Будем жить!!!
А вот и поворот на мой город. Вот тут уж зевать нельзя, чтобы не пропустить момент, когда из окна автобуса, который спускается к городу по Красной горке (так называется это местечко) открывается захватывающий воображение, даже не очень эмоционального человека, вид на чашу нашего пруда, кстати сказать, самого большого искусственного водоема Европы.
С этого пруда, а вернее с речки N и началась история моего города. В 1756 году купцами Строгановыми на этой речке был построен медеплавильный завод, на который стали стекаться крестьяне из окрестных сел. Местечко так и стало называться Завод N .На реке построили плотину, и образовался пруд, вода нужна была для работы завода.
Строгановы, на пересечении двух улиц местечка построили большую церковь, которую назвали Спасской, а также госпиталь, детскую школу, богадельню, Народный дом (клуб по-нашему), а для себя несколько домов.
В ту пору в Заводе N жило почти полсотни душ крепостных крестьян. Часть из них работала на заводе, а у других были свои крепкие хозяйства.
Не обошла стороной мой город и Великая Октябрьская Социалистическая Революция. В 1919 году в городе появились белогвардейцы, в результате стычек погибло 100 человек горожан. А ночью разыгралась трагедия: белогвардейцы расстреляли на льду пруда 19 красноармейцев-активистов. В память об этом страшном событии недалеко от этого места в 70-е годы прошлого столетия был установлен памятник.
Досталось моему городку и в годы Великой Отечественной войны. Фашист до нас, конечно, не дошел, но голод коснулся всех моих соотечественников и родственников. Мама, а ей едва исполнилось двадцать лет, работала на почте и получала в день 250 граммов хлеба, а бабушка была домохозяйкой, и ей полагалось всего 125 граммов.
На возвышенности над прудом установлен обелиск моим землякам, не вернувшимся с этой страшной войны.
Завод все четыре года войны работал на оборонную промышленность.
В послевоенные годы на заводе открылся цех, выпускающий ложки.
Наши ложки, вилки, ножи очень хорошего качества, и их экспортируют во многие страны мира.
В городе моем есть магазин, где продаются столовые и чайные наборы ложек, изготовленных на нашем заводе.
А еще в моем городе есть единственный, охраняемый нашим государством «Музей ложки». Скажете, во Владимире тоже есть такой музей? Да есть, но частный.
На экскурсии в наш «Музей ложки» едут туристические группы со всего края.
Но самым главным богатством моего города являются, конечно, люди, мои соотечественники, мои земляки.
Вы, знаете какие они? Иногда грубоватые и резкие, в меру обидчивые, даже мстительные порой, но я их люблю и понимаю, потому что жить в нашем городе нелегко. А как известно «собака бывает кусачей…»
Моя Русь это мой город, а кстати сказать он и городом то уже не зовется, а из-за уменьшения численности населения ему присвоили статус Городского поселения.
В 70е годы прошлого столетия мой город процветал: металлургический завод выходил на новые обороты, продукция его пользовалась спросом. У предприятия появилась возможность строить дома для заводчан, открывались новые детские сады, была построена школа, которая сейчас носит имя бывшего директора завода Ю.П. Погодаева. Открылся большой спортивный комплекс с залами для занятий различными видами борьбы, фитнесом. Был построен» Центр культуры и досуга», где ежегодно в День Металлурга проходил наш главный городской праздник.
Для укрепления здоровья заводчан и горожан был открыт санаторий-профилакторий «Волна». У завода была своя поликлиника, которая гордо именовалась медсанчасть. Там работали очень грамотные специалисты, каждый год весной проводились профилактические медосмотры заводчан с привлечением врачей из областного центра.
Надо сказать, что когда рабочий завода шел в отпуск, то плюсом к отпускным деньгам он получал еще два оклада.
Рабочий человек мог спокойно съездить отдохнуть, скажем, на Черное море, а потом, когда появилась возможность, побывать и за границей.
Но, как известно, все когда-нибудь кончается.
В 90х годах часть акций нашего завода были проданы рабочим и руководству, а другую часть купил крупный Московский сталелитейный концерн.
И завод наш и рабочие в одночасье стали никому не нужны.
Большую часть цехов запланировали закрыть, рабочих сократить. Так и произошло.
И мой городок начал медленно, но верно разрушаться.
Начали закрываться детские сады, которые завод снял со своего баланса.
Закрыт и несколько лет стоит никому не нужный заводской санаторий «Волна».
Были переданы городским властям, и в результате заброшены и набережная пруда, и кафе »Парусник», где в 80х проходили незабываемые дискотеки, и «Центр культуры и досуга» когда-то любимое место отдыха горожан.
Как только нынешние руководители завода приняли решение о ликвидации заводской пожарной части, так вскоре прекратилась подача тепла и воды, и электроэнергии в общежитие, которое принадлежало пожарникам и их семьям. Люди были вынуждены переезжать жить к родственникам, брать ипотеки на покупку жилья.
Теперь это 3х этажное здание стоит в полуразрушенном состоянии на одном из проспектов нашего города, пугая прохожих пустыми глазницами окон.
Город мой многие годы пребывал в запустении и разрухе.
Да и сейчас картина довольно удручающая. Здание бывшей медсанчасти кто-то купил, в первую «ковидную» весну началась его реставрация. Ходили слухи, что строят «ковидный госпиталь, но шок от «пандемии» прошел, а здание так и стоит недоделанное.
Также пустует здание бывшего заводского отдела кадров. На территории завода множество полуразрушенных зданий, которые когда-то гордо именовались «Цех горячего проката», «Цех порошковой металлургии», «Ремонтно-механический», «Транспортный», »Энергетический цех» и так далее.
Из пяти тысяч человек рабочих осталось около одной тысячи.
Где сейчас эти четыре тысячи попавших под сокращение рабочих? И как живется им и их семьям?
Около двадцати заводских пятиэтажек были также сняты с баланса завода и переданы городским властям, а те продали жилищно-коммунальные конторы частникам, и если раньше капитальный ремонт домов, которые уже около 30-40 лет находятся в эксплуатации, делал завод за свой счет, то теперь ЖКХ собирают деньги на это дело с обедневших жителей.
В самом центре города стоит в полуразрушенном состоянии здание бывшего заводского детского сада. Оказывается тоже продано частному лицу, которое не может ни отремонтировать, ни снести данный объект. Все жители боятся, что кто-нибудь может устроить пожар в бесхозном двухэтажном деревянном помещении.
Когда года три назад к власти пришел новый мэр, то первым делом он приказал спилить все старые деревья в центре города и на набережной пруда, дабы они не упали во время шквалистых ветров, которые нередко бывают у нас в последнее время, и не придавили бы людей.
Часть горожан злится на него, и называют его «Лесник» (он закончил Лесотехнический факультет Сельскохозяйственной Академии). А другая часть считает, что он все правильно делает.
Вообще на нашего обывателя не угодишь, всегда чем-нибудь не доволен.
Но, честно сказать, сами горожане всегда в плохом настроении, и бросают, где придется, окурки и всякий другой мусор выбрасывают прямо в пруд.
А с наступлением «пандемии», когда были закрыт все кафе, и людям было негде посидеть и расслабиться, наши жители садились в машины, гоняли по пустому городу и врубали на полную мощь музыку . И это было похоже на крик отчаяния.
Не смотря ни на что, я люблю своих земляков. Ни за что-то, а просто так, потому что я живу с ними в нашем городе, дышу с ними одним воздухом, понимаю, что они чувствуют, когда утром ведут еще не совсем проснувшихся деток в детский сад, а сами бегут, боясь опоздать, на работу. И хорошо, если эта работа есть.
Я больше не хочу утомлять читателя грустным рассказом о моей маленькой родине.
Но недавно в нашем городе появились люди, которые создали инициативную группу, они предложили Городской администрации свою программу, и выиграли конкурс. Им выделили средства для приобретения всего необходимого для спасения нашего города. Эта группа называется «Зеленый отряд». Ее участниками являются взрослые, подростки и дети школьного возраста.
Совсем недавно в нашем городе начался капитальный ремонт плотины, реставрация «Парка Победы», произведена уборка около кафе «Парусник», введен в эксплуатацию парк отдыха в центре города на месте бывшего пустыря. И хотя многое сделать и восстановить еще предстоит, но когда люди видят, что в городе происходят перемены к лучшему, понимают, что городские власти стараются для светлого будущего их детей, то возникает чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне. А это главное.
Сегодня теплым летним вечером мы с детьми и внуками гуляли по набережной пруда, и видели радостных и спокойных людей, довольных начинающимися переменами.
Недавно на пруду установили фонтан. Размеренный шум падающей воды, необыкновенный закат, спокойно гуляющие парочки и семьи с детьми…. Все это говорит о том, что город наш жив ,у жителей его есть будущее, и что мы его горожане тоже будем жить.
Будем жить!
Свидетельство о публикации №221072901189