о национальностях, религиях в семь-восемь лет у меня было ещё маловато…
Слышала я о том, что мамина двоюродная сестра вышла замуж за украинца и уехала в Киев. Прекрасно помнила о том, как муж бабушкиной сестры, чуть подвыпив, бил себя в грудь кулаком и говорил: «Я - пермяк».
Никто никогда из родных ни слова не говорил ему в ответ, и только жена смеялась:
- «Пермяк - солёные уши».
- Да, и горжусь этим, - отвечал он.
- А кто такой «пермяк» и почему у него солёные уши? – спросила я как-то я маму.
- Национальность это такая. Мы вот - русские, а он - пермяк. Пермяки добывали соль и носили её в мешках на плечах, соль попадала на уши, они краснели и распухали.
Я внимательно рассматривала дядю Лёню. Странно: уши как уши, такие же, как у всех…
Знала я о том, что у Вадима (маминого брата) друг Володя был белорусом. В классе со мной учились ребятишки со смуглыми лицами и чёрными, как смоль, волосами – татары.
А вот у отца на часовом заводе начальником был американец (родом из штата Алабама) - Кеннет Эдвардс.
Дед хвалил врачей-евреев за профессиональные знания и тактичное обращение (он часто лежал в больнице), а вот о жителях Литвы, после поездки на курорт в 1962 году, он говорил: «Не любят они русских».
Не любили русских и в Башкирии: так говорила старшая сестра бабушки, которая однажды ездила в Уфу. Я слышала о том, что когда-то уральские земли принадлежали башкирам, а потом эту территорию активно начали заселять русские. «Может быть, поэтому они и относятся плохо к нам», - думала я.
Так что кое-какое представление о национальностях у меня было.
Но вот кузюки и кержаки… Кто же это?
***
- Значит, мы не русские, а кузюки? - удивилась я.
- Да русские мы, русские, - улыбнулась бабушка. – Кузюками с незапамятных времён называли тех, кто работал на заводе. «Кузюк» - сокращённо «казённый уральский завод». А мы их потомки - значит, тоже кузюки.
«Так, с кузюками всё ясно»…
- А соседи - не русские?
- И соседи русские, только вера у них другая.
- Как это, вера другая?
- Старообрядцы они.
- А кто это такие?
- Молятся двумя перстами, а не тремя и в церковь нашу не ходят...
А однажды мама моей школьной подруги сказала, что её дед гордо именовал себя челдоном, что означало, как он говорил: «человек с Дона».
В институте вместе со мной учились нагайбаки – представители малочисленного народа Челябинской области…
Вот так постепенно расширялись мои знания о разных народах, об их обычаях, о религиях.
Огромна наша страна по территории и многонациональна. Более 190 народов проживает в ней. И каждый народ старается сохранить свои традиции, обычаи, сказания и легенды.
Примечание:
Существует несколько версий происхождения слов «кузюк» и «челдон».
На фото возле памятника «Счастливый кузюк» автор (22.05.2021)
После прочтения этого рассказа одна знакомая написала мне в "Одноклассниках", что мама её была гуранка.
Оказывается, гураны — это народность в Забайкалье, которая образовалась в результате смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, даурами, маньчжурами.
Свидетельство о публикации №221072800949
Спасибо за рассказ и интересное фото.
Галина Марчукова 02.08.2021 15:39 Заявить о нарушении