Шекспир в мировой поэзии по оценке Шевырева
Положения лекционных курсов С. П. Шевырева)
Являвшемуся наиболее авторитетным знатоком и ценителем творчества Шекспира среди русских ученых и литераторов второй трети XIX века, читавшему многие его драматургические произведения в подлиннике, специально изучив для этого английский язык, С. П. Шевыреву был присущ взгляд на легенду литературы Великобритании как на одну из ключевых фигур в истории мировой поэзии. Он считал Шекспира основоположником особого направления, составившего важную эстетическую веху в развитии мирового искусства: «Великие поэты, каковы Гомер, Дант, Шекспир, создали типы поэзии, и сие-то надо развивать в эстетике исторически» [1, с. 174].
Еще только готовясь к академической научной карьере, Шевырев уделял пристальное внимание углубленному изучению наследия Шекспира в ряду классиков мировой литературы: «У нас в университете со временем должны быть непременно три особенные кафедры для толкования в оригинале Гомера, Данта и Шекспира» [1, с. 232].
Позднее в своих университетских лекционных курсах Шевырев развернул целостную исследовательскую концепцию, в которой дал оригинальную интерпретацию значения творчества Шекспира в контексте общей эволюции поэзии от эпохи Возрождения вплоть до XIX века. Шевырев считал Шекспира наиболее ярким выразителем новаторских тенденций развития искусства, пришедших в XVI столетии на смену консервативному следованию устаревшим античным и средневековым канонам и образцам. По характеристике Шевырева, Шекспир, «гений готический, принес с собою всё новое, всё свое, всю стихию германскую, раскрыл в глубоко-значительной драме все тайны внутреннего человека, что могло только совершиться в мире христианском, – и спас в чистоте и стихию и дух новой жизни» [2, с. 133].
Именно стремление Шекспира к отображению специфики общественной жизни своей страны и эпохи Шевырев считал его главной заслугой перед мировой поэзией и стержневым фактором для дальнейшего развития поэтического искусства: «Шекспиру и английскому народу назначено было возвратить поэзию на прежний истинный путь и снова подружить ее с природою и жизнию, с которыми рассорило ее стеснительное влияние древности, дурно понятой» [2, с. 129]. Эту направленность шекспировского творчества на художественное воплощение всей полноты своего времени Шевырев расценивал как поворотный момент в истории развития европейской поэзии на новом этапе ее существования, утверждая, что поэзия «со времен Шекспира только принялась сильнее за решение собственной своей задачи», «решительно достигла своего назначения: творчески раскрывать тайны души нашей в живой драме, в говоримом нами слове» [3], «выражать душу и дух человека в действии» [4, с. 15].
По мнению Шевырева, творчеству Шекспира был в высшей степени свойственен особый психологический универсализм, способствующий постепенному росту человеческого самосознания: «Шекспир в своих созданиях изобразил нам не отдельные личности, а типы общие всечеловеческие, в которых каждый из нас может узнать часть самого себя» [3].
Непревзойденный психологизм шекспировского искусства коренился, как объяснял Шевырев, в самой типологической основе произведений великого английского драматурга: «Из Шекспировых творений можно извлечь полный курс о нравственной природе человека. Но этот курс представлен в живой драме. Все его лица живут. Отелло, Макбет, Гамлет, Лир, Шейлок, Фальстаф суть вечные типы, коих модели похищены из лаборатории человечества» [2, с. 129]. Вот почему, согласно интерпретации Шевырева, вся последовавшая за Шекспиром европейская поэзия активно включала в свой художественный арсенал выдающиеся достижения своего гениального предшественника, ибо «всё, что лучшего, живого произвела поэзия, в созданиях Гете, Шиллера, Вальтер Скотта, Байрона, всё ведет начало свое от Шекспира, всё раскрывает нам тайны души и приподнимает разве новую область духа, поскольку наша душа связана с этою сферою» [3].
Считая необходимым ближе познакомить широкие круги русской литературной общественности с творческим наследием мирового классика, Шевырев увенчал подробным анализом творчества Шекспира свой курс публичных лекций, прочитанный в 1847 году. В рамках этого курса Шевырев, по его собственному выражению, сознательно «сосредоточил науку около трех главных поэтов: Гомера, Данта и Шекспира. На них показан с тем вместе и способ критического изучения поэтов» [5, с. 19]. Основываясь на принципах историзма и тщательного воссоздания эстетического контекста прошедших эпох, Шевырев посвятил три заключительные лекции курса обстоятельному разбору характерных особенностей жизни и творчества Шекспира: «26) Биография Шекспира в связи с его веком. 27) Хроники Шекспира. 28) О трагедии Шекспира вообще и подробный разбор “Гамлета”» [5, с. 20].
Всё это объективно свидетельствует о приоритете Шевырева в русском шекспироведении. Благодаря неизменно сохранявшемуся на протяжении всего творческого и научного пути интересу к наследию классика английской литературы Шевырев стал первым из русских ученых академической школы, кто обратился к целостному концептуальному анализу творчества Шекспира в соотнесении с процессами общего развития мировой художественной культуры.
Литература
1. Шевырев С. П. Итальянские впечатления. – СПб.: Академич. проект, 2006. – 648 с.
2. Шевырев С. П. Изящные искусства в XVI веке. Лекция, читанная на предложенную тему в университетском Совете ищущим степени адъюнкта в Московском университете С. Шевыревым // Ученые записки императорского Московского университета. – 1833. – Октябрь. – № IV. – С. 77–133 (Отдел В. «История изящных искусств»).
3. Шевырев С. П. Общий взгляд на историю искусств и поэзии в особенности. Первая публичная лекция профессора Шевырева (7-го декабря 1846) // Московский городской листок. – 1847. – 3 января (№ 3). Окончание лекции опубликовано в следующем номере, за 4 января (№ 4).
4. Шевырев С. П. Очерк истории живописи италиянской, сосредоточенной в Рафаэле и его произведениях. Четыре публичные лекции, читанные ординарным профессором С. П. Шевыревым в 1851 году // Публичные лекции ординарных профессоров Геймана, Рулье, Соловьева, Грановского и Шевырева. Читаны в 1851 году в императорском Московском университете. – М.: Университет. тип., 1852. – С. 1–135 (раздельная пагинация).
5. Шевырев С. П. Московская летопись за 1847-й год // Москвитянин. – 1848. – Ч. I, № 2. – С. 1–39 (Отдел «Московская летопись»).
Август 2008
Свидетельство о публикации №221072901083